Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Речевая готовность детей с нарушениями зрения к обучению в школе

Куршева Наталия Николаевна
Готовность к школьному обучению предполагает, что у детей должны быть сформированы сенсорные функции, которые обеспечивают многостороннее восприятие окружающего мира и ориентировку в нем, требуют развитого аналитического восприятия, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Ребёнок должен владеть устной речью и элементами знаний. Важно, чтобы в нем были воспитаны навыки коммуникации и жизни в коллективе.
Физическое развитие детей, страдающих нарушением зрения, показывает, что по сравнению с нормально видящими сверстниками, они более ослаблены, легче подвержены простудным и инфекционным заболеваниям.
Соматическая ослабленность таких детей отрицательно сказывается на уровне их общего развития и подготовленности к школьному обучению. Эту особенность необходимо иметь в виду при организации обучения в школе, предусматривая ряд таких мероприятий, как частые паузы, физкультминутки, зрительные разминки.
Готовность к школе -  это не только наличие знаний, умений и навыков, интересы и направленность каждого ребёнка, но и уровень самостоятельности в познавательной деятельности.
Речевая готовность детей с нарушением зрения к школьному обучению включает следующие стороны речевого развития:
а) произношение;
б) фонематическая (фонематический слух и звуковой анализ, а также знание букв и первоначальные навыки чтения);
в) семантическая (понимание значения слов, а также их переносного смысла);
г) лексическая (словарный запас и грамматический строй речи).
При определении уровня развития речи подлежат оценке следующие критерии: чистота и чёткость произношения детьми слов; количество опознаваемых букв, умение определить на слух последовательность звуков в словах; наличие в устных рассказах детей различных частей речи; правильность объяснения конкретного значения слов, адекватность их употребления в рассказах; особенности грамматического строя речи (соблюдение логической последовательности, согласование слов в предложениях и т. д.).
В произношении у большинства детей не обнаруживается значительных отклонений от возрастных норм. У некоторых наблюдаются различные формы нарушений звукопроизношения: сигматизм, ротацизм, смазанная речь и др. Запущенные формы функционального косноязычия имеются чаще у детей с нарушением зрения. Объясняется это тем, что слабовидящие дети при формировании речи не имели возможности наблюдать и следить за артикуляцией взрослых на расстоянии.
Фонематическая сторона речи характеризуется тремя уровнями развития: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень – это умение выделять на слух последовательно все буквы и слоги, знание букв и способность сливать их в слоги (сознательное послоговое и беглое чтение).
Средний уровень отличается умением выделять на слух первый звук в слове и согласные буквы в середине слова, знанием букв, попыткой сливать их в слоги и чтением односложных и наиболее простых двухсложных слов.
Низкий уровень развития фонематической речи характеризуется способностью выделять на слух в слове только слоги, знанием 5—10 букв, попыткой побуквенного чтения, но отсутствием навыка в чтении.
     Семантическая сторона речи характеризуется показателями того, насколько точно дети понимают значение слов. Как правило, выявляется четыре уровня развития у детей с нарушением зрения (высокий, средний, низкий и очень низкий) и три — у нормально видящих (высокий, средний, низкий).
Дети с высоким уровнем семантической стороны речи дают развёрнутое описание почти всех предметов, отмечая их существенные признаки. Дети со средним уровнем рассказывают о большинстве предметов, указывая только на их функциональное значение (сыр — кушать, санки — кататься и т. д.). При низком уровне семантической стороны речи ребята чаще всего ограничиваются упоминанием единичных предметов («Куст — это малина у бабушки») или указанием на их малосущественные признаки («Щенки — это у собаки»). При очень низком уровне дети ничего не могут сказать о большинстве предметов.
      Выявленное отставание в развитии семантической стороны речи у детей с нарушением зрения объясняется бедностью сенсорного опыта, на основе которого формируются чёткие представления об окружающем мире и формируются понятия.
Лексическая стороны речи также определяется тремя уровнями развития: высокий, средний и низкий. Каждому из них соответствует определённое количество слов, использованных в устном рассказе на заданную тему, и степень умения расставить эти слова в предложениях.
Дети с высоким уровнем лексической стороны речи употребляют свыше 50 слов; их рассказы развёрнуты, логически последовательны, самостоятельны. Они широко используют глаголы, прилагательные, наречия, числительные и адекватно употребляют значения слов.
Дети среднего уровня используют в рассказах от 20 до 50 слов. Их рассказы последовательны, логичны, но неполны, иногда сведены к простому перечислению предметов. Слова используются адекватно значению, но иногда сопровождаются ошибками в произношении, отражающими неправильную речь окружающих («колидор», «тортуар» и т. д.).
Низкий уровень развития лексической стороны речи характеризуется бедным словарным запасом (не более 20 слов в устном рассказе). Речь детей свёрнута, местами непонятна. Наблюдаются бессистемность, нарушения в согласовании слов, логическая непоследовательность.
      Согласно программным требованиям, речевую готовность к школьному обучению обеспечивают высокий и в какой-то мере средний уровень перечисленных сторон речевого развития.
     По данным обследований, не обнаруживают этой готовности: в области фонематического развития речи 70 % обследованных детей с нарушением зрения и 30 % — нормально видящих; в области семантического развития (понимание смысла слов) —соответственно 40 и 20 % детей; в области лексического (словарный запас и грамматический строй) — 40 % обследованных детей с нарушением зрения и 20 % нормально видящих.
Таким образом, наибольшее неблагополучие во всех группах было обнаружено в развитии фонематической стороны речи. Особенно запущенной она оказалась у детей с нарушением зрения.  Следовательно, что в детских садах специального назначения особое внимание необходимо обращать на развитие этой стороны речи.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»