Движение и речь как основа полноценного развития дошкольников
Поповских Наталья Васильевна
учитель-дефектолог, логопед ГБДОУ детского сада № 45
компенсирующего вида для детей
с нарушением опорно-двигательного аппарата
Красносельского района Санкт-Петербурга
Хорошо известно, что правильно организованная двигательная активность - важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста. Это тем более справедливо по отношению к детям, для которых процессы роста и развития являются основными, а воздействие соответствующей возрасту двигательной активности особенно значимо.учитель-дефектолог, логопед ГБДОУ детского сада № 45
компенсирующего вида для детей
с нарушением опорно-двигательного аппарата
Красносельского района Санкт-Петербурга
Дети различаются по уровню двигательной активности: одни - очень подвижные, другие - спокойные. В целом, дети с высокой двигательной активностью значительно лучше развиты. В процессе активной двигательной деятельности дети познают себя, своё тело, знакомятся с его строением, свойствами, возможностями, изучают способы перемещения в пространственно-временной среде.
Папы и мамы, бабушки и дедушки постоянно размышляют над тем, как, когда и сколько нужно заниматься с ребёнком, чтобы быстрее научить его ходить, говорить, читать, считать и писать. Эти заботы порой мешают заметить рядом верного и надёжного помощника. Название ему – движение и речь.
Физиологи считают движение врождённой потребностью человека.
Врачи утверждают, что без движения ребёнок не может вырасти здоровым, ибо движение - это преграда любой болезни.
Видеть красивого, умного, здорового ребёнка - желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее.
Ввиду того, что двигательная активность и речь – это естественная потребность детей дошкольного возраста, необходимо при ее организации уделить большое внимание планированию.
Поэтому, решая задачу, что память, мышление, речь ребёнка стали более совершенными, мы педагоги взяли себе в помощники движение и речь.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.
Всякая двигательная активность не будет наиболее интересна для ребёнка без использования речи в утренней гимнастике, на занятиях физкультурой, в подвижных играх, в самостоятельной двигательной деятельности; при выполнении закаливания считалок; словесных игр; без подвижной игры со стихотворным текстом.
Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Обучение движениям происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Мы старались так организовать физическое воспитание детей в повседневной жизни, чтобы максимально удовлетворить потребность в активных движениях, необходимых для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.
Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Движения рук, в частности упражнения для пальцев являются хорошим стимулом для дальнейшего ее совершенствования. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.
“Рука - это выдвинувшийся вперёд человеческий мозг”. Поэтому уровень речевого развития ребёнка находится в прямой зависимости от степени сформированной тонких движений пальцев руки человека. Поэтому стараемся как можно чаще использовать в занятиях и играх с детьми упражнения для развития мелкой моторики, так называемую пальчиковую гимнастику.
Особый интерес для детей полезны двигательно-речевые средства. Используем на занятиях при динамической паузе, при автоматизации звуков, при развитии умений координировать движения с речью. Стихотворения подбираем так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног, и туловища.
Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей мы осуществляли не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движений, подвижные игры с элементами развития речи, конструирования и прочее.
Упражнения проводятся без предметов и с предметами (с мячами, палками, лентами, верёвками и флажками). Построение детей в шеренгу, колонну, круг, на команды способствует лучшей ориентировке в пространстве; в процессе перестроений лучше усваиваются определения и наречия.
На протяжении всего года в группе велась оздоровительная и лечебно-профилактическая работа, проводились закаливающие мероприятия.
Ежедневно в группе проводились и проводятся: утренняя зарядка, оздоровительная гимнастика после сна, воздушные процедуры, дыхательные упражнения.
Помимо ежедневной утренней гимнастики в течение дня мы обязательно предусматриваем время для разнообразных подвижных игр, предоставляем возможность детям самостоятельно объединяться играть или упражняться.
В нашей группе созданы необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а также их расслабления и отдыха.
В группе оборудован спортивный уголок, в котором представлено разнообразное оборудование, пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к организованной и самостоятельной двигательной активности, развивает физические качества. Все оборудование размещено так, что оно доступно для детей:
- настольно-спортивные игры (футбол, хоккей)
- мешочки, наполненные различными крупами (это и для развития мелкой моторики рук, и для выполнения различных оздоровительных упражнений)
- мячи всех размеров
- игрушки-самоделки (нетрадиционное оборудование)
- скакалки
- обручи
- кольцебросы
- мелкие пособия: кегли, ленточки, флажки, султанчики
- различные массажные коврики
- верёвочки
В перерыве между занятиями мы проводим двигательные разминки (физминутки). Они позволяют детям активно отдохнуть, снять эмоциональное напряжение после умственной нагрузки и вынужденной статической позы. Мы предлагали детям упражнения типа «Кольцебросс», «Узнай по голосу», «Закати в лунку шарик», «Удочка», «Сбей кеглю», а также произвольные движения детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. Детям можно было в любой момент войти и выйти из игры.
Также мы уделяли большое внимание организации двигательной активности детей на прогулке. Старались организовывать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариантных игр. На участке мы используем разнообразный выносной материал для повышения двигательной активности детей. Это – разные игрушки - клюшки и др.) и мелкие физкультурные пособия (обручи, мячи, скакалки и т.д.)
На прогулке с детьми мы проводили игры с элементами спортивных игр – хоккей, волейбол, баскетбол. Эти игры подготавливают детей к ознакомлению с правилами этих игр и занятию спортом.
Для стимулирования двигательной активности детей на участке мы предлагали им ролевые игры ("Запуск ракеты", "Пожарные на учении", "Спортивные состязания" , различные эстафеты т.д.) тем самым создавали условия, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель.
Индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию мы строили на основе знаний возрастных особенностей детей. Планировали ее в течение всего дня в часы игр, прогулок. Бывает так, что ребёнок не знает, чем заняться, начинает шалить, мешать другим. Тогда мы ему предлагаем поиграть с мячом, покатать обруч, попрыгать через верёвочку, в зависимости от того, в каком виде движений ему необходимо поупражняться, какие группы мышц потренировать.
Большое место в самостоятельной деятельности детей у нас в группе занимают подвижные игры с правилами: они развивают творческую инициативу, организаторские умения, сближают детей. Объединяя детей в небольшие группы при проведении подвижных игр с правилами, мы старались выделить застенчивых детей, в роли ведущих, вовлечь малоподвижных детей в двигательную деятельность и т.д.
К концу года у детей улучшилась координация движений. Дети лучше стали бросать и ловить мяч, освоили прыжки в длину, различные спортивные упражнения и элементы спортивных игр. Научились самостоятельно выполнять игровые правила. Дети стали проявлять больше самостоятельности в организации знакомых игр с группой сверстников.
Активно и плодотворно велась работа с родителями – они помогали нам в оформлении выставок на спортивную тематику, участие семей в соревнованиях на комплекс . Для родителей были предоставлены консультации по теме: «Здоровый образ жизни в семье», памятка «Подвижные игры и упражнения с детьми дома».
На занятиях используем стихотворное и музыкальное сопровождение упражнений и игр; речевки; считалочки; художественное слово; придумывание сказок про спортивное оборудование; развиваем сенсорику, моторику, зрительное восприятие.
Также используем игры с применением развития речи, имеющие много различных этапов: восприятие цвета, понятие о количестве, взаимопомощь Помимо игр используем приёмы с мячом: отхлопывание и отстукивание количества слогов в слове. Также на и утренней зарядке использую фольклорный материал: потешки и прибаутки, считалки и скороговорки. Речевая моторика формируется постепенно: от звука к предложению, в сочетании с основными движениями (подъем и опускание рук, повороты и наклоны туловища, махи ногами и приседания). Детям очень нравится
Таким образом, двигательная активность детей и соблюдение соответствующего режима играют большую роль в обогащении словаря детей. При тесной взаимосвязи трёх компонентов – речи, музыки и движения, активно укрепляется мышечный аппарат ребёнка, развиваются его голосовые данные; детские эмоции, которые, в свою очередь, положительно сказываются на разработке детской мимики. Все это вместе взятое позволяет повысить интерес ребёнка к занятиям и пробудить его мысль и фантазию. Следовательно, сочетание речи и движения под музыку и без, является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей.
В конце марта в нашей группе планируем отрытое занятие с детьми «Гимнастика-фантастика».
Совет или памятка:
Работа с родителями: проходит как в устной форме, так и наглядность
Вопрос родителей: «Ребёнок вялый, хуже кушает, мало играет и долго спит, что же с ним такое?»
Педагог: «Постарайтесь не опаздывать в детский сад на зарядку. А может ему не хватает физической нагрузки? Детская гимнастика - самый лучший способ восстановить режим, наладить аппетит, улучшить настроение и сон.
Спасибо за внимание.