Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 Ознакомление детей с родным городом в условиях коррекционного детского дома

Кузнецова   Надежда  Владимировна

воспитатель,  детский  дом №1  Кировского  района  Санкт-Петербурга

 

Процесс  становления  личности  в современной  педагогике  рассматривается  как отражение  на индивидуальном уровне культуры, прежде всего, той  страны, региона, местности, где живет человек. Это делает воспитательный  процесс направленным на  присвоение общечеловеческих культурных ценностей детьми.

Санкт-Петербург – город  с удивительной  судьбой, неповторимой  историей  и  богатейшим  культурным наследием. Его  влияние  на  развитие отечественной  культуры началось с  момента  основания  города и  продолжается  по  настоящее  время.

Наш  город  всегда   считался  культурной  столицей  России.  Какими  же должны быть его  жители  этого,  одного  из  самых  красивейших  городов  мира? Прежде  всего, они  должны  знать   свой  родной  город,  любить  его. А  еще важно  с малых  лет  почувствовать   себя  настоящими петербуржцами: воспитанными, добрыми, внимательными к другим  людям.

Надо  не  только  любить и  беречь свой город,  но и чувствовать себя  частицей  удивительного петербургского  сообщества. Ведь  жители  Петербурга  всегда отличались  высоким уровнем  культуры,  и нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их приемниками.

Уже  с  раннего  возраста  ребенок-петербуржец включен в уникальную среду Санкт-Петербурга. Однако,  культура  Великого  города   становится  достоянием  личности  только   в  ходе организованной  целенаправленной  работы.

Изучение   города  и  воспитание  юного  петербуржца в  условиях коррекционного  детского  дома   очень актуально в наше  время и   продиктовано  объективными   потребностями   общества,  частью которого  являются  дети-сироты  и  дети, оставшиеся  без попечения родителей, живущие  и  воспитывающиеся  в  детских  домах,  школах-интернатах.

 Нам  необходимо   научить   их  в  дальнейшем  жить   самостоятельно,  вне  стен учреждения, где  они провели своё детство и  школьные  годы;  сформировать личность гражданина,  знающего  и любящего свой город,  умело относящегося к природным  и социокультурным  ценностям своего Отечества, к  своему  городу.

        Иногда  детский  дом  является  единственным   учебным заведением для  большинства воспитанников,  и  после  его  окончания   выпускники сразу  вступают в  самостоятельную жизнь, оставаясь  жить  и  работать в городе,  в котором  они должны  уметь  хорошо ориентироваться, вступать в разнообразные  контакты  с  людьми, соблюдать  этические  нормы, присущие   не  только петербуржцам, но и всем людям,  приобщаясь  при этом к  культурно-историческим  ценностям нашего  города.

Известно, что  работа  с детьми,  имеющими проблемы в  развитии    и воспитывающимися  в  условиях  социальной  депривации,  имеет  свои особенности.  Эти особенности необходимо учитывать  при отборе  основных педагогических принципов при  проведении  работы   по  ознакомлению с Санкт-Петербургом, его историей  и культурой.

        Принцип  культуросообразности  лежит  в основе  отбора  содержания, которое  предлагается  детям для  ознакомления  с городом.Понятие «культура», рассматривается   в  контексте  воспитания  и образования, определяет ценностный компонент культуры как  наиболее  значимый, соединяющий в себе  главные  общечеловеческие ценности: добра, честности, пользы и  красоты.  Учитывая  особенности восприятия  детей, необходимо   вызвать  у них  интерес  к  городу, восхищаясь его красотой.  

        Принцип диалогичности   помогает  развивать  речь детей - от умения  построить  высказывание  до  коммуникативных умений.  Это и общение  детей  между собой, общение  с взрослыми людьми  в процессе работы  по  изучению города. Такому общению способствует проведение  экскурсий,  бесед, театрализованных игр, ознакомление  с литературными  произведениями о городе и  др.

Для  воспитанников  детских  домов и школ-интернатов с ограниченными возможностями  здоровья,  очень важно  эмоциональное  развитие. Поэтому  огромное значение имеет  принцип поддержки и  стимулирования  эмоционально-познавательного отношения  детей.

Развитие эмоций  детей, сопровождающих  процесс  познания (удивление, радость успеха, гордость  за  правильное  выполнение задания, решение ребуса,  составление кроссворда  и отгадывания и т.д.)- важная  задача, которая   выполняется  в процессе  проведения работы  по  ознакомлению с  Санкт-Петербургом.

          Принцип  раскрытия творческого потенциала детей обусловлен  тем, что воспитание  ценностного  отношения  к своему городу возможно  только в процессе  детской  деятельности, включающей  творческие  компоненты (сюжетно-ролевые  игры, игры-драматизации,  конкурсы  стихов, детского рисунка, участие  в праздниках, вечерах досуга  и др).

        Город с  замечательными людьми, выдающимися  памятниками  архитектуры  и  истории, культуры,  сокровищами  дворцов  и  музеев, героическим  прошлым  и  светлым настоящим  дает  огромные  возможности для  нравственного, патриотического  и эстетического воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей.  При ознакомлении   с  городом развивается  чувство собственного  достоинства,   воспитывается  нравственное  осознание  ответственности за свои   и  чужие поступки, чувство гордости за  то,  что  ты  - петербуржец. А без  этого невозможно становление  гражданина.

           Если  значительная  часть работы  по  ознакомлению с городом  проходит в  учреждении,  то  необходимо «приблизить  город  к  детям» за  счёт  создания  предметно-развивающей  среды. Целесообразно   оформить  специальное помещение, где  будет проходить  работа по ознакомлению с городом. При  оформлении  такого  помещения  необходимо  предусмотреть  все  компоненты  развивающей  среды:

Øтехнические  средства обучения (диапроектор, музыкальный  центр, телевизор,DVD) с  набором  дисков, видео-, аудиокассет;

Øдемонстрационный  материал (книги, альбомы, иллюстрации, макеты, карты-схемы);

Øраздаточный  материал (открытки, иллюстрации,  дидактические  игры и др.)

Øконструктор «Петербургский»,  строительный  набор «Строим город»;

Øэлементы  костюмов  для  игр-драматизаций;

Øстихи,   литературные  произведения о городе;

Øзанимательные  задания  о  городе (кроссворды, ребусы).

Петербургскую тематику  необходимо включать в  разные  виды  деятельности (игры, занятия,  досуги, изобразительную деятельность) для  расширения  и закрепления знаний  о городе.

Проведение тематических  прогулок, экскурсий, посещение выставок всегда  находит положительный  эмоциональный  отклик у воспитанников.

При ознакомлении с  достопримечательностями  и  символами  Санкт-Петербурга необходимо  использовать   локальный  материал,  привлекая  внимание  к  тому,  что  они видят, с  чем  встречаются, но порой  не  замечают, не обращают внимания.

        Ведущим  методом  знакомства  с   объектами  является метод сквозного, проникающего подхода, неоднократное    возвращение к  каждому  объекту в  разных формах  и вариантах. Подобный подход  дает возможность  не только  повысить эффективность ознакомления  работы, но и позволяет подключать вновь поступивших  детей  на любом  этапе обучения, чтобы  дети не  почувствовали пробела  в своих  знаниях. Положительные  эмоции, возникающие  при узнавании знакомых  мест, сооружений, объектов,  памятников  помогает  детям глубже  познать объект, чем при  однократном, но длительном   ознакомлении.

Проведение  тематических прогулок, экскурсий  очень значимо для  детей. Каждая прогулка, экскурсия имеет  конкретное  название («Какие разные  мосты», «Стрелка  на  Неве» и т.д.). Дети учатся видеть и наблюдать, анализировать и делать выводы.   А проведение  автобусных экскурсий  в  исторический  центр города,    последовательно и наглядно  познакомит  воспитанников  детского  дома  с  памятными  и историческими  местами,    достопримечательностями  и символами.

            Патриотическое  и  нравственное  воспитание  детей  невозможно  без  знакомства  детей  с   жизнью горожан  с Великой  Отечественной  войной  и блокадой,  без   рассказов  о  героическом  прошлом  города,  который  когда-то назывался  Ленинградом.  Целесообразно провести    экскурсии  к Блокадному  трамваю, к  Монументу Героическим защитникам Ленинграда  на  площадь Победы, на Пискаревское мемориальное кладбище, в  Московский  парк Победы,  на  Пулковские  высоты. Также  отметить  героическое  прошлое  своего  микрорайона,  района.

С  целью  поддержания  интереса  и эмоционального участия  детей в общественно-значимых  датах города: 8 сентября -День начала  блокады  Ленинграда, 27 января- День полного  освобождения  Ленинграда  от блокады, 9 мая- День Победы  необходимо  организовывать встречи  с  ветеранами, жителями блокадного  города, которые  расскажут о войне,  блокаде,  о своих  близких и родных , которые   принимали участие  в  защите  своей  Родины, своего   родного  города  от  фашистских  захватчиков.  Такая  форма  работы  находит эмоциональный  отклик в душах  воспитанников детского  дома. Они  восторженно  встречают гостей, с  желанием изготавливают открытки,   устраивают  выставки  детского  рисунка,   организовывают  концерты, экскурсии по  дому, в  котором  они живут.

Разнообразные  формы  работы  и  способы  преподнесения  материала(рассказывание, знакомство  с литературными  произведениями, слушание  музыкальных произведений о  городе, просмотр   документальных и художественных  фильмов, проведение экскурсий) помогают детям  представить «картины «  из жизни ленинградцев  в те суровые, блокадные  дни.

Работа  по изучению   города  -это стержень, на  который   нанизываются полученные  знания  и  умения в разных  видах  деятельности, тем самым  реализуется  принцип  комплексности  знаний.  Содержание  работы дает возможность реализации поставленных задач по воспитанию юного петербуржца в разных формах работы с детьми.

Только с помощью  систематической, целенаправленной работы с детьми  можно  как-то облегчить жизнь выпускникам  в дальнейшем, помочь им  вступить в  самостоятельную жизнь уже подготовленными и имеющими представление о жизни в большом современном городе. Так как  в школах  «История  и культура Петербурга» стала  одним из компонентов  обязательного образования, считаю, что  работу по  изучению города  целесообразно начинать уже в дошкольном  возрасте, а  учитывая особенности детей, воспитывающихся в детских  домах, с  момента их адаптации в учреждении.

При составлении тематического  планирования  работы  необходимо использовать такие разделы:

Øознакомление с ближайшим окружением;

Øзнакомство с достопримечательностями, символами города;

Øучастие воспитанников  в общественно-значимых праздниках,   городских событиях (памятные даты, праздники, народные гуляния);

Øвеликие жители  города (со школьниками);

Øправила  поведения в  городе.

Таким образом, изучая  родной  город, дети развиваются в личностном  плане. Они начинают  осознавать   себя  жителями  Петербурга, а переход  к изучению систематического  курса  Истории и культуры Петербурга  в  школе вызовет  у них эмоциональный  и нравственный  отклик. Исторические и географические   сведения, получаемые на уроках,  будут успешно усваиваться  детьми, так как  у них уже  имеется ряд зрительных ассоциаций и впечатлений, локальные знания о  городе.

Подготовленные  таким образом дети,  осознанно и с интересом будут относиться к урокам , экскурсиям по данной дисциплине, имея багаж  зрительных, литературных и музыкальных образов. А соприкосновение с прекрасным  оказывает эмоциональное и эстетическое воздействие на воспитанников, развивает  их восприятие, чувства, учит  понимать   произведения искусства, литературные и музыкальные образы.

Всё  это позволит нашим детям-будущим воспитанникам- легче адаптироваться к самостоятельной  жизни в условиях  мегаполиса.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»