Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Организация индивидуальной работы с воспитанниками
ДОУ имеющими затруднение в обучении и развитии

Чурсина Татьяна Викторовна
Аннотация: в статье описывается индивидуальный подход к детям, имеющим затруднения в обучении и развитии, последнее время эта тема стала весьма актуальной, так как раннее выявление нарушений в развитии у детей и их коррекция, свидетельствуют о дальнейшем успехе ребенка. В нашей группе было выявлено несколько детей имеющих низкий уровень развития по формированию элементарных математических представлений и развитию речи, нашей задачей стало сформировать у них способности до уровня, соответствующего возрастным особенностям и требованиям современного мира.
Ключевые слова: индивидуальный подход к детям, ребенок и развитие, формирование, обучение, способности развития детей.
В дошкольном возрасте воспитателям необходимо особенное внимание уделять единому и умственному формированию детей, вырабатыванию их речи, накапливанию детьми данных об окружающем мире и развитию заинтересованности к учению. Предотвращение вероятных отклонений и проблем в развитии ребенка необходимо приступать как можно раньше, при этом нужно принимать во внимание  совокупность факторов риска и создавать связь различных служб, специалистов, родителей и педагогов. К этой работе необходимо приступать с дошкольных лет, потому что лучше предотвратить это, чем потом корректировать. Особый интерес  В. А. Сухомлинский уделял слабоуспевающим детям. Он отчетливо показывает на их основной недостаток - малоразвитость интеллектуальных способностей, непостоянность интереса и памяти, пассивность мышления, скудость речи, нет любознательности, неразвитость экспансивной сферы. Регулярное отставание ведёт к педагогической запущенности, под которой подразумевается совокупность неблагоприятных свойств личности противоречащих условиям сообщества. Данное проявление, весьма ненужное и небезопасное с нравственных, общественных и финансовых позиций. Педагогически запущенные дети пополняют группы риска. Исследования определили 3 категории факторов неудач:
1.Социально - экономические: материально - необеспеченные семьи, общая неблагополучная атмосфера в семье, алкоголизм, педагогическая неграмотность родителей. Но главное - недостатки семейной жизни.
2.Причины биопсихического характера — это наследственные характерные черты, возможности, особенности характера. Необходимо не забывать, что зачатки наследственности - от родителей, а способности, пристрастия, характер развития при жизни на основе задатков. Наука доказала, что у всех, рождённых здоровыми младенцев приблизительно похожие способности развития, которые находятся в зависимости от общественной домашней сферы и воспитания.
3.Педагогические предпосылки: педагогическая запущенность в целом считается результатом ошибок, низкого уровня деятельности образовательного учреждения. Воспитание и обучение, работа воспитателя – важнейшее условие в формировании дошкольника.
Грубые просчеты преподавателя ведут к психогениям, дидактогениям - психологической травме, приобретенной в ходе преподавания и требующей в кое-каких вариантах особого психотерапевтического вмешательства. Подобным способом, для детей переживающих трудности, также проблемы в обучении, является более, лучшем средством решения индивидуальный подход, что подразумевает подготовку в обучение детей с учетом их индивидуальных и групповых психофизиологических отличительных черт также способностей.
Персональный аспект к детям также реализация затребует от нас знаний характерных данных детей. Диагностика, как нужный высокоструктурный элемент и способ оптимизации коррекционно-педагогического процесса, дает возможность нам установить результативность коррекционно-развивающего влияния. В начале учебного года нами была проведена диагностика детей, которая показала, что некоторые дети имеют трудности в речевом развитии и развитии математических способностей, у групп детей слабо развиты пространственные представления и нарушена память, что от нас потребовало своевременной коррекции.
Диагностику проводим в три этапа.
1.Входящий с целью раскрытия вопросов в формировании ребёнка и создание индивидуального и группового плана корректировки.
2.Промежуточный: Внесение, изменение и дополнение плана коррекции.
3.Итоговый: Отслеживание динамики коррекционно-формирующей деятельности в согласовании с планом коррекционной работы с детьми.
В процессе коррекционно-формирующей деятельность используем схемы  для логопедического, психолого-педагогического, социального и медицинского обследования детей, предложенные Р. А. Кирьяновой, их итоги применяем не только в планировании, но и в комплектовании подгрупп, установлении временной нагрузки, формировании условий с целью осуществления общеобразовательной и коррекционной программ, создании предметно-развивающей среды, в работе с родителями.
Грамотное применение прогрессивных исследовательских методов дают возможность нам четко сформулировать выводы, составить индивидуальную коррекционно-развивающую программу работы с ребёнком. С целью наблюдения динамики в протяжение всего года обучения применяем индивидуальные «проекты» формирования обучающихся и индивидуальные маршруты корректировки и формирования речевых функций детей и математических представлений.
Индивидуальный общеобразовательный маршрут формирует более подходящие способности для становления познавательных сил, инициативности, предрасположенностей и дарований любого ребенка:
1.учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы).
2.учебная процедура заключается с поочередных шагов, включающих порцию знаний и мыслительных операций согласно их усвоению.
3.любой этап заканчивается контролированием (вопросом, поручение и т. д.).
4.при верном исполнении контрольных задач ребенок приобретает новую порцию материала и осуществляет последующий этап обучения.
5.при неверном решении ребенок получает поддержку и вспомогательные пояснения, разъяснения.       
6.каждый ребенок трудится без помощи других и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе.
7.итоги исполнения абсолютно всех контрольных заданий закрепляются.
8.педагог является организатором обучения и помощником в случае затруднения, реализовывает индивидуальный подход.
При обследовании речевого формирования применяем диагностические методики: О.Е. Грибовой, Г.В. Чиркиной, Т.А. Фотековой, Т.А. Ткаченко; комплексную диагностику Р. А. Кирьяновой, нацеленную на обнаружение речевых патологий у детей, которая позволяет изучить словарный резерв, развитость грамматического строя речи, формирование фонематического восприятия и связной речи, а также  авторский материал с тестовыми задачами с использованием информационных компьютерных технологий.
С ребенком, который чувствовал проблемы в ходе обучения, надо разработать систему индивидуальных занятий. Непосредственно в данных упражнениях станет вероятность открыто разъяснить использованный материал, соотнеся темп обучения с способностями учебной деятельности и индивидуальными возможностями каждого ребенка. Обдумать и сформировать индивидуальный план работы с каждым ребенком, направленный на формирование интеллектуальных способностей. С ребёнком, у которого затруднён установленный артикуляционный уклад, проводим ежедневный массаж органов артикуляционного аппарата, планируем систематические артикуляционные упражнения. Если у ребёнка низкое слуховое внимание - больше игр подбираем для развития слухового внимания. Для дошкольника, у которого нарушена импрессивная речь, больший акцент делаем, прежде всего, на формировании понимания речи. При нарушении поведения, расстройствах эмоционально-волевой сферы, снижении в формировании психологических действий ребёнка, направляем на консультацию к узким экспертам с целью предложения ему индивидуальной помощи. Для детей с проблемами  в ФЭМП был разработан адаптационно – развивающий план, ориентированный не только лишь на развитие общеучебных умений, но и на формирование познавательных действий, таких как: мышление, память, внимание, речь. Причём познавательные процессы возлежат в основании развития учебных умений. Основной задачей, является формирование умственной области ребенка и развитие у них общеучебных умений и способностей. Подобным способом мы можем помочь им приспособиться к новейшему, наиболее трудному ходу обучения и даём вероятность высококачественно увеличить степень знаний. Необходимо выделить то, что знания, данные в интересной формате, в форме дидактической игры, усваиваются ребенком стремительнее, крепче и проще, нежели те, которые связаны с длительными упражнениями. При этом немаловажно применять игры таким образом, чтобы сохранялись компоненты познавательного, учебного и игрового общения. Особенную заинтересованность ребята выражают к играм, которые включают компонент ожидания либо внезапности.
В ходе занятий  можно представить виды дифференциации заданий, к примеру, по формированию элементарных математических  возможностей:
– согласно степени трудности, к примеру, дидактическое упражнение со счетными палочками, в котором  три варианта выполнения: одной группе детей составить и назвать геометрическую фигуру, состоящую из 3 палочек; второй группе – из 5 палочек; третьей группе – из 6 палочек.
– по степени творчества, например, задания с геометрическими фигурами (счетными палочками) на развитие воссоздающего и творческого воображения, дидактические игры “Танграм”, “Волшебный круг”, “Колумбово яйцо” и др.
Причастное, интенсивное, удобное состояние ребенка необходимо сохранять в случае, когда проблемы, появляющиеся в ходе работы, считаются пересиленными, а установленная задача в результате достигнута. Понимая, то что у дошколят категории риска, сложно продолжительное время сохранять заинтересованность к однообразной работе, так же, и к одной, даже очень полезной, игре, следует больше внимания тратить на игры с разными вариациями – одну и эту же игру необходимо модифицировать. Данная возможность убирает проблемы в усвоении правил игры и сберегает ещё определенное время заинтересованность к ранее известной дошкольникам игре. Необходимо использовать наглядный материал, который даст возможность определить теоретические понятия и определения, к примеру, сформировать наиболее целый образ числа (звуковой, количественный и графический, т.е. цифровой). Таким образом, с целью укрепления познаний о числе и надлежащей цифре мы предложили ребятам категории риска проанализировать количество и цифру, означающую данное число, предположить и отметить, с чем она схожа, изобразить данный объект, а далее отыскать и положить её вблизи с нарисованным объектом. Данная деятельность более приятна старшим дошколятам, они с наслаждением обнаруживают интересный материал (загадки, пословицы, скороговорки, считалки, стихи и др.). Приносят этот материал в детсад и в свободное время разучивают считалки, загадывают загадки с остальными детьми. Помимо этого с ребятами переживающим трудности в обучении следует непременно осуществлять вспомогательные индивидуальные занятия  - регулярно, широко применяя наглядность, например, мелкий счетный материал, иллюстрации, модификации количеств и геометрических фигур. Упражнение возможно построить и оформить подобным способом, чтобы для всех детей отыскалось что-то интересное и тогда ребята станут заинтересованно подбирать что-то для себя, и станут это совершать без принуждения. Когда то или иное поручение никак не удастся то, никак не нужно стараться достичь с ребенком незамедлительного результата, необходимо двигаться далее, не акцентируя на этом внимания. Далее через определенный период времени необходимо возвратиться к данному заданию и попробовать вновь осуществить его. Немаловажно не забывать, то что выгоду дает только лишь та работа, с каковой ребенок совладал без помощи других. Исследование индивидуальных отличительных черт отстающих детей дает возможность обозначить характерные методы влияния на каждого из них. К одним довольно использовать высокие требования, к иным сформировать увеличение по объёму либо детализировать задачи, к третьим необходимо вызвать интерес, к четвёртым внести уверенность в собственные силы. Детям с моторной памятью необходимо совмещать абстрактные и экспериментальные задания; детям с эмоциональной памятью предлагаю дополнительные фрагменты из художественной литературы, связанные с изучаемой темой; ребятам с наглядно - образной памятью советуем дополнительные наглядные средства; детям со словесно - логической памятью поручаем сгруппировывать материал, акцентировать в нём поочередные этапы. Безусловно, аналогичные мероприятия считаются временными, пока никак не устраняется недостатки в знаниях, таким образом у детей обязаны совершенствоваться разнообразные типы памяти.
Литература.
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей /Под ред. К. С. Лебединской. - М. 1982.
2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. - М., 1999.
3. Венгер А.Л. "Психологическое консультирование и диагностика". Практическое руководство. - М., "Генезис", 2001.
4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.
5. Гальперин П. Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий. Доклады АПН РСФСР, № 2, 1958.
6. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М.: ТЦ Сфера, 2005.
7. Микляева Н. В. Инновации в детском саду. М.: Айрис – пресс, 2008.
8. Михеева Е. В. Развитие эмоционально – двигательной сферы детей 4-7 лет: рекомендации, развивающие игры, этюды, упражнения, занятия. – Волгоград: Учитель,2011.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»