Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки для детей с ТМНР
Левицкий Олег Леонидович
Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское проихождение и в переводе «исцеление музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия». Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством терапии.Среди разнообразных музыкотерапевтических приемов, интерес вызывает метод импровизации, применяемый на уроках музыки в школе.
Музыкальная импровизация одна из форм продуктивной художественной деятельности. Импровизация способствует развитию -творческих способностей.
Под музыкально-творческой деятельностью, понимается детское импровизационное творчество, которое возникает в индивидуальной или коллективной деятельности и направлено на раскрытие творческих способностей ребенка. В результате этой деятельности усилиями детей создается творческий продукт в виде мелодий, музыкально-ритмических движений инструментального сопровождения музыкальных произведений. Творческое проявление может быть реализовано и в освоении музыкальных, шумовых инструментов. Поиски детей могут быть направлены на «обследование» звуковых возможностей разных инструментов, выбор инструментов детского при инструментовке какого-либо
Традиции авалс позитивного инструментальной импровизации мы находим в педагогической системе «элементарного музицирования выдающегося, немецкого композитора Карла Орфа. Обучая детей навыкам коллективного музицирования Орф использовал импровизацию, игру простейших, инструментах. Применение элементов системы Карла Орфа музыкально-коррекционной деятельности показывало положительную динамику у детей: повышение психической активности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально-личностной расширение коммуникативных навыков [10].
Э. Сеген считал музыку важным средством воспитательного лечебного воздействия на ребенка: «Реакция на музыку у аномальных детей может быть различной. Заторможенных детей она часто выводит из оцепенения. Они начинают двигаться, пытаются что-то подпевать. На некоторых, сильно возбудимых детей музыка, особенно фортепианная, оказывает успокаивающее воздействие: у них утихают аффективные вспышки, прекращаются буйные действия» [21]. Основной акцент в слушании музыки ставится на приобщение детей к произведениям высокого искусства, но используя классическую музыку в целях музыкальной терапии, не следует забывать, что и среди произведений современной, легкой музыки многие композиции могут быть использованы в терапевтических целях. Необходимо проводить на уроке релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце урока, для чего следует использовать такую «музыку» для релаксации, как пение птиц, док жерчание ручья, шум моря и т.д.
Со времен самых древних цивилизаций человечества людям известна целительная сила отдельных звуков и звукосочетаний, произносимых собственным голосом. Особое значение имеют Мантры.
На Руси с помощью вокалотерапии издревле осуществлялось сон лечение. Мелодика старинных русских фольклорных песен, порой построенная на 2-3-х нотах, поражает своим разнообразием и красотой. Она предлагает пройти путь от унисона до созвучий, учит гармонизации внешнего и внутреннего, настраивая организм и душу в соответствии с объективными законами.
Как активной музкотерапии может рассматриваться хоровое пение.
Пение благотворно действует на бронхо-лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце. Парк
Голос - это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже, если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутренного напряжения и для самовыражения.
В процессе пения – сольного или хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья учащихся.
Забота о целенаправленном развитии детских голосов - необходимая составная часть работы с хором, ансамблем. В голосообразовании участвует ряд органов: орган слуха с его тонким устройством, сложная система голосового аппарата, органы дыхания. Они составляют одно целое, один комплекс, их деятельность строго согласована и подчинена центральной нервной системе.
После занятий вокалотерапией, дыхание становится более экономным, а, по утверждению ученых, от этого зависит работоспособность человека. Правильный подбор дыхательных голосовых человек упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечнососудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.
лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили различные заболевания.
Если рассматривать лучебные звуки и звукосочетания позиции музыкотерапии (то есть не столько в плане их произнесения, сколько плане их «пропевания») то с учетом открытий в современной науке, рекомендации в этой специфической области вокалотерапии будут следующими:
Гласные звуки:
А - снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;
Э - улучшает работу головного мозга;
И - лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос; авалс
О - оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;
У - улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки яичников (у женщин);
Ы - лечит уши, улучшает дыхание.
Звукосочетание: водив
ОМ - снижает кровяное давление;
АЙ, ПА - снижают боли сердце;
УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.
Научно доказана целебная сила произнесения некоторых, отдельных согласных звуков (лучше их пропевать
В, Н, - улучшает работу головного мозга;
С - лечит кишечник, сердце, легкие;
Ш - лечит печень;
Ч - улучшает дыхание;
Щ - лечат уши;
М - лечит сердечные заболевания.
Ритмотерапия – танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку утомление. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-пихическое напряжение, помогают школьнику быстро легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.
Все начинается с того, что мы вместе садимся в круг. Лица некоторых еще напряжены, Вы знаете, чего ожидать. У Вас в руках барабан, это как пульт управления своим состоянием, как лодка для путешествий в другие миры. Еще несколько приготовлений, покашливание, голос инструктора… И первый ритм сотрясает пространство вокруг нас. Все ожило, стало подвижным, окружающий мир сразу стал другим, реальным, насыщенным. Вы как будто проснулись, вышли из забытья, в наших лицах засияла улыбка…
Всевозможные ритмы составляют основу нашей жизни. Это - ритм биения сердца, дыхания. Это - приливы и отливы, смена дня и ночи, ритм Вселенной. Звуковая волна и свет, все, что видим и слышим, состоит из ритмов.
Играя на барабане, мы уже не просто пассивные слушатели, становимся непосредственными участниками и творцами ритма, который преображает окружающее пространство. Поэтому, с помощью практики барабанов, мы действительно можем изменить ситуацию, создать свой мир.
Например [6]:
1. Игра «Ритмическое эхо» учитель дает ритмический рисунок, который все дети, хлопая в ладоши (играя на барабане) должны повторить.
2. Ритмизация собственных имен и фамилий.
Коллективная импрозизация ритма (исполнение доступных, ритмических рисунков).
Русский, песенный фольклор - естественная система интегративной арттерапии, включающая в себя извлечение звука музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом несущая в себе скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности.
Все - кисти рук, ног, мышцы, кровь - все до последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек говорит, кричит, поет. Приемы свободного движения музыку песни развивают -творческие способности детей. Деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные, творческие проявления детей, в том числе и в инсценировании русских, народных песен. Использование может сопровождаться характерными движениями, мимикой, жестами, звучанием народных инструментов.
Создавая условия, побуждающие человека к занятиям искусством, можно разбудить эти, дремлющие, до поры, до , творческие наклонности.
Творчество - такая деятельность, в результате которой, человек получает нечто новое и оригинальное. Продукт творческой деятельности является отражением внутреннего мира человека, чувств, ощущений, мыслей, представлений, внутренних конфликтов.
Терапия творчеством развивает такие функции, как восприятие, воображение, мышление, внимание. Это имеет огромное значение для детей и подростков, но и взрослые отмечают для себя некоторые изменения. Взрослые становтся более внимательными к своим, внутренним изменениям к чувствам и ощущениям. Творчество помогает расслабиться, откллючиться от проблем, зарядиться положительной энергетикой участников, найти единомышленников и друзей.
Детское творчество помогает развить чувства меры, красоты, помогает раскрыть детский потенциал, благотворно влияет на моторику, помогает быстрее разобраться цвете, форме, нормализует гиперактивность ребенок быстрее развивается, общаясь со сверстниками, и, получая новые знания и навыки.
Что может использовать учитель музыки в терапии творчеством? Это – лепка и рисование в различных техниках, создание масок для постановок музыкального спектакля. К терапии творчеством относятся, также, написание стихов, сказок, рассказов, создание кукол, коллажей, композиций из природных материалов, работа с песком. Многие виды терапии имеют свои корни в прошлом, в народной культуре.
Основная роль на уроках отводится игре, игровым приемам, методикам. С младшими детьми это игры с предметами под музыку: поднять, опустить, спрятать, держать в одной руке, затем в другой. Детям показывают звучащие игрушки (погремушки, колокольчики, трещотки), учат прислушиваться к издаваемому игрушкой звуку, обыгрывают игрушку до тех пока ребенок не начнет узнавать ее звучание без труда. Дети с удовольствием сопровождают музыкальное произведение «игрой» на барабане, бубне, дудке, металлофоне и других инструментах.
Сюжетно-ролевые игры характеризуются наличием разных заданий у участников игры, выполняющих разные роли, но мотив, составляющий основу сюжета – единый. Это могут быть игры в «музыкальное занятие», любимая детьми игра в «концерт» и другие. Игры - драматизации принадлежат театральной сфере, поэтому предполагают представление участникам какой-либо ситуации или сюжета. В музыкальной педагогике примером может служить разыгрывание сюжета сказки, а у самых младших - сюжета песни. Хороший художественный уровень небольших, простых по содержанию, театральных, детских постановок, воспитывает полноценное, художественное восприятие, вызывает в воспитанниках эстетические чувства. Занятия включают в себя игровые импровизации с театральными куклами (бибабо, куклы на рукавичках, куклы-марионетки, пальчиковые куклы) театр игрушек, зверей, игры-имитации животных и птиц. Нужно учить детей имитировать движения голоса, вместе с детьми распределять роли, простые костюмы к театрализованным играм. Театральная, кукольная деятельность отвечает психологическим особенностям школьников с отклонениями в развитии удовлетворяет основную потребность детей - потребность в игре и создает условия для проявления их творческой активности.
Очень важна на уроке улыбка учителя и улыбка самого ребенка. Если ребенок поет улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно, его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре, улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и ученик уже с ней смотрит на мир и на людей. Логоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные, физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее сорт возбужденных отделов. После такого, короткого, активного отдыха, внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается. Логоритмические упражнения объединены в комплексы общеразвивающих упражнений, которые выполняются в положении стоя и сидя. них задействованы все группы мышц, как шейного отдела, плечевого пояса, так и мышцы спины и ног; некоторые упражнения направлены на укрепление мышц брюшного пресса. «Двигательные» песенки направлены на то, чтобы дети не только радовались движениям, но и получали пользу для позвоночника и всех мышц своего тела.
Логоритмические упражнения сочетают в себе движения, речь и музыку [23].
Наример:
Логоритмическое упражнение «Аист» - тренирует чувство равновесия, развивает координацию движений, формирует правильную осанку, укрепляет мышцы нижних конечностей.
2. Песня-игра «Две подружки»
На болоте две подружки,
Две, зеленые лягушки
Утром рано умывались,
(имитировать умывание)
Полотенцем растирались.
(имитировать растирание спины полотенцем)
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо-влево наклонялись
И обратно возвращались.
(имитировать движения, указанные в тексте)
Вот здоровья в чем секрет:
Всем друзьям - физкульт-привет!
(резко поднять руки вверх)
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры. Существует прямая связь между движениями рук произнесением слов. Исследователи, изучающие механизмы речи, утверждают, что речевые области мозга детей, частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Кроме того, на ладонях людей находятся важные для всего организма биологически активные точки. В связи с этим, особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все, внутренние органы. Пальчиковые игры Е. Железновой хорошо подходят для использования на уроках музыки.
На сегодняшний день, неуклонно возрастает интерес к проблеме обучения детей с тяжелыми формами интеллектуальной недостаточности и тяжелыми множественными нарушения развития, так как они занимают значительную часть категории лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Истинным достижением последнего времени стало принятие нового федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с тяжелой и глубокой, умственной отсталостью и тяжелыми, множественными нарушениями развития, становятся субъектами образовательного процесса в Российской Федерации, что является большим шагом во включении данных детей в жизнь общества.
Музыкальное воспитание детей с нарушением интеллекта дает положительные эффекты:
- формируются духовные качества личности ребенка,
- расширяется их музыкальный кругозор,
- дети учатся быть чуткими слушателями и исполнителями,
- появляется интерес к музыке, вырабатываются элементы музыкального вкуса,
- музыка оказывает успокаивающее воздействие, снимает страхи и напряженность,
- ребенок испытывает положительные переживания,
- замкнутые дети на уроках становятся более общительными, раскрывается их творческий потенциал.
Так называемая «терапия творчеством» пробуждает в детях дремлющие творческие способности, дают уникальную возможность помочь им раскрыть и развить творческие качества, столь важные для современного человека, освобождают от закомплексованности, дают ощущение своей особенности, приносят массу радостных минут и огромное наслаждение; всплеск творческой активности благотворно действует на психику детей с нарушением интеллекта.
Выступления на концертах, праздниках пробуждают в детях дремлющие творческие способности, дают уникальную возможность помочь им раскрыть и развить творческие качества, освобождают от закомплексованности, дают ощущение своей особенности, приносят массу радостных минут и огромное наслаждение. Дети смотрят, как ведут себя учащиеся других классов, с интересом наблюдают за всем происходящим, попадают в условия социума. Ребята выступают на сцене, наравне со всеми, их слушают родители, одноклассники, учителя школы, эти условия дисциплинируют и являются их самоутверждением, успехом, самовыражением. Атмосфера радости рождает у учащихся желание повседневного общения с музыкой, воспитывает музыкальный вкус, вызывает положительные эмоции, благотворно действует на психику детей с ТМНР.
Музыкальная деятельность, формируя практические умения в музыкальном искусстве, обеспечивает развитие коммуникативных основ и информационно-познавательных потребностей ребенка. Для успешной реализации цели на занятиях создается атмосфера сотрудничества, соучастия, так как педагогика сотрудничества - это педагогика развития личности.
Подводя итог, хочется отметить, что занятия музыкой сохраняют и укрепляют физическое и психическое здоровье детей, создают условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка, повышают адаптивные возможности детского организма.
Список использованных источников:
1. Баряева Л.Б., Бойков Д.И., Липакова В.И. Программа обучения учащихся с умеренной тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова - авалс Санкт-Петербург: ЦДК проф.Л.Б Баряевой, 2011.
2. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми множественными нарушениями развития / И.М. Бгажнокова, М.Б. Ульянцева, С.В. Комарова, Л.А. Гринько, М.В. Родкевич. – Москва: Владос, 2013.
3. Власенко О.П. Музыкально-эстетическое воспитание коррекционных Волгоград: Учитель, 2017.
4. Воспитание обучение детей и подростков с тяжелыми множественными нарушениями развития: [программно-методические материалы] [Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., С.В. бар др.]; под бар ред. Бгажноковой. - Москва: авалс Владос 2007. ба
5. авалс Выготский Л.С. человек сочинений. В 5 Т человек Основы дефектологии / ред. человек Власовой. - Москва: 1983. человек
6. сон Дименштейн М.С. человек которая лечит: опыт с человек детьми / М. Дименштейн - Москва: Теревинф 2013.
7. Н.В. водив Музыкальное развитие водив умственно отсталых водив М.: водив ИЦ «Академия», водив 2013.