Конспект логопедического занятия в старшей группе детского сада с ФНР
Дифференциация звуков Л – Л’. Поможем Золушке
Петрова Татьяна Николаевна
Цель:
- Закрепить навыки различения звуков Л – Л’ в словах, фразах.
- Развивать фонематический слух и навыки звукового анализа, умение соотносить символ со звуком.
- Закрепить навыки словообразования прилагательных от существительных.
- Закрепить умение составлять загадки.
- Активизация словаря по теме: «Цветы».
- Развивать память, внимание, мышление.
- Организационный момент: Дети сидят на ковре, Логопед загадывает загадки.
Я проворна, легкокрыла, Хвост раздвоен, словно вилы. Если я летаю низко, Значит, дождик где-то близко. (ласточка) Я по дереву стучу, червяка добыть хочу, хоть и скрылся под корой – всё равно он будет мой. (дятел) |
Хвост пушистый. Мех золотистый. В лесу живет. В деревне кур крадет. (лиса) Ношу оранжевый наряд, и мандарин мой младший брат. Мой старший брат – синьор грейпфрут, Кто назовёт, какой я фрукт? (апельсин) |
На магнитную доску выкладываются картинки – отгадки. Детям предлагается определить первый звук в отгадках ласточка, лиса, последний в слове дятел, где находится звук [Л’] в слове апельсин?
2) Сообщение темы занятия:
Сегодня мы будем повторять звуки [Л, Л'].
По наводящим вопросам педагога дети дают полную характеристику звуков [Л, Л']. Ребята рассказывают о том, что делают губы, какое положение принимают зубы, язык. Сообщают о том, как звучит звук [Л]. (Твердо). Каким цветом будет обозначаться звук [Л]? (Синим) Какая мягкая пара у звука [Л]? Каким цветом обозначается звук [Л']? (Зеленым).
3) Сюрпризный момент. Появляется Золушка.
Звучит музыка (песня Золушки в лесу), появляется Золушка. Она расстроена. Логопед спрашивает детей: « Узнали ли Вы гостью? » Дети: «Это Золушка».
Логопед предлагает детям позвать ее и спросить, почему она плачет? Золушка рассказывает детям о том, что она мечтала полюбоваться королевским баллом, но матушка задала ей столько дел, что до утра не переделать: перебрать в мешке орехи, сварить варенье, поставить в комнаты сестриц букеты цветов, собрать бусы.
Логопед предлагает детям помочь Золушке.
4) Д/игра «Подскажи словечко»
Первое задание злой мачехи – перебрать орехи. Перед детьми ставится мешочек с орехами. Детям предлагается разложить орехи по сортам (в зеленую мисочку кладем фундук, в синюю – грецкие орехи) и одновременно припомнить слова со звуками [Л, Л’].
5) Д/игра «Сварим варенье» (игра с мячом)
Золушка показывает детям корзину, в которой лежат фрукты, ягоды (яблоко, апельсин, слива, клубника, лимон, малина).
Логопед: Ребята, Золушка показывает вам фрукты, ягоды, вы их называете, я бросаю мяч одному из вас и прошу сказать какое варенье получилось. Варенье из яблок – яблочное варенье, и т.д.
6) Д/игра «Составь букет»
Следующее задание злой мачехи – поставить в комнаты сестриц букеты цветов. Поможет нам в этом игра «Составь букет».
Звуки в наших играх обозначаются символами, давайте припомним какое значение у символов, которые я вам покажу. Дети называют символы: синий кораблик – звук [Л], зеленый кораблик - звук [Л’]. Детям раздаются символы, которые нужно обменять на цветы в названии, которых есть звуки [Л, Л’].
7) Физминутка.
Проводит Золушка.
8) Д/игра «Собери бусы», «Составление загадок».
Последнее задание злой мачехи – собрать бусы.
Перед детьми кладутся две веревочки (синяя и зеленая). В соответствии с цветом веревочек подбираются бусинки-карточки (на синюю веревочку накладывают карточки со звуком [Л], на зеленую со звуком [Л’]). В конце игры детям предлагается запомнить одну понравившуюся карточку, составить загадку о предмете изображенном на карточке, загадать ее участникам.
Логопед: все задания злой мачехи выполнены, Золушка должна подготовиться к балу.
10) Итог занятия.
Логопед cпрашивает у детей о том, какие звуки помогли справиться с заданиями злой мачехи? Припомните, какие дела по дому нужно было выполнить Золушке? Какие задания, игры вам понравились, почему? В каких заданиях испытывали трудности?
Золушка появляется в красивом платье, благодарит ребят за то, что они помогли ей выполнить задания.
На прощанье Золушка предлагает детям потанцевать (звучит мелодия «Добрый жук»).