Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Применение информационно-коммуникационных технологий
на уроках математики в обучении детей с ОВЗ

Коломиец Наталия Николаевна,
учитель математики 
ГБОУ школа № 439
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Процесс информатизации, охвативший сегодня все стороны жизни современного общества, имеет несколько приоритетных направлений, к которым, безусловно, следует отнести информатизацию образования.
Современная школа призвана обеспечить доступность качественного образования обучающихся с учетом их возможностей, интересов и склонностей; расширить активность социализации личности, обязана пересмотреть методический инструментарий в целом. Новые информационные технологии, безусловно, играют в этом смысле положительную роль. 
Всеобщая компьютеризация и внедрение компьютерных технологий также, требует от педагогов постоянного развития в данной области. Ведь именно это, является методом повышения эффективности учебного процесса.
 Понятие «информационно-коммуникативные технологии»
Использование новых информационных технологий в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.                                                                
В современных источниках информационно - коммуникационные технологии представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).                                                                                                                                   
  Информационные технологии разделяют на три группы: 1) Сберегающие: экономят труд, время и материальные ресурсы (принтер, сканер, ксерокс). 2) Рационализирующие – это автоматические системы поиска и заказов (системы поиска книг в библиотеках). 3) Созидающие (творческие) информационные технологии включают человека в процесс работы с информацией (текстовый редактор).
Информационные технологии можно классифицировать по их функциональному назначению. Выделяют следующие виды информационных технологий: презентации, обучающие игры и развивающие программы, дидактические материалы, программы – тренажеры, системы виртуального эксперимента, электронные учебники, электронные энциклопедии.                                                                                                                                
 Наиболее распространенными информационными технологиями, применяемыми в работе учителя, являются презентации, интерактивные программы - тренажёры, интернет -ресурсы. 
Проанализировав свою работу и работу своих коллег, я пришла к выводу, что информационные технологии можно систематизировать, выделив пять направлений:
  • Использование ИКТ на уроках
  • Использование ИКТ во внеурочной деятельности.
  • Использование ИКТ в методической работе.
  • Использование ИКТ в работе с классным коллективом и родителями.
  • Использование ИКТ в создании оборудования для кабинета.
Компьютерная деятельность на уроках математики ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае она не отвлекает ученика от предмета, а служит развитию у ребёнка повышенного интереса к нему.                                                                
На мой взгляд, учащимся интересны уроки, на которых применяются: презентация проектов, дидактического материала, тестов, схем, таблиц, проблемных вопросов, диагностика ЗУНов учащихся с использованием программ (тестирование).                                                              
 Мультимедиа-ресурсы: электронная библиотека, аудиокниги, электронные словари, видеофильмы, видеоуроки, виртуальные экскурсии, интерактивные упражнения, задания.                                                                 Информационно-коммуникационные технологии сочетаются на уроках с технологиями: проблемного обучения, педагогической мастерской построения знаний, технологии исследовательского и проектного обучения, здоровьесберегающими технологиями, личностно ориентированными технологиями. Использование ИКТ во внеурочной деятельности: кружки, исследовательские работы, проекты, творческие работы.                                                     Проведение кружковых занятий требует от учителя большой подготовки: методической и дидактической, чтобы сделать занятия интересными, познавательными, нужными.    Карточки с заданиями, схемы, таблицы, карточки дифференцированного характера – всё это можно изготовить на компьютере.                                                                   Без компьютера современному школьнику совершенно невозможно выполнить большой объём исследовательских работ, проектов, творческих работ. Учителю, в свою очередь, удобнее осуществлять проверку вместе с учащимися, используя электронные носители (редактировать тексты, дополнять и анализировать).                                                   
У школьников повышается интерес к выполнению творческих работ, когда средством общения с учителем становится компьютер. Очень часто ребята 5, 6, 7 классов в исследовании ставят такую задачу: приобрести первоначальные навыки работы на компьютере.  Работы становятся интереснее, богаче, если дополняются иллюстрациями, рисунками, схемами, таблицами, графиками. К защите исследовательской работы и проекта учащиеся создают презентации. Используется ИКТ в работе с классным коллективом и родителями. Это: портфолио учащихся, проекты по воспитательной работе, использование информационных технологий в оформлении праздника (работа над проектом «На память выпускнику»), составление характеристик, подготовка и разработка сценариев родительских собраний и классных часов, использование ИКТ в создании оборудования для кабинета, изготовление дидактического материала, создание таблиц, схем, конспектов, наглядного материала, создание папок с тестами, практическими и контрольными работами.
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках математики в обучении детей с ОВЗ.                                                                                                                   
 
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс, мною на уроках активно используются информационные технологии. Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений – анализа и структурирования получаемой информации. При этом следует обратить внимание, что новые средства обучения позволяют органично сочетать информационно – коммуникативные, личностно – ориентированные технологии с методами творческой и поисковой деятельности. Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений.
Мои задачи как учителя математики, следующие:
  • Обеспечить фундаментальную математическую подготовку детей;
  • Формировать информационную и методическую культуру, творческий стиль деятельности учащихся;
  • Подготовить учащихся использовать информационные технологии и другие информационные структуры.
Применение ИКТ на уроках математики дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся.
Использование ИКТ в учебном процессе предполагает повышение качества образования, т. е. решение одной из насущных проблем для современного общества.
Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет:
1) сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
2) эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах данных благодаря использованию средств телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у учащихся потребности в поисковых действиях;
3) индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
4) раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки; самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
5) осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.                           Накопленный мною опыт, частично отраженный в настоящей работе, показывает, что применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем по математике, что, в итоге, ведет к интенсификации процесса обучения.                                                                             
 Из выше сказанного следует, что знания усваиваются учеником благодаря его собственной деятельности, организуемой и управляемой так, чтобы ученик имел перед собою реальные ориентиры, позволяющие ему совершать все действия правильно и одновременно контролировать себя.
Последнее десятилетие уходящего века поставило школу в ситуацию необходимости введения существенных изменений в систему обучения и воспитания учащихся. Эти изменения должна обеспечить реформа школы, которая продиктована модернизацией образования, компьютеризацией школ. Я думаю, что применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в какой-то степени способствуют решению этой проблемы.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива. Возможности компьютера могут быть использованы при обучении математике в следующих вариантах: 1) полная или частичная замена деятельности учителя; 2) фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала; 3) использование тренинговых программ; 4) использование диагностических и контролирующих материалов; 5) выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий; 6) использование компьютера для вычислений, построения графиков; 7) использование игровых и занимательных программ.                                                                                                                              
  В своей практике я применяю следующие формы работы с использованием ИКТ: создание дидактического материала для урочных и внеурочных занятий, использование программного обеспечения непосредственно в учебном процессе, использование ресурсов Интернет. Создание дидактического материала - это разработка с помощью компьютера разнообразного учебного материала, карточек-заданий для самостоятельной работы учащихся, вариантов контрольных работ, а также создание презентаций, электронных образовательных ресурсов. Для этого используются текстовый редактор Microsoft Word, графический редактор Microsoft Paint, редактор создания презентаций Microsoft PowerPoint.      По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного; 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении оказывается чрезвычайно эффективным; компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея, меняя скорость их движения, размер, цвет и т.д.  Использование компьютерных презентаций на уроках делает изложение учебного материала наглядным, доступным, интересным. Такие презентации частично заменяют доску, различные плакаты и иллюстрации в учебниках.  Я использую презентации на различных этапах урока. Это и проверка домашнего задания, проверка обучающей самостоятельной работы, изучение нового материала, задание на дом.                              Например, очень удобно с помощью подготовленной компьютерной презентации осуществлять проверку домашнего задания, показав несколько способов решения, учить учащихся отбирать рациональное решение.                       Использование программного обеспечения. Программное обеспечение по математике очень разнообразно: электронные учебники и энциклопедии, программы-тренажёры и видеоуроки, словари и справочники, библиотеки электронных наглядных пособий. На уроках использую следующие электронные пособия: «Открытая математика «Функции и графики», «Полный интерактивный курс «Планиметрия», «Полный открытый курс «Стереометрия», «Математика 7-11 класс».  Использование данных электронных пособий позволяет индивидуализировать и дифференцировать обучение, стимулировать разнообразную творческую деятельность учащихся, воспитывать навыки самоконтроля и рефлексии, изменяет роль ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя. В электронных пособиях по геометрии представлены различные модели геометрических тел и фигур, которые представлены таким образом, что можно изменять их форму, задавать различные линейные параметры, проводить всевозможные сечения, что позволяет сформировать у учащихся пространственное мышление. Формулировки изучаемых теорем сопровождены 3D – моделями, которые демонстрируются на уроках. Учебная анимация, которая представлена на уроках геометрии с помощью указанных пособий, выполняет мотивационную функцию тем, что позволяет показать в динамике процессы, сложные для понимания, формирует пространственное мышление учащихся, создает зрительный и эмоциональный образ формальных математических теорем и формул, делает изучаемые процессы ближе у жизни и понятнее.                 Все эти электронные пособия включают в себя интерактивные задачи, тесты, которые также используются на уроках.                                                                                                                                             
Я Использую ресурсы Интернета. Интернет содержит огромный объем образовательной информации, является инструментом поиска, переработки, представления информации. Интернет – технологии в учебном процессе — это прежде всего, получение и накопление информации, обработка и передача информации, использование информации для научной работы, для подготовки докладов и сообщений, дистанционное обучения т.д.                                                                       Адреса сайтов, которые я использую в своей работе:
  • http://school-collection.edu.ru/ коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • http://mathege.ru/or/ege/Main открытый банк заданий по математике
  • http://www.uchportal.ru/ учительский портал
  • http://www.mathtest.ru/ математические тесты в режиме он-лайн
  • https://uchi.ru/
Цифровые образовательные ресурсы, представленные на сайте http://school-collection.edu.ru/ для 5-6 классов представлены по каждому уроку. Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики позволяет повысить мотивацию и активность обучающихся,  вызываемой своими интерактивными свойствами, разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет), путем ориентации на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно – выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.
Грамотное применение ИКТ в учебном процессе повышает качество математического образования, вызывает интерес к изучению математики, стимулирует развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.
Конечно же, использование только средств ИКТ не решит всех учебных проблем. И преподавателям совсем не обязано работать с этими технологиями постоянно, на каждом уроке. Но использование их делает урок увлекательным и динамичным.
Опираясь на свой собственный опыт практического применения ИКТ на уроках математики, можно выделить ряд рекомендаций для преподавателей, использующих информационно-коммуникационные технологии на уроках: 1)Учитель и учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий; 2)Учителю следует четко представлять, какие формы ИКТ следует использовать на данном этапе урока, и оправдано ли это использование; 3) Необходимо заранее подбирать материал к уроку с использованием ИКТ, руководствуясь определенными критериями, адаптировать отобранный цифровой материал в соответствии с задачами и условиями обучения; 4) Учителю следует планировать и организовывать самостоятельную работу учащихся по предмету с привлечением ИКТ.                              Литература:
  1. Сеть творческих учителей /ИКТ в школе 
  2. Материалы сайта «Электронные интерактивные доски SMARTBoard – новые технологии в образовании» (http://www.smartboard.ru/)
  3. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе» Жукова Н.Н.
  4. Климова С.В. Применение интерактивных технологий в исследовательской деятельности учащихся в инклюзивном образовании//Среднее профессиональное образование. 2012. №3

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»