Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Музейная педагогика как средство социализации детей с ОВЗ

Богданова Любовь Павловна,
учитель истории ГБОУ № 231
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
 
Ключевые слова: музейная педагогика; экскурсионная работа; дети с ОВЗ.
Keywords: museum pedagogics; excursion work; children with disabilities
 
Под музейно-педагогической деятельностью традиционно понимается способ освоения музейного пространства и музейных коллекций, основанный на активной деятельности посетителей экспозиции музея.
         Музейно-педагогическая деятельность имеет долгую историю становления.
         Сегодня технологии музейной педагогики могут применяться как для работы с детьми, имеющими хорошую подготовку или не имеющими ее вообще, главное определить уровень заданий и требований к учащимся в соответствие с их возможностями, уровень подготовки детей.
Но у нас особые дети, дети с ОВЗ. А наших детей характеризуют дефицит внимания, медленная переключаемость, недостаточная сформированность основных мыслительных функций. Основная масса наших учащихся - это дети с низким уровнем способностей, слабой мотивацией к обучению, недостаточными навыками самостоятельности в учебной деятельности
Мы с вами хорошо знаем, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии правильно организованного подхода к обучению и воспитанию. Отклонения в развитии ребенка с ОВЗ приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом, происходит так называемый «социальный вывих, преодолеть который» и ввести ребенка в культуру можно, используя “обходные пути”, т. е. особым образом построить образование, выделить специальные задачи, разделы содержания обучения, а также - методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами. Одним из таких методов смело можно назвать музейную педагогику, так как именно она включает всевозможные формы работ, но при этом она одна из немногих способна быть максимально приближенной к конкретным потребностям в развитии, образовании и воспитании каждого конкретного ученика.
Современная методика музейной педагогики выделяет три подхода к организации деятельности в этой сфере:
  • просветительская деятельность,
  • музейно-педагогическая деятельность,
  • педагогика музейной деятельности.
         Конечно, выбрать один из трех подходов и ограничиться именной им не всегда правильно и результативно, а для работы с детьми с ОВЗ еще и целесообразно. Поэтому далее я коротко остановлюсь только на двух из них, которые я применяю в своей музейной практике.
 Основой просветительской деятельности является экскурсия.
         Сегодня экскурсионная работа крайне востребована, так как является простым и эффективным способом развернуть перед слушателем панораму событий, явлений, художественных стилей в сжатые сроки дать высококачественную информацию об экспонатах. Учащиеся нашей школы  часто ходят на экскурсии. Но экскурсионная работа для детей с ОВЗ,  имеет ряд ограничений, которые следует соблюдать, чтобы посещение музея не причинило вред таким учащимся. Организовывая экскурсию в  музей обычно экскурсоводу заранее делается предупреждение с просьбой учесть возможности нашей экскурсионной группы в вовремя проведения мероприятия, что, естественно, ограничивает пребывание по времени и экскурсионную лекцию по смысловому содержанию. Наш город дает огромные возможности для посещения экскурсий.. Ученики нашей школы посещают разные музеи: исторические; естественно – научные; литературные; музеи-памятники; художественные.
         Музейно-педагогическая деятельность нам тоже очень близка, поскольку в течение 7 лет наша школа совместно со школьным центром Эрмитажа проводит занятия – экскурсии для наших детей. Нам очень повезло, так как этим центром была разработана целая программа для занятий с детьми с ОВЗ, которая так и называется «Наш Эрмитаж».
Данная программа рассчитана на систематическое посещение музея группой учащихся в течение нескольких лет. Она предполагает последовательное введение детей с ОВЗ в мир искусства и состоит из двух частей.
         Первая часть — «Знакомство с Эрмитажем» состоит из девяти занятий, вводящих в мир музея. На этих занятиях дети знакомятся с архитектурно-декоративным убранством интерьеров Зимнего дворца и зданий Эрмитажа, с произведениями декоративно- прикладного искусства, осваивают круг знаний и представлений, необходимых для понимания сложного материала музея.
Вторая часть - «Боги и герои в искусстве Древнего мира» состоит из семи занятий, в которых дети знакомятся с мифологическими сюжетами в скульптуре и живописи
         Кроме того для школьников старших классов предлагаются тематические занятия, ориентированные на программу по истории в школе.
Цель занятий состоит в том, чтобы социально реабилитировать детей с ОВЗ, способствовать оздоровлению психики «особых» детей, расширять кругозор, приобщать их к миру культурных ценностей, а также воспитывать личность через восприятие произведений искусства.
         Конечно, в работе с такими детьми учитываются особенности их психики, мышления, восприятия окружающего мира и поведения. Характерными особенностями детей с ОВЗ являются конкретность, наглядность мышления, слабая способность к обобщению. В их поведении наблюдается либо заторможенность, либо возбужденность, в зависимости от характера заболевания и физического самочувствия.
Но с другой стороны, эти дети способны глубоко переживать, отзывчивы на доброе и чуткое отношение к ним, восприимчивы к красоте, вызывающей у них радостные эмоции, благодарно откликаются на тот материал, который оказался понятен и интересен им, созвучен их настроению. Недостаток положительных эмоций отрицательно влияет на ход развития личности любого ребенка, а яркие зрительные впечатления стимулируют любознательность детей, способствуют развитию эмоциональности. В особенности это относится к детям младшего школьного возраста, более открытым, непосредственно вступающим в контакт с экскурсоводом.
         Чтобы это воздействие было благотворным, работники Эрмитажа стараются найти дорожку к душе каждого ребенка, использовать индивидуальные методы приобщения его к произведениям искусства. Группа детей всегда состоит из индивидуальностей, даже если это дети с ОВЗ. Каждый ребенок обладает своим характером, особенностями поведения, проявления эмоций, имеет свой круг интересов, уровень восприятия. От самочувствия в данный момент, от настроения, связанного с какими-то личными переживаниями или обстоятельствами жизни, зависят как восприятие искусства, так и взаимоотношение с сотрудником, который работает с группой. Поэтому успех занятий с детьми с проблемами в развитии во многом определяется личностью сотрудника музея, его умением понять, завоевать доверие и привязанность ребенка, быть доброжелательным, чутким и терпеливым.
Выбор темы и маршрутов занятий определяется возрастом детей и уровнем их подготовки. Практика показала, что целесообразно начинать приобщение детей к музею с младших классов школы (у нас это 3-4 класс), когда они уже привыкают к учебному процессу и способны в какой-то мере концентрировать свое внимание в течение 30-40 минут, необходимых для занятия на экспозиции. На первых занятиях в показ включается небольшой материал, но постепенно он расширяется, так как способность детей усваивать новые зрительные впечатления, знания и умение пользоваться новым запасом слов с каждым посещением увеличивается. Ко второму году темы усложняются, дети способны воспринимать скульптуру и живопись, вводятся элементы художественного анализа.
         Для того, чтобы усвоение знаний, полученных во время экскурсий-занятий в музее было более полным, необходимы постоянная и целенаправленная работа школьного учителя, который имеет возможность включить занятия в музее в систему эстетического воспитания в школе, связывая их с преподаванием гуманитарных предметов и уроками изобразительного искусства.
         Перед каждым занятием мы проводим беседы с детьми о том, что им предстоит увидеть, показываем иллюстрации, слайды, объясняем новые слова, читаем книги (мифы, сказки, стихи), сообщаем некоторые исторические сведения.
         Дети получают в школе также начальные представления об историческом времени, веке как единице, которая помогает отсчету времени и событий. В музее в каждом занятии представление о времени будет постепенно углубляться, насыщаться конкретным содержанием.
         Слабая ориентация в пространстве - один из признаков отставания в развитии. Поэтому учитель обязательно дает некоторые общие историко-топографические сведения о Санкт-Петербурге, о месте расположения в нем Эрмитажа, о пути к нему от школы. После первого посещения учитель вместе с детьми создает графическую схему пути от школы в музей, выделяя наиболее характерные ориентиры.
         Методика работы экскурсовода с детьми с ОВЗ в музее строится на неторопливом рассматривании произведений искусства вместе с детьми, на активном диалоге с группой в форме взаимных вопросов и ответов. Обязательно наши экскурсоводы в занятия  вводят игровые моменты.
         Например:
  • Игры, помогающие развивать образное мышление, воображение ребенка.
  • Игра на выразительность движения, развивающая пантомимику, проводится на занятиях по теме: «Боги и герои в искусстве Древнего мира». Дети воспроизводят по памяти рассмотренную на занятиях скульптуру (позы, жесты, мимику), проигрывают роли богов и героев
  • Игры, в которых ставится задача отгадать, найти аналогичные произведения по знакомым уже атрибутам, сюжетам, ответить на вопросы: «На что похоже? Где мы это уже видели?» Это способствует развитию аналитического мышления и обогащает ассоциативные представления.
         Очень важной частью наших занятий - экскурсий является рисование. Оно представляет для детей форму самостоятельной деятельности, которая дает выход двигательной и осязательной функциям руки, активизирует восприятие, развивает воображение, творческие возможности. Объект рисования выбирает сам ребенок. Если кто-то отказывается от рисования, мы ни в коем случае не принуждаем его, так как, в конце концов, влияние общей атмосферы в группе во время занятий и эмоциональное воздействие искусства стимулируют желание у каждого попробовать свои силы в изобразительном творчестве. Рисование происходит как в самом музее так и после экскурсии в школе Рисунки, выполненные таким образом, имеют эскизный характер, отражающий свежий, непосредственный взгляд детей на экспонаты в музее.
         После экскурсии  проводим закрепляющее занятия, которые, кроме рисования, состоят еще и в том в том, что дети вспоминают увиденное в музее, обмениваются впечатлениями, используя новые слова и понятия. Эти занятия проходят в виде беседы, игры, викторин, загадок, кроссвордов.
Лев Семенович Выготский писал: “Вероятно, человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие, но гораздо раньше оно победит их социально и педагогически, чем медицински и биологически», а я бы добавила сюда и средствами музейной педагогики, потому что уже к концу первого года посещения музея дети самостоятельно и уверенно перемещаются по залам Эрмитажа, бегут к компьютерам, где можно найти изображения всех экспонатов музея.
 
Список литературы:
1. Астапов В.М. Введение в дефектологию. - М: 1994
2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.  –М:1993 
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М:1991
4.Гогиберидзе Г.М., Чесняк Г.М. Формирование музейной педагогики. Преподавание истории в школе. №8. 2007
5. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина. Сб. творческой лаборатории. Музейная педагогика. Кафедра музейного дела. - М: 1997.
6. Провоторова М.В. Краеведение сегодня. Проблемы взаимодействия музея и школы. Музейная педагогика. МСНТ. 1996. Выпуск 4.
7. Шипицина Л.М. Коррекция и реабилитация детей с проблемами развития: Программа диагностического центра. –СПб: 1995
8. Шостак Л.Я. Наш Эрмитаж. Программа занятий с особыми детьми.  – СПб: 2006
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»