Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организация дистанционного обучения детей с ОВЗ

с применением здоровьесберегающих технологий

Янькова Анна Сергеевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории,
ГБОУ школа № 502
Кировского района Санкт-Петербурга
 
Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.
Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:
  • среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети);
  • методов, зависимых от технической среды обмена информацией.
Главная задача реализации здоровьесберегающих технологий – такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
Сохранение и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья - важная проблема, решение которой требует большого профессионализма, высокой подготовленности педагогических работников. Безусловно, учебный процесс с применением дистанционных образовательных технологий должен носить комплексный характер по здоровьесбережению. Учителю, который обучает учащихся с ОВЗ дистанционно, следует изучить психофизиологические особенности детей, характер заболеваний, индивидуальные особенности.
Организация дистанционного обучения детей с ОВЗ с применением здоровьесберегающих технологий
Педагогу в организации и проведении дистанционного урока рекомендуется принять во внимание следущее:
  1.  Гигиенические условия домашней обстановки: температуру и свежесть воздуха, степень освещенности, отсутствие отвлекающих звуковых раздражителей и т.п. Утомляемость учащихся зависит и от этих факторов.
  2.  Число видов учебной деятельности, используемых педагогом. К их числу относятся: опрос учащихся, рассказ, слушание, письмо, чтение, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия, видео, медиа-материалы. Допустимо использовать 4-7 видов за дистанционный урок. Монотонность и однообразность урока не повышает интерес учеников к процессу дистанционного обучения, но нужно помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.
  3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма 7-10 минут.
  4. Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма – не менее трех за урок. Чередование видов преподавания - не позже, чем через 10-15 минут.
  5. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся. К ним относятся:
- методы свободного выбора (свободная беседа, свобода творчества и т.д.);
- активные методы (ученики в роли учителя, дискуссия и др.);
- методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций общения, самооценки и др.
6. Умение учителя использовать возможности показа медиаматериала для привития интереса к познавательным программам, обсуждения, т. е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.
7. Позы учащихся и их чередование в зависимости от заболевания и от характера выполняемой работы ( чем более комфортная психологическая обстановка на уроке, тем более естественная не скованная поза учащегося).
8. Физкультминутки, которые являются обязательной составной частью дистанционного урока с детьми с ОВЗ, проводя которые необходимо учитывать педагогу: заболевание детей, их самочувствие, настроение и желание их выполнять. Проведение физкультурных минуток поддерживают работоспособность учащихся и обеспечивают отдых центральной нервной системы, а также скелетных мышц, испытывающих статическое напряжение из-за длительного сидения при работе на компьютере. Продолжительность физкультминуток составляет 1,5-2 минуты.
9. Работа на компьютере создает риск снижения зрения, поэтому учитель должен помнить, что по установленным нормативам расстояние до монитора должно быть не менее 30 сантиметров, уровень постановки монитора соответствовать расположению глаз ребёнка.
10. Фоновый цвет наглядности. Создавая электронный образовательный ресурс, учителю необходимо помнить, что человек устает от одного цвета. Следует использовать свойства цвета воздействовать на человека. Так, красный и оранжевый – активные цвета, действуют на организм возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности. Жёлтый – цвет хорошего настроения. Под воздействием жёлтого цвета быстро принимается решение и мгновенно выполняется. Зелёный – создаёт чувство лёгкости и успокоенности; помогает сконцентрироваться; помогает сохранять зрение. Психологами установлено, что работоспособность детей выше при зелёной гамме цветов. Синий цвет способствует восстановлению нервной системы, помогает при рассеянности.
11. Включение в содержательную часть дистанционного урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителем выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев педагогического профессионализма.
12. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на дистанционном уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, интерес к изучаемому материалу и т. п.
13. Благоприятный психологический климат на дистанционном уроке, который служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных учениками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
14. Преобладающее выражение лица учителя. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток и т. д.
15. Самооценку учащихся. На уроке учитель формирует адекватную самооценку у детей с ОВЗ. Это одна из важнейших задач педагога. Учащиеся должны чувствовать себя любимыми, нужными, успешными. Поэтому необходимо показать даже небольшое продвижение вперёд и поддержать успех. Это улучшает настроение, повышает учебную мотивацию учащихся.
16.  Момент наступления утомления учащихся и снижение их учебной активности. Он определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений учащихся в процессе учебной работы.
17. Темп и особенности окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, похвалить за работу на уроке и попрощаться.
Включение в дистанционный урок элементов здоровьесберегающих технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у учеников бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материал, усиливает интерес к предмету.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»