Методическая разработка (конспект занятия) для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (7 класс)
Мыльные пузыри
Петрова Ольга Юрьевна,
воспитатель ГБОУ школа № 502
Кировского района Санкт-Петербурга
воспитатель ГБОУ школа № 502
Кировского района Санкт-Петербурга
Цель: развивать тактильные ощущения, осязательные чувства, воображение и фантазию, творческое мышление, эмоциональные восприятие, наблюдательность, навыки экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Познакомить со свойствами пены, со свойствами пузырей, с видами игр с мыльными пузырями.
2. Развивать речь, внимание, моторику, координацию движений через проведение игр и опытов.
3. Воспитывать терпеливость во взаимодействии с другими детьми. Создание благоприятного эмоционального состояния детей с ОВЗ.
Оборудование: тазы с мыльными растворами, соломинка для выдувания пузырей, флаконы с мыльными пузырями, кукла, полотенце, губка, мыльница.
Ход.
Воспитатель: - Ребята, к нам в гости пришёл кукла Маша. Она очень любит пускать мыльные пузыри. Давайте покажем Маше какие ещё бывают петли для пузырей. (Воспитатель демонстрирует разновидности петель и предлагает детям подуть в них) .
- Мы сегодня узнаем, как делают мыльные пузыри и вместе попробуем их изготовить.
Мыльные пузыри, значит их изготавливают из мыла. Возьмем кусочек мыла и добавим воды, смешиваем. (Ребята и воспитатель выполняют) .
- Опускаем петлю в полученную жидкость, дуем в петлю. (Дети выполняют) .
- Получились ли у нас мыльные пузыри? (Нет) .
- А сейчас берём другой стакан смешиваем жидкое мыло с водой. 1 ложка воды и 3 ложки жидкого мыла. Опускаем петлю в раствор, дуем. (Дети выполняют) .Вот видите, теперь у нас получилось. Пузыри получаются только из жидкого мыла. Жидкое мыло растягивается в тонкую плёнку, оно остаётся на петле, выдуваем воздух. Плёнка его обволакивает и получается пузырь.
Опыты с пузырями.
Воспитатель: - Воды обыкновенной в стаканчик набери.
Пускать из мыльной пены мы будем пузыри.
Мыльный пузырь – это тонкая плёнка мыльной воды, которая формирует сферу с переливчатой поверхностью. Плёнка пузыря состоит из тонкого слоя воды, заключённого между двумя слоями мыла, которые защищают воду от быстрого испарения. Пузырь существует, потому что поверхность воды имеет натяжение, которое даёт эластичность.
(Производить опыты нужно медленно, осторожно, спокойно. Освещение должно быть яркое: иначе пузыри не покажут своих радужных переливов).
Воспитатель предлагает детям поиграть с мыльными пузырями.
1 опыт. Возьмите стакан, смешайте жидкое мыло с водой (1 ложка воды и 3 ложки жидкого мыла). Опустите петлю в смесь. Что видим, когда вынимаем петлю? Потихоньку дуем в петлю. Что происходит? Жидкое мыло может растягиваться в очень тонкую плёнку. Она остаётся в петле. Мы выдуваем воздух, плёнка его обволакивает, и получается пузырь.
2 опыт. Раствор для мыльных пузырей желательно перед употреблением поставить на несколько часов в холодильник.
Смочите рабочую поверхность. (Поверхность гладкая: стекло, сталь, пластик, или пластиковую тарелку.) Обмакните соломинку в мыльный раствор, выдуйте пузырь и осторожно положите на стекло – получится купол.
Хорошо смочите соломинку в мыльном растворе, осторожно проткните первый купол и подуйте в соломинку – внутри образуется купол меньшего размера.(повторить 3 раза) Каждый новый купол не должен соприкасаться с предыдущим.
Результат. Каждый последующий пузырь занимает место в центре предыдущего и приводит к его увеличению.
Воспитатель демонстрирует опыты, дети наблюдают и помогают.
Игры и забавы с пеной и пузырями.
Воспитатель говорит о том, что перед приёмом пищи нам надо помыть руки мылом, намыливает руки мылом до появления пены (показ детям). Говорит о том, что у неё на руках белые «перчатки» и предлагает детям тоже намылить руки. Дети намыливают руки мылом до появления пены.
Проговаривают:
«Моем, моем, моем – чисто, чисто, чисто,
Будут ручки чисты, чисты, чисты».
Дети наблюдают за тем, что на ручках у них белая, воздушная и легкая пена. Смывают её водой и вытирают руки полотенцем.
Далее воспитатель говорит о том, что у куклы Маши испачканы лицо и ручки. Предлагает помыть её, дети активно участвуют: наливают воду в ванночку, намыливают мылом губку и моют кукле лицо, ручки и т.д.
Воспитатель обращает внимание на одежду куклы, говорит о том, что она испачкана, её надо постирать. В ёмкость с водой складывают одежду и берут мыло, начинают намыливать и стирать. Образовывается пена от мыла и дети стирают одежду куклы и замечают, что она стала чистая. Развешивают одежду на верёвке.
Педагог взбивает пену и обращают внимание на то, что какая она лёгкая, шуршит, издаёт шипящие звуки. Педагог предлагает детям пустить в плавание по пенящимся волнам губки и мыльницы, затем то же самое проделать в тазу с водой, сравнить, как они себя будут вести. Дети наблюдают за тем, в каком случае легче плыть: просто по воде или по поверхности густой пены. Воспитатель просит, чтобы обучающиеся подули на свои лодочки. Дети убеждаются в том, что не так-то просто лодочкам двигаться по поверхности из пены.
Воспитатель хвалит детей за помощь и предлагает игру "Да-нет":
- Мыльный пузырь похож на апельсин? (Да)
- А он похож на мандарин? (Да)
- А на яблоки в саду? (Да)
- А на рыбку, там в пруду? (Нет)
- Мыльный пузырь похож на шар земной? (Да)
- А на мячик надувной? (Да)
- Он похож на телефон? (Нет)
- А на большой магнитофон? (Нет)
- Круглый он, как солнце в небе? (Да)
- И как колесо на велосипеде? (Да)
- А ещё, похож на дом? (Нет)
- А на белый снежный ком? (Да)
Итог занятия.
- Наше путешествие в страну мыльных пузырей закончилось. Вспомните, что мы сегодня делали на занятии? Что вам понравилось больше всего, что оказалось сложным?
Воспитатель благодарит детей, хвалит.
Задачи:
1. Познакомить со свойствами пены, со свойствами пузырей, с видами игр с мыльными пузырями.
2. Развивать речь, внимание, моторику, координацию движений через проведение игр и опытов.
3. Воспитывать терпеливость во взаимодействии с другими детьми. Создание благоприятного эмоционального состояния детей с ОВЗ.
Оборудование: тазы с мыльными растворами, соломинка для выдувания пузырей, флаконы с мыльными пузырями, кукла, полотенце, губка, мыльница.
Ход.
Воспитатель: - Ребята, к нам в гости пришёл кукла Маша. Она очень любит пускать мыльные пузыри. Давайте покажем Маше какие ещё бывают петли для пузырей. (Воспитатель демонстрирует разновидности петель и предлагает детям подуть в них) .
- Мы сегодня узнаем, как делают мыльные пузыри и вместе попробуем их изготовить.
Мыльные пузыри, значит их изготавливают из мыла. Возьмем кусочек мыла и добавим воды, смешиваем. (Ребята и воспитатель выполняют) .
- Опускаем петлю в полученную жидкость, дуем в петлю. (Дети выполняют) .
- Получились ли у нас мыльные пузыри? (Нет) .
- А сейчас берём другой стакан смешиваем жидкое мыло с водой. 1 ложка воды и 3 ложки жидкого мыла. Опускаем петлю в раствор, дуем. (Дети выполняют) .Вот видите, теперь у нас получилось. Пузыри получаются только из жидкого мыла. Жидкое мыло растягивается в тонкую плёнку, оно остаётся на петле, выдуваем воздух. Плёнка его обволакивает и получается пузырь.
Опыты с пузырями.
Воспитатель: - Воды обыкновенной в стаканчик набери.
Пускать из мыльной пены мы будем пузыри.
Мыльный пузырь – это тонкая плёнка мыльной воды, которая формирует сферу с переливчатой поверхностью. Плёнка пузыря состоит из тонкого слоя воды, заключённого между двумя слоями мыла, которые защищают воду от быстрого испарения. Пузырь существует, потому что поверхность воды имеет натяжение, которое даёт эластичность.
(Производить опыты нужно медленно, осторожно, спокойно. Освещение должно быть яркое: иначе пузыри не покажут своих радужных переливов).
Воспитатель предлагает детям поиграть с мыльными пузырями.
1 опыт. Возьмите стакан, смешайте жидкое мыло с водой (1 ложка воды и 3 ложки жидкого мыла). Опустите петлю в смесь. Что видим, когда вынимаем петлю? Потихоньку дуем в петлю. Что происходит? Жидкое мыло может растягиваться в очень тонкую плёнку. Она остаётся в петле. Мы выдуваем воздух, плёнка его обволакивает, и получается пузырь.
2 опыт. Раствор для мыльных пузырей желательно перед употреблением поставить на несколько часов в холодильник.
Смочите рабочую поверхность. (Поверхность гладкая: стекло, сталь, пластик, или пластиковую тарелку.) Обмакните соломинку в мыльный раствор, выдуйте пузырь и осторожно положите на стекло – получится купол.
Хорошо смочите соломинку в мыльном растворе, осторожно проткните первый купол и подуйте в соломинку – внутри образуется купол меньшего размера.(повторить 3 раза) Каждый новый купол не должен соприкасаться с предыдущим.
Результат. Каждый последующий пузырь занимает место в центре предыдущего и приводит к его увеличению.
Воспитатель демонстрирует опыты, дети наблюдают и помогают.
Игры и забавы с пеной и пузырями.
Воспитатель говорит о том, что перед приёмом пищи нам надо помыть руки мылом, намыливает руки мылом до появления пены (показ детям). Говорит о том, что у неё на руках белые «перчатки» и предлагает детям тоже намылить руки. Дети намыливают руки мылом до появления пены.
Проговаривают:
«Моем, моем, моем – чисто, чисто, чисто,
Будут ручки чисты, чисты, чисты».
Дети наблюдают за тем, что на ручках у них белая, воздушная и легкая пена. Смывают её водой и вытирают руки полотенцем.
Далее воспитатель говорит о том, что у куклы Маши испачканы лицо и ручки. Предлагает помыть её, дети активно участвуют: наливают воду в ванночку, намыливают мылом губку и моют кукле лицо, ручки и т.д.
Воспитатель обращает внимание на одежду куклы, говорит о том, что она испачкана, её надо постирать. В ёмкость с водой складывают одежду и берут мыло, начинают намыливать и стирать. Образовывается пена от мыла и дети стирают одежду куклы и замечают, что она стала чистая. Развешивают одежду на верёвке.
Педагог взбивает пену и обращают внимание на то, что какая она лёгкая, шуршит, издаёт шипящие звуки. Педагог предлагает детям пустить в плавание по пенящимся волнам губки и мыльницы, затем то же самое проделать в тазу с водой, сравнить, как они себя будут вести. Дети наблюдают за тем, в каком случае легче плыть: просто по воде или по поверхности густой пены. Воспитатель просит, чтобы обучающиеся подули на свои лодочки. Дети убеждаются в том, что не так-то просто лодочкам двигаться по поверхности из пены.
Воспитатель хвалит детей за помощь и предлагает игру "Да-нет":
- Мыльный пузырь похож на апельсин? (Да)
- А он похож на мандарин? (Да)
- А на яблоки в саду? (Да)
- А на рыбку, там в пруду? (Нет)
- Мыльный пузырь похож на шар земной? (Да)
- А на мячик надувной? (Да)
- Он похож на телефон? (Нет)
- А на большой магнитофон? (Нет)
- Круглый он, как солнце в небе? (Да)
- И как колесо на велосипеде? (Да)
- А ещё, похож на дом? (Нет)
- А на белый снежный ком? (Да)
Итог занятия.
- Наше путешествие в страну мыльных пузырей закончилось. Вспомните, что мы сегодня делали на занятии? Что вам понравилось больше всего, что оказалось сложным?
Воспитатель благодарит детей, хвалит.