« Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников,
обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций»
Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке оказывается нормальным лишь для определённой части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она - лёгкий вопрос. Один и тот же текст одни дети понимают после первого чтения, другим требуется повторение, а третьим необходимы разъяснения. Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленность знаний, уровень развития зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Отсюда следует, что необходимо нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика при классно-урочной форме обучения. Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам.
Понятия "индивидуализация " и "дифференциация" обучения.
Общий анализ психолого-педагогической литературы, посвященной этой проблеме, позволяет сделать вывод относительно теории индивидуализации обучения:
1. Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения детей; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося, а, следовательно, понятия "внутренняя дифференциация" и "индивидуализация" по существу тождественны.
2. Использование дифференциации в процессе обучения создаёт возможности для развития творческой целенаправленной личности, осознающей конечную цель и задачи обучения; для повышения активности и усиления мотивации учения; формируют прогрессивные педагогические мышления.
3. Одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учёт психологических особенностей учащихся.
4. Основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.
5. Реализуя индивидуализированный и дифференцированный подход в обучении, учитель должен опираться на типологию, отвечающую следующим требованиям:
· быть единой для всех групп учащихся;
· показывать динамику перехода ученика из одной группы в другую, т.е. учитель должен иметь возможность видеть рост ученика и учитывать его;
· наглядно представлять возможности коллективной работы с различными группами учащихся;
· представлять возможность выбрать систему работы с каждой из групп учащихся.
Критерии дифференциации учащихся
Совершенно очевидно, что наитруднейшие вопросы, которые встают перед учителем, взявшим курс на дифференциацию и индивидуализацию обучения, это вопросы о том, как дифференцировать детей, по каким критериям выделять их особенности, каким образом определять тот начальный, стартовый уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения, а также какие направления в работе с определёнными детьми будут наиболее важны.
Для организации дифференцированной работы надо провести наблюдение за обучающимися по следующим параметрам:
· внимание
· произвольность
· работоспособность
· логическое мышление
· способность к самоконтролю
· познавательная мотивация
· речевое развитие
·уровень развития процесса словообразования
· развитие мелкой моторики
На основании результатов выявляется уровень развития учащихся, определяются методы и средства обучения.
Расскажу на примере моего класса.
Учащиеся моего класса характеризуются как личности, не терпимые друг к другу, для них работа в группах или парах не подходит. Каждый учащийся находится на разном уровне развития, каждый имеет индивидуальные трудности, особенности и успехи в обучении. Поэтому для моего класса целесообразнее использовать индивидуальную работу.
Я начала работать с детьми, имеющими церебральный паралич. У детей снижен объем зрительной и слуховой памяти, недостаточная скорость запоминания информации, наблюдалась неспособность к длительному психическому напряжению. Характерной чертой является низкая потребность в общении со сверстниками; их игры распадались.
В основе этих трудностей лежит бедность образной сферы, недостаточная обобщенность и обратимость сложившихся в жизненном опыте знаний и представлений, трудности в произвольном оперировании данными непосредственного опыта, малая эмоциональная окрашенность действий. Наблюдаются проблемы концентрации и переключения внимания. Запас сведений о себе и окружающем мире не соответствует возрастной норме, у всех учащихся имеется логопедическое заключение: ОНР, сопутствующие нарушения.
В обследование класса включить три основных раздела:
- тщательное изучение условий воспитания и динамики речевого и общего психического развития, которое проводится на основании беседы с родителями, анализа документов о ребенке, беседы с логопедом;
- психолого–педагогическое обследование вербальной и невербальной деятельности (задания на изучение всех видов восприятия: конструирования, пространственных и временных представлений, графических навыков, обследование навыков чтения, письма, счета);
- анализ и педагогическая оценка всех полученных данных.
Мой класс можно условно разделить на 2 неравные части: большинство учащихся гиперактивные (двигательно расторможенные, с нарушением эмоционально - волевой сферой, нетерпящие ответов своих сверстников, с плохой концентрацией внимания), и ученики с очень медленным темпом работы, замедленной фазой врабатывания. С трудностями переключения внимания, с проблемами в оформлении письменных работ.
Технология организации дифференцированной работы учащихся на уроке
Следующим этапом является разработка стратегии взаимодействия с учащимися разного уровня. На всех этапах урока, где применяется дифференцированная работа учащихся, должны быть реализованы следующие задачи:
1. Средствами внутриклассной дифференциации совершенствовать знания, умения и навыки учащихся, содействовать реализации учебной программе по русскому языку, повышением уровня сформированности знаний, умений и навыков каждого ученика в отдельности, и, таким образом, уменьшить его абсолютное и относительное отставание (т.е. отставание от уровня своих возможностей);
2. Развивать логическое мышление, процесс словообразования, обогащать словарный запас, при опоре на зону ближайшего развития.
3. Формировать учебно - познавательную мотивацию.
4. Создать условия для развития интересов и специфических способностей каждого ребёнка.
В соответствии с этими задачами была разработана технология внутриклассной дифференцированной познавательной деятельности учащихся.
На протяжении всего обучения ведется работа с детьми не только с целью дать им основной материал, предусмотренный программой, но и адаптировать его для каждого ученика, развивать память, внимание, мышление, обогащать словарь, корректировать эмоционально - волевую сферу ребят и многое другое. С этой целью на уроках использовались разнообразные формы и методы обучения, учитывались общедидактические принципы.
На уроках учащиеся работают:
- ученик, у которого еще только начинает формироваться навык письма букв и цифр, на уроках русского языка работает на компьютере - выполняет письменные работы в программе «Microsoft Office Word» и «Блокнот» (условные обозначении, способы выполнения грамматических заданий – см. приложение);
- ученик с очень медленным темпом работы в силу своего заболевания работает по опорным карточкам, с заданием половина которого заранее прописана, выполняет задания в тестовой форме, на уроке пользуемся утяжелителем для рук и креплением ног, чтобы во время работы уменьшить насильственные гиперкинезы рук и ног;
- ученик, который работает в нормальном темпе, но отвлекается, не может сконцентрироваться – работает с постоянным контролем со стороны учителя, в ходе работы используется опорные карточки с образцом выполнения задания различные памятки;
- ученица, которая работает медленно, часто выпадает из хода урока в силу своего психологического состояния, работает с материалом меньшего объема, тестовыми заданиями, с опорой на памятки и наводящий вопрос;
- ученица, работающая быстро, гиперактивная, при работе с заданием одного вида и большого объема утомляется, начинает допускать ошибки случайного характера, теряет концентрацию внимания, поэтому нуждается в смене видов деятельности - работает с карточками, индивидуальными заданиями, на компьютере в программе «Семейный наставник», выполняет на компьютере тестовые задания, составленные мной;
– ученик, который работает с быстрым темпом, гиперактивный, у которого нарушена концентрация внимания, отвлекается, в работе допускает большое количество логопедических ошибок – работает по опорным карточкам, над индивидуальными заданиями с опорой на памятки, выполняет задания на компьютере, занимается в программе «Семейный наставник».
Методика составления дифференцированных заданий для работы учащихся на уроке.
Уровень усвоения знаний у разных учащихся неодинаков:
1. Репродуктивный уровень: умение воспроизводить признаки понятий, законов, репродуцирование известных способов действий позволяет решать поставленные задачи по образцу, что не способствует формированию достаточно обобщенных и прочных связей.
2. Конструктивный уровень: прочно усвоенные алгоритмы выполнения заданий позволяют использовать полученные ранее знания в измененных ситуациях, что способствует установлению единичных связей между понятиями, понятием и законом и т.д., что, однако, не позволяет еще делать глубокие обобщения, применять знания в новых ситуациях.
3. Творческий уровень: прочно усвоенные основные положения позволяют обеспечить высокий уровень обобщения знаний, установить межпредметные связи, что, в свою очередь способствует творческому использованию полученных знаний в новых ситуациях. Это позволяет выявить новые причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы.
Эти уровни усвоения и лежат в основе методики составления разноуровневых заданий:
Структурная единица знаний |
Показатели сформированности системы качеств знаний по уровням |
Требования, соответствующие показателям |
Задания |
Проверка безударных гласных в корне слова. |
Воспроизведение правила репродуцирование известных способов действий позволяет выполнять задания по образцу – подобрать проверочное слово, пользуясь словообразованием. |
Воспроизвести: а) правило б) вспомнить способы словообразования с опорой на памятку. в)способом подбора выполнить задание с контролем учителя. |
Прочитайте слово, поставьте в нем ударение и выделите корень, посмотрите на памятку и подберите проверочное слово по предложенной схеме ( слово – ласково, много и т.д.): л*сточки - ….. |
|
Школьник свободно воспроизводит алгоритм, признаки понятий, законы и т. д. Устанавливает единичные связи между структурными единицами знаний. Глубоких обобщений не делает. |
Установить взаимосвязь между проверяемым словом и проверочным (подобрать самостоятельно проверочное слово, пользуясь памяткой), уметь преобразовывать слова, проводить все аналитические действия – разбор слова. |
Просчитайте слова, вспомните на какое правило на основании которого правильно написать слово, выполните проверку слова подбором однокоренного слова, докажите свой выбор – поставьте ударение, выделите корень и подчеркните проверяемую и проверочную буквы. |
|
Прочно усвоенные теоретические положения позволяют проводить обобщения высокого уровня, что в свою очередь, способствует использованию знаний в новых ситуациях. |
Воспроизвести теоретические положения. Установить необходимые связи между компонентами знаний, выполнить задание самостоятельно. |
С деревьев оп*дают л*сточки. Вспомните правила, которые помогут правильно написать предложение. Докажите сначала правильность написания слов, потом запишите предложение. |
По этой методике составляется основная масса карточек, например:
Помимо этого, обращаю внимание на сформированность общеучебных навыков (скорость чтения и письма), индивидуальные особенности учащихся (тип мышления, особенности ВНД), индивидуальный прогресс ученика.
Дифференцированная работа на разных этапах урока.
Работая по технологии дифференцированного обучения, я включаю дифференцированную работу в различные этапы урока в зависимости от целей и задач урока.
На этапе подготовки к восприятию нового материала включаю дифференцированные задания, направленные на актуализацию имеющихся знаний и на формирование мотивации познавательного процесса.
Наблюдения показывают, что не сразу все учащиеся начинают проявлять интерес к новому, включаются в активную познавательную деятельность. Некоторым необходима индивидуальная помощь в осознании того, что они уже знают и что должны узнать, как искать пути к истине. Если сразу не обратить внимание на этих детей, то они останутся пассивными на протяжении всего урока и сознание их не будет обогащаться, хотя ими и будут выполняться общеклассные задания. Уместно в этом случае предлагать таким детям карточки, содержащие материал, легко интегрируемый с темой урока или подготавливающий к изучению нового, а остальным - предложить составить вопросы по изучаемой теме.
Этап закрепления изученного дает самые широкие возможности для организации дифференцированной работы. Процесс закрепления осуществляется, с одной стороны, через закрепление (понимание, запоминание) элементов теории, с другой стороны, через выполнение заданий практического характера.
Организуя дифференцированную работу на этапе закрепления я ставлю перед собой следующие вопросы:
- закреплению каких навыков и приемов учебной деятельности служит предложенное ученику задание?
- какие приемы умственной деятельности нуждаются в закреплении и как разнообразить задания с этой точки зрения?
- какие ученики нуждаются в помощи учителя и в какой форме предложить эту помощь?
- какие ученики и в каком объеме могут выполнять задания творческого характера?
Решение этих проблем при помощи дифференцированных заданий способствует как закреплению учебного материала, так и умственному развитию учащихся в процессе обучения.
Необходимо также учитывать разный темп и различное качество усвоения программного материала. Действительно, одним учащимся для приобретения прочных умений достаточно интенсивной работы на начальном этапе и небольшого количества упражнений на применение изучаемого материала, другим для достижения того же результата необходимо более продолжительное время, значительно больший объем упражнений, помощь учителя. Первых нельзя задерживать на типовых, тренировочных упражнениях, вторых нельзя торопить, переводить к более сложному материалу. Поэтому закрепление организуется на разных уровнях и в неодинаковом объеме.
Домашнее задание - особый вид самостоятельной работы, т.к. эта работа выполняется без непосредственного контроля учителя. Дифференциация домашних заданий способствует устранению перегрузки учащихся домашней работой. Это означает и сокращение объема заданий, и увеличение количества дней на его подготовку, и индивидуальную работу с учащимися по повышению темпа их умственной деятельности.
Проблема дифференцированного контроля знаний - одна из наиболее сложных, на мой взгляд. Важно, чтобы оценка знаний учащихся с одной стороны, строго соответствовала уровню знаний, а с другой стороны отражала реальный прогресс каждого ребенка в развитии и уровне ЗУН. Очень важно, чтобы оценка была "справедливой" в глазах ребенка.
В своей работе я использую, как правило, единую шкалу оценок, дифференцируя при этом карточки по уровню сложности, т.е. исходу из "индивидуальной нормы" или "относительной успешности" каждого ученика. Если ученик 1-й группы без ошибок выполняет задания 1-го уровня - он получит "5", а вот наиболее продвинутые ученики должны выполнить без ошибок задания повышенного уровня сложности. Только в этом случае их работа будет оценена на "5". Так организую дифференцированные зачеты по русскому языку.
Для проверки использую разные карточки в соответствии с уровнем и темпом работы.
Для учащихся находящихся на первом уровне.
Спишите, изменяя по образцу: стадо (козы) – стадо коз.
Пара (сапог) –
Килограмм (яблоки) –
Пять (березы) –
Стопка (книги) –
Перекресток ( дороги) –
Для учащихся, находящихся на втором уровне.
Из слов, данных в скобках, составьте предложения по схеме.
1) Когда? ===== _________. (листопад, начнется, скоро)
2) Какой? ______ ======== какой? Что? (наряд, молодой, дуб, осенний, надел)
3) Откуда? ====== какие? _________. (пожелтели, монетки,, с берез, желтые)
Для учащихся на третьем уровне.
Составьте и запишите рассказ, используя следующие словосочетания.
Лиса.
Под корнями старого дерева, лисья нора, весной родились лисята, слепые маленькие лисята, лисица ухаживала, согревала их, лисички любили играть, лиса – заботливая мать.