Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР): структура, содержание
Янькова Анна Сергеевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории,
ГБОУ школа № 502
Кировского района Санкт-Петербурга

 
СИПР -документ, содержащий в себе совокупность учебных курсов, разделов программы, форм и способов их освоения, которые позволяют создать условия для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ на определенной ступени, этапе образования.
СИПР разрабатывается для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее ТМНР) на основе образовательной программы, рекомендованной ПМПК с учетом их индивидуальных особенностей психофизического развития.
Цель реализации СИПР - создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающегося с ограниченными возможностями здоровья на определенной ступени, этапе образования для достижение ребенком с ТМНР максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.
Задачи реализации СИПР:
1) Определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ТМНР.
2) Определение содержания актуальных для образования конкретного обучающегося учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования универсальных учебных действий, базовых учебных действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся).
3) Определение коррекционной направленности методов, приёмов и средств обучения обучающегося с ТМНР.
4) Создание условий реализации СИПР в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающегося с ТМНР.
5) Определение ожидаемых результатов развития Определение с ТМНР.
Функции СИПР:
- нормативная - СИПР является документом обязательным для выполнения в полном объёме;
- целеполагания - СИПР определяет цель и задачи достижения образовательных результатов освоения АООП;
- содержательная - СИПР определяет содержание урочной и внеурочной деятельности обучающегося с ТМНР;
- процессуальная - СИПР определяет логическую последовательность усвоения содержания образования, организационные формы, методы и средства обучения с учетом особых образовательных потребностей обучающегося с ТМНР;
- оценочная - СИПР определяет уровни освоения содержания образования, формы контроля и критерии оценки динамики развития обучающегося с ТМНР. Временной период реализации СИПР составляет один учебный год.
Структура СИПР:
1. Общие сведения – персональные данные ребенка и его родителей.
2. Характеристика ребенка, состоящая на основе результатов пс. – пед. обследования.
3. Индивидуальный учебный план: - учебные предметы; - коррекционные курсы; - внеурочная деятельность.
4. Содержание актуальных для образования конкретного обучающегося учебных предметов, коррекционных занятий.
5. Условия реализации потребности в уходе (кормление, одевание, раздевание) и присмотре.
6. Внеурочная деятельность.
7. Перечень специалистов.
8. Программа сотрудничества с семьей.
9. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР.
10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения (по баллам).
Структура специальной индивидуальной программы развития обучающегося с ТМНР
- Структура и содержание структурных элементов СИПР обучающегося определяется АООП образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС.
- Титульный лист, где указывается наименование образовательного учреждения (в соответствии с уставом), наименование программы, срок ее реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, класс), согласование программы с родителями обучающегося. В правом верхнем углу ставится гриф утверждения руководителем образовательного учреждения, в левом верхнем углу - гриф согласования индивидуальной образовательной программы с председателем психолого-медико-педагогического консилиума.
СИПР включает в себя общие сведения, характеристику ребенка, учебные предметы, программу сотрудничества с семьей. 
- СИПР содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел включает:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися с ТМНР АООП НОО;
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.
Содержательный раздел включает:
- программу формирования базовых учебных действий;
-программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
- программу коррекционной работы;
- программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел включает:
- учебный план;
- систему условий реализации СИПР.
Этапы составления и реализации специальной индивидуальной программы развития ребенка
- Предварительный этап работы – сбор информации о ребенке.
- Диагностический этап - изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определение его зоны актуального и ближайшего развития.
- Коррекционно-развивающий этап - психолого-педагогическая коррекция нарушений в психофизическом развитии. На данном этапе учитель/специалист/воспитатель может внести коррективы в содержание СИПР на основе результатов промежуточной диагностики обучающегося с ТМНР с уведомлением об этом родителей (законных представителей).
- Заключительный этап – анализ результатов эффективности психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающегося с ТМНР.
Порядок согласования и утверждения специальной индивидуальной образовательной программы развития, обучающегося с ТМНР
- Для разработки и реализации СИПР председателем психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения назначается ответственный куратор.
- В качестве куратора может выступать заместитель руководителя образовательного учреждения, классный руководитель, учитель-логопед, педагог-психолог и другие специалисты.
В обязанности куратора входит:
*объединение усилий специалистов при подготовке индивидуальной образовательной программы;
* оформление СИПР и утверждение ее руководителем образовательного учреждения;
* согласование СИПР с родителями обучающегося;
* внесение корректив в содержание СИПР и др. функции.
- СИПР разрабатывается командой специалистов: педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, учителями, воспитателями, узкими специалистами с привлечением родителей.
- Содержание СИПР согласуется с родителями (законными представителями) обучающегося и заверяется подписью.
- По результатам промежуточной диагностики реализации СИПР по согласованию со специалистами психолого-медико-педагогического консилиума в ее содержание могут вноситься коррективы.
- Все изменения и дополнения, вносимые педагогом/специалистом ПМПК в СИПР в течение учебного года, согласуются с председателем школьного консилиума/заместителем директора по учебно-воспитательной работе и родителями (законными представителями) обучающегося с ТМНР.
- Администрация ОУ осуществляет систематический контроль за реализацией СИПР, проверяет соответствие записей в классном журнале, что находит отражение в протоколах, аналитических справках.
Приложения к СИПР обучающегося с ТМНР включают требования к:
- Оформлению общих сведений об обучающемся (персональные данные о ребенке и его родителях; характеристика семейных условий (бытовые условия, отношение членов семьи к образованию ребёнка, заключение ПМПК и другие медицинские документы (например, о состоянии слуха (аудиограмма) и т.д.).
- Условиям реализации СИПР (количество занятий, место проведения, общий и двигательный режим, средства коммуникации и др.).
- Перечню основных технических средств и дидактических материалов (включая индивидуальные средства реабилитации), необходимых для реализации СИПР.
- Специалистам, участвующим в реализации СИПР.
- Перечню способов и средств реализации СИПР (способы взаимодействия с ребенком, выбор вспомогательных средств обучения).
- Программе сотрудничества специалистов с семьей обучающегося с ТМНР (учитывается отношение родителей к ребенку в целом и к его образованию в частности. При приеме ребенка в образовательную организацию с родителями подписывается договор об образовании, в котором устанавливается ответственность и обязательства основных участников образовательного процесса).
- Средствам мониторинга и оценки результатов обучения. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают динамику развития обучающегося с ТМНР. Информация по результатам мониторинга собирается, структурируется анализируется и оформляется в виде психолого-педагогической характеристики на обучающегося с ТМНР, на основании которой разрабатывается СИПР на следующий учебный год.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»