Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Роль театрализованной игры в развитии эмоциональной
лексики у младших школьников с особыми
образовательными потребностями
 
Шкитырь Инна Вадимовна,
учитель начальных классов ГБОУ школа № 487
Выборгского района 
Санкт-Петербурга 
Дети с особыми образовательными потребностями,  испытывают трудности в познании окружающего мира: в усвоении понятий и оформлении их в речевом высказывании, установлении общих связей и закономерностей. Недостатки речевого развития приводят к трудностям в общении, обуславливают малый словарный запас, что отрицательно влияет на формирование связной речи в целом. С этими проблемами нужно работать и самым адекватным будет с помощью театрализованной игры, развивать  и формировать эмоциональную лексику. Важность затронутой темы  несомненна, как в плане развития и воспитания детей в целом, так и в плане дальнейшего обучения.
         В специальной литературе формированию эмоциональной лексики у  младших школьников не уделяется достаточно внимания, поэтому можно констатировать, что данная проблема к настоящему времени является мало разработанной, что делает ее по­становку актуальной.   
         Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой.  Театр является одной их самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры.
Эмоциональная лексика положительно влияет на детские отношения, если оно насыщается социально значимой мотивацией, выражающейся в стремлении развить общую театрализованную игру, сохранить общность детей в игровом объединении, и если предметом осознания ребенка в игре выступает другой ребенок - партнер по игре, а также область отношений с ним. Владение способами эмоциональной лексики - важное условие налаживания отношений между детьми в игре.
        Играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств младшего школьника. Переживания помогают испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности.
  Отличительной особенностью в развитии эмоциональной лексики у младших школьников с особыми образовательными потребностями  является деятельностный подход к воспитанию, образованию, развитию ребенка посредством творчества, то есть на всех уровнях ребенок становится вовлеченным в продуктивную творческую деятельность (сюжетно-ролевая игра, игра-подражание, игра-драматизация, мини-спектакль, набор оригинальных творческих заданий).
   Следующей особенностью является акцент на общее развитие личности, включая ее физическое совершенствование. С этой целью включены занятия по сценическому движению, пантомиме, двигательной активности, тем самым учитывается особенность младшего школьника, связанная с непроизвольностью, импульсивностью, потребностью в движении.
    Главной особенностей является использование на занятиях следующих видов деятельности: музыкальная, театральная, нетрадиционная.
         Театрализованная игра осуществляется по принципу блоков:  блок 1 - период накопления (погружение), блок 2 - период моделирования.
         Период накопления предполагает погружение в пространство творчества, через подражание, овладение формой, это школа обучения чувств ребенка. Здесь происходит освоение общечеловеческих стереотипов поведения, формируется способность к сопереживанию и подражанию.
          Главная роль и функциональное значение принадлежит педагогу, который на собственном примере обучает детей.
          Второй период связан с самостоятельностью, инициативностью ребят. С освоением духовных ценностей через моделирование - присвоение различных общественных структур и форм общения (навык социальной адаптации), “примеркой” многообразных ликов, масок.
Театрализованная игра, а также вся театральная деятельность  имеет большой потенциал для организации занятий с младшими школьниками с особыми образовательными потребностями для формирования у них эмоциональной лексики, так как такая лексика широко используется в самих театрализованных постановках и может быть введена в активный словарь детей через игры-драматизации.
      

Список литературы

1.     Баттерворт, Дж. Принципы психологии развития /Дж. Баттерворт, М.Харрис. пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2000.- 350 с.
 2. Горбачёв Н.А. Театральные сезоны в школе. М.: Школьная пресса,               2003 г.
              3. Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе:  программы, конспекты занятий, сценарии – Волгоград: Учитель, 2009. -153 с.
             4. Леванова Е.А. Игра в тренинге возможности игрового взаимодействия.   Санкт-Петербург, 2007 г.
5.     Лукьянова, Н.А. Экспрессивная лексика разговорного употребления. /Н.А.Лукьянова, А.И. Федорова.– Новосибирск.: изд-во Новос. Ун-та, 1986. – 227 с.
  1. Нахимовский А.М. Театральное действо от А до Я. М.: Аркти, 2002 г.
7.     Филичева, Т.Б, Т.Туманова. Совершенствование связной речи /Т.Б.Филичева.- М., 1994-311с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»