Роль театрализованной игры в развитии эмоциональной
лексики у младших школьников с особыми
образовательными потребностями
лексики у младших школьников с особыми
образовательными потребностями
Шкитырь Инна Вадимовна,
учитель начальных классов ГБОУ школа № 487
Выборгского района Санкт-Петербурга
Дети с особыми образовательными потребностями, испытывают трудности в познании окружающего мира: в усвоении понятий и оформлении их в речевом высказывании, установлении общих связей и закономерностей. Недостатки речевого развития приводят к трудностям в общении, обуславливают малый словарный запас, что отрицательно влияет на формирование связной речи в целом. С этими проблемами нужно работать и самым адекватным будет с помощью театрализованной игры, развивать и формировать эмоциональную лексику. Важность затронутой темы несомненна, как в плане развития и воспитания детей в целом, так и в плане дальнейшего обучения.учитель начальных классов ГБОУ школа № 487
Выборгского района Санкт-Петербурга
В специальной литературе формированию эмоциональной лексики у младших школьников не уделяется достаточно внимания, поэтому можно констатировать, что данная проблема к настоящему времени является мало разработанной, что делает ее постановку актуальной.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Театр является одной их самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры.
Эмоциональная лексика положительно влияет на детские отношения, если оно насыщается социально значимой мотивацией, выражающейся в стремлении развить общую театрализованную игру, сохранить общность детей в игровом объединении, и если предметом осознания ребенка в игре выступает другой ребенок - партнер по игре, а также область отношений с ним. Владение способами эмоциональной лексики - важное условие налаживания отношений между детьми в игре.
Играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств младшего школьника. Переживания помогают испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности.
Отличительной особенностью в развитии эмоциональной лексики у младших школьников с особыми образовательными потребностями является деятельностный подход к воспитанию, образованию, развитию ребенка посредством творчества, то есть на всех уровнях ребенок становится вовлеченным в продуктивную творческую деятельность (сюжетно-ролевая игра, игра-подражание, игра-драматизация, мини-спектакль, набор оригинальных творческих заданий).
Следующей особенностью является акцент на общее развитие личности, включая ее физическое совершенствование. С этой целью включены занятия по сценическому движению, пантомиме, двигательной активности, тем самым учитывается особенность младшего школьника, связанная с непроизвольностью, импульсивностью, потребностью в движении.
Главной особенностей является использование на занятиях следующих видов деятельности: музыкальная, театральная, нетрадиционная.
Театрализованная игра осуществляется по принципу блоков: блок 1 - период накопления (погружение), блок 2 - период моделирования.
Период накопления предполагает погружение в пространство творчества, через подражание, овладение формой, это школа обучения чувств ребенка. Здесь происходит освоение общечеловеческих стереотипов поведения, формируется способность к сопереживанию и подражанию.
Главная роль и функциональное значение принадлежит педагогу, который на собственном примере обучает детей.
Второй период связан с самостоятельностью, инициативностью ребят. С освоением духовных ценностей через моделирование - присвоение различных общественных структур и форм общения (навык социальной адаптации), “примеркой” многообразных ликов, масок.
Театрализованная игра, а также вся театральная деятельность имеет большой потенциал для организации занятий с младшими школьниками с особыми образовательными потребностями для формирования у них эмоциональной лексики, так как такая лексика широко используется в самих театрализованных постановках и может быть введена в активный словарь детей через игры-драматизации.
Список литературы
1. Баттерворт, Дж. Принципы психологии развития /Дж. Баттерворт, М.Харрис. пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2000.- 350 с.
2. Горбачёв Н.А. Театральные сезоны в школе. М.: Школьная пресса, 2003 г.3. Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии – Волгоград: Учитель, 2009. -153 с.
4. Леванова Е.А. Игра в тренинге возможности игрового взаимодействия. Санкт-Петербург, 2007 г.
5. Лукьянова, Н.А. Экспрессивная лексика разговорного употребления. /Н.А.Лукьянова, А.И. Федорова.– Новосибирск.: изд-во Новос. Ун-та, 1986. – 227 с.
- Нахимовский А.М. Театральное действо от А до Я. М.: Аркти, 2002 г.
7. Филичева, Т.Б, Т.Туманова. Совершенствование связной речи /Т.Б.Филичева.- М., 1994-311с.