Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование учебного поведения у детей с расстройством аутистического спектра

Лебедева Анастасия Валерьевна
Аутизм – (от греч. Autos – сам) – состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими. Данный термин ввел в 1912 г. Э. Блейлер для обозначения особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности.
Происхождение термина аутизм может быть различным. В легкой степени он может встречаться при конституционных особенностях психики, а также в условиях хронической психической травмы. А может выступать как грубая аномалия психического развития. В тяжелых случаях необходимы коррекция и лечение, включающие, в частности, налаживание контактов с внешним миром.
Ребенку с расстройством аутистического спектра тяжело дается процесс обучения. Для корректировки и формирования учебного поведения у детей с РАС обращаются к поведенческим специалистам.
Чтобы сформировать учебное поведение у ребенка с РАС следует установить руководящий контроль. Руководящий контроль – звучит директивно и жестоко. Но это только на первый взгляд. Данная методика подразумевает под собой установление позитивных рабочих взаимоотношений между педагогом и ребенком. Что значит позитивные рабочие отношения? Если со словом «позитивные» все понятно, то подробнее рассмотрим словосочетание «рабочие взаимоотношения». Это значит, что педагог выполняет с ребенком какие-либо занятия. При этом ребенок находится в сотрудничестве – это важно. А педагог в свою очередь делает так, чтобы ребенку было с ним интересно. Если педагог находится с ребенком в одном классе, они не кричат и друг от друга не убегают, то это не значит, что у них создались позитивные рабочие взаимоотношения. Потому что как только ребенку предложат выполнить какое-нибудь задание, а он откажется, то начнутся крик, плач и катания по полу. И тут как раз на помощь педагогу придет методика руководящего контроля.
Руководящий контроль означает, что ученик сотрудничает всегда, когда ему предлагается задание или требование, которые интересны ученику. Речь идет об обоюдном процессе:
- ребенок сотрудничает, выполняет задания
- педагог делает так, чтобы ученику было интересно с ним работать.
Это значит, что в задачу педагога входит забота о мотивации ученика. Не стоит рассчитывать на то, что ученик будет выполнять задания для удовлетворения своей потребности в признании или ради самовыражения. Тем более мы помним, что речь идет о ребенке с расстройством аутистического спектра. Мы говорим сейчас о мотивационных стимулах, благодаря которым, ученик будет выполнять инструкции. У каждого ребенка они будут индивидуальные. Также мы знаем, что с помощью установления руководящего контроля, корректируется нежелательное поведение ребенка, которое уже было ранее закреплено. Ученик неоднократно убеждался на практике в том, что вовлечение в нежелательное поведение или избегание учебных ситуаций приводит к получению более быстрого и ценного потребления, чем поведение сотрудничества. Рассмотрим ситуацию: ребенку предложили выполнить задание, он отказался, упал на пол и стал кричать. Его вывели из класса. В таком случае цель достигнута – ученик прекратил занятие, когда захотел. Установление руководящего контроля изменит эту ситуацию и занятие будет завершено после того, как ребенок выполнит то, что необходимо.
Разберем семь шагов для установления руководящего контроля.
Шаг 1. Покажите ребенку, что только вы контролируете те предметы, которые он хочет держать или которыми он хочет играть. Только вы решаете, когда ребёнок может их получить в качестве поощрения.
Для этого уберите 2/3 значимых стимулов ребёнка в недоступное место и предоставляйте их после сотрудничества. Создайте «бедную» среду для занятий с ребенком. Уберите мотивационные предметы так, чтобы ребенок их видел, но не мог самостоятельно их получить.
Сперва будет обучение простым навыкам: дай руку, дай ручку и т.д. Как только ученик выполняет простые действия, то педагог дает ему поощрение. Таким образом потихонечку ребенок привыкнет к тому, что он вас слышит, выполняет ваши инструкции и получает желаемое. Ребенок начнет ориентироваться на педагога.
Шаг 2. Педагогу необходимо показать, что ребенку будет с ним весело. Цель сделать каждое взаимодействие «педагог-ученик» приятным опытом. Так ребенок будет хотеть следовать наставлениям для более длительного взаимодействия с педагогом. На начальном этапе установления контроля желательно 75% времени отводить на соотнесение педагога с приятными стимулами и активностями. Например, 3 минуты играть, минуту выполнять задания, затем снова 3 минуты играть и минуту заниматься.
Шаг 3. Установите доверительные отношения с ребенком. Говорите то, что вы конкретно имеете ввиду. Если вы дали ребенку задание, то не давайте ему получить то, что он хочет, пока он не выполнит вашу инструкцию. Если необходимо, то помогите ученику, используя подсказки. Говорите утвердительно. Инструкции занимают 25% времени.
Шаг 4. Педагогу следует показать ученику, что следование его инструкциям является наилучшим способом получить поощрение. На этом этапе важно фокусировать внимание на том, что у ребенка получается, и как можно эмоциональнее подкреплять это стимулами или активностями. Когда педагог контролирует мотивационные предметы, то их можно использовать для поддержки и одобрения верного поведения ученика. Чем чаще ребенок получает подкрепление, тем быстрее понимает, какого поведение ведет к этому.
Шаг 5. На ранних стадиях установления руководящего контроля поощряется каждая желаемая реакция. Важно не воспринимать сотрудничество как должное. В дальнейшем, когда ребенок захочет и сможет следовать инструкциям, то педагог будет сокращать поощрения, но при этом позитивное учебное поведение будет сохраняться.
Шаг 6. Важно показать ребенку, что вы знаете его интересы. Для этого педагог выписывает важные для ребенка поощрения и активности, которые его мотивируют. Этот список надо постоянно пополнять. Самые желанные активности или стимулирующие предметы лучше всего оставить для подкрепления сложных навыков, таких как, речь или туалетный тренинг.
Постоянный поиск мотивационных предметов или активностей это важная ежедневная рутина для поведенческого специалиста. Без мотивации нет обучения. Будет намного проще, если для каждого ученика будет заведена своя база поощрения. Тогда и сотрудничество будет на высоком уровне.
Шаг 7. Покажите ребенку, что невыполнение ваших инструкций или плохое поведение не приводит к получению подкрепления. Педагогу надо быть готовым к взрыву эмоций и всплеску негативных поведенческих реакций и НЕ поощрять его. Если такое поведение будет одобрено, то оно обязательно повторится.
В таком случае педагог должен больше помогать ученику выполнить озвученные им требования. Как только все исполнено, то обязательно поощрить достигнутое сотрудничество словесно и мотивационным предметом или активностью.
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2010. - 288 с.
2. Уиндер С. и др. На «ты» с аутизмом. М.: Теревинф, 2013. - 510 с.
3. Шрам Р., Детский аутизм и ABA – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2013. - 208 с.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»