Коррекционная педагогика с основами специальной психологии
Шелевер Наталья Владимировна
Аннотация учебно-методического комплекса дисциплины «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии»Учебно-методический комплекс дисциплины «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии» разработан для студентов 3 курса, обучающихся по специальности 050706.65 «Педагогика и психология» в соответствии со структурой и содержанием программы, разработанной на основе содержания ГОС ВПО.
Учебная дисциплина «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии» входит в федеральный блок цикла дисциплин предметной подготовки.
По своему содержанию дисциплина «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии» интегративная. Кроме сообщения студентам специальных знаний, формирования и развития у них специальных умений и навыков, он призван актуализировать их прошлые учебные достижения в области общей и социальной психологии, а также смежных наук, таких как, философия, педагогика. Дисциплина имеет явно выраженный прикладной характер, вместе с тем основной упор при его освоении делается на семинарские и лекционные занятия.
Дисциплина «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии» логически и содержательно связана с такими курсами, как «История педагогики и образования», «Теория обучения и воспитания», «Возрастная психология», «Психолого-педагогическая коррекция», «Психолого-педагогическая диагностика», «Психологическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов», «Психолого-педагогический практикум» и др.
Психолого-педагогическая деятельность служит базой для изучения возрастной, педагогической психологии, психологическая служба в образовании и др.
Дисциплина направлена на формирование общепрофессиональных компетенций выпускников:
-владеть системой психологических знаний и представлений о законах и факторах развития человека, его возрастных и индивидуальных особенностей;
-способен учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях.
Учебно-методический комплекс включает в себя: рабочую учебную программу дисциплины; конспекты лекций; материалы для практических занятий (темы и планы практических занятий); материалы для организации самостоятельной работы студентов; контрольно-измерительные материалы; список литературы; глоссарий.
Коррекционная педагогика, в настоящий момент функционирует и су-
ществует в виде коррекционно-развивающей деятельности с детьми и подро-
стками в общеобразовательной школе.
В то же время в области научно-теоретической коррекционная педаго-
гика выверяет предмет и объект своего исследования, отрабатывает понятий-
ный аппарат, поскольку возникла на стыке общей и специальной педагогики.
В качестве объекта исследования педагогической науки выступают те
явления действительности (обучение, воспитание), которые обусловливают
развитие человеческого индивида. Предметом общей педагогики является
образование как реальный целостный процесс, организуемый в специально
созданных социальных институтах (семье, образовательных, воспитательных
учреждениях), изучение его сущности, закономерностей, тенденций и пер-
спектив развития, влияние их на формирование личности человека (ребенка,
подростка, юноши). Причем развитие его проходит в пределах нормы. В то
же время специальная педагогика занимается исследованием теории и прак-
тики специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом
и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогиче-
ских условиях, определяемых существующей культурой, при помощи обще-
педагогических методов и средств затруднительно или невозможно
(Н. М. Назарова).
Вместе с тем как в общей и специальной педагогике, так и в со-
временной педагогической практике существует немало моментов, когда бы-вает трудно дать однозначный диагноз отклонениям в развитии и поведении ребенка. Это происходит тогда, когда дефект неярко выражен, а аномалии в развитии имеют негрубые формы, когда тот или иной недостаток находится в пограничной области между нормой и патологией. Это может быть тогда, когда ребенок имеет затруднения в освоении учебной программы в общеобразовательной массовой школе, но резко опережает детей в развитии и обучении во вспомогательной школе, когда в ликвидации недостатков в его развитии нужны не специальное медицинское лечение, не активное вмешательство дефектологов, логопедов и психологов, а обычная коррекция его познавательных возможностей, изменение условий общего и семейного воспитания,предупреждение и частичное исправление его поведения и помощь в освое-нии социальных норм и нравственных ценностей.
В современной педагогической науке понятия «недостаток в развитии»,
«отклонение от нормы» (как и само понятие нормы) являются предметом научной дискуссии.