Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Исследование процессов восприятия у обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)

Пискленова Ирина Борисовна,
учитель-логопед 
Исследование процессов восприятия.
1. Исследование зрительного гнозиса.
1. Задание на узнавание фигур, изображенных пунктиром.
Материал: фигуры изображенные пунктиром.
Инструкция: «Внимательно рассмотри картинки и назови изображенные предметы».
Оценка результатов:
3 балла – правильное выполнение; 2 балла – единичные ошибки исправляются самостоятельно или после указания экспериментатора; 1 балл – 2 -3 ошибки, подсказка логопеда позволяет исправить большинство ошибок; 0 баллов – неверный ответ.
2. Задание на узнавание фигур, наложенных друг на друга.
Материал: изображение фигур, наложенных друг на друга.
Инструкция: «Внимательно рассмотри картинки и назови изображенные предметы».
Оценка результатов:
3 балла – правильное выполнение; 2 балла – единичные ошибки исправляются самостоятельно или после указания экспериментатора; 1 балл -2-3 ошибки, подсказка логопеда позволяет исправить большинство ошибок; 0 баллов – неверный ответ.
3. Задание на узнавание зашумленных фигур.
Материал: изображение фигур в «шуме».
Инструкция: «Внимательно рассмотри картинки и назови изображенные предметы».
Оценка результатов:
3 балла – правильное выполнение; 2 балла – единичные ошибки исправляются самостоятельно или после указания логопеда; 1 балл -2-3 ошибки, подсказка логопеда позволяет исправить большинство ошибок; 0 баллов – неверный ответ.
4. Задание на дорисовывание до целого.
Материал: недорисованные предметы, предметные картинки с недостающими элементами.
Инструкция: «Посмотри внимательно и узнай, что это за предмет, затем дорисуй его».
Оценка результатов:
3 балла – правильное выполнение; 2 балла – единичные ошибки исправляются самостоятельно или после указания логопеда; 1 балл – 2 – 3 ошибки, подсказка логопеда позволяет исправить большинство ошибок; 0 баллов – неверный ответ.
 
2. Исследование акустического гнозиса.
 Исследование слухо-моторной координации.
1. Задание на воспроизведение на слух предложенного ритма.
Инструкция: внимательно прослушай и повтори.
Материал - !!!-!!!-!!!
                      !-!!!-!
                   !!-!!!, !!!-!!
Оценка результатов:
3 балла – правильное и самостоятельное выполнение всех заданий; 2 балла – допускаемые ошибки исправляются после привлечения к ним внимания экспериментатора; 1 балл – стойкие ошибки в воспроизведении ритмического рисунка, подсказка позволяет исправить некоторые ошибки; 0 баллов – не выполнил.
2.Задание на воспроизведение с опорой на зрительные представления предложенного ритма.
Инструкция: рассмотри рисунок,  черточки означают сильные удары, точки – слабые.
Воспроизведи этот ритм по образцу.
Материал: а) !.!.!.
                  б) !!...!!...                 в).!!!..!!!.
Оценка результатов:
3 балла – правильное и самостоятельное выполнение всех заданий; 2 балла- допускаемые ошибки исправляются после привлечения к ним внимания экспериментатора; 1 балл – стойкие ошибки в воспроизведении ритмического рисунка, подсказка позволяет исправить некоторые ошибки; 0 баллов – невыполнение.
3 .Исследование зрительно-пространственного гнозиса.
1. Задание на умение ориентироваться в пространственном расположении стрелок на часах.
Материал: нарисованные схематические часы без циферблата.
Инструкция: «Поставь стрелки на часах так, чтобы получилось «без 15 три», «25 седьмого» и т.д. (задача – восприятия по речи).
 Оценка результатов:
3 балла – инструкция выполняется четко; 2 балла – ребенок допускает ошибки, но самостоятельно их исправляет; 1 балл – систематические ошибки в выполнении инструкции, выполнение задания требует постоянной помощи логопеда; 0 баллов – не может справиться с заданием даже с помощью логопеда.
 
2. Задание на понимание пространственного расположения стрелок и связи их положения со значением.
Материал: Тот же
Инструкция: «Скажи, сколько времени на этих часах» (задача узнавание).
Оценка результатов:
3 балла – инструкция выполняется четко; 2 балла – ребенок допускает ошибки, но самостоятельно их исправляет; 1 – балл систематические ошибки в выполнении инструкции, выполнение задания требует постоянной помощи логопеда; 0 баллов – не может справиться с заданием даже с помощью логопеда.
 
4. Исследование сомато-пространственного гнозиса.
1. Задание на умение ориентироваться в частях собственного тела ребенка.
Даются следующие инструкции:
«Подними правую руку. Левой рукой дотронься до правого уха. Правой рукой закрой левый глаз. Правой рукой коснись левой ноги. Левую ногу отведи в сторону».
Оценка результатов:
3 балла – инструкция выполняется четко, в быстром темпе; 2 балла – движения носят неуверенный, поисковый характер, трудности переключения с одной позы на другую; 1 балл – систематические ошибки в выполнении инструкции, значительные затруднения при переключении с одной позы на другую, выполнение задания требует постоянного уточнения инструкции; 0 баллов – невыполнение.
2. Задание на понимание правого и левого в пространственных ощущениях и ориентировке в пространстве.
Даются следующие инструкции: «Назови, какие предметы находятся от тебя слева? Скажи, что находится справа от тебя»?
Оценка результатов:
3 балла – инструкция выполняется четко, в быстром темпе;  2 балла – движения носят неуверенный, поисковый характер, трудности переключения с одной позы на другую;  1 балл – систематические ошибки в выполнении инструкции, значительные затруднения при переключении с одной позы на другую, выполнение задания требует постоянного уточнения инструкции;  0 баллов – невыполнение.
3. Задание на умение копировать предметы в пространственном расположении по образцу.
Материал: набор палочек.
Инструкция: «Делай как я».
Оценка результатов:
3 балла – инструкция выполняется четко, в быстром темпе; 2 балла – допускаются ошибки, но самостоятельно исправляются; 1 балл – допускает много ошибок пространственного характера: неправильно располагает палочки внутри фигуры, путая правое и левое, низ и верх, большинство ошибок с помощью логопеда исправляются; 0 баллов – не может воспроизвести всю фигуру.
 
4. Задание на умение определять пространственные соотношения между двумя – тремя предметами и их изображениями.
Материал: школьные принадлежности (тетрадь, учебник, карандаш, ручка, карточки, на которых нарисованы круг, прямоугольник, крестик, кружок, точка.)
Даются следующие инструкции: «Возьми правой рукой тетрадь и положи ее около правой руки, возьми левой рукой книгу и положи ее около левой руки. Далее логопед задает вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?»
            «Положи книгу перед собой, слева от нее положи карандаш, справа – ручку».
            «Положи кружок, справа от него – крестик, слева от крестика поставь точку».
            «Нарисовать точку, ниже точки – крестик, справа от точки круг».
Оценка результатов:
3 балла – инструкция выполняется четко, в быстром темпе; 2 балла – допускаются ошибки, но самостоятельно исправляются; 1 балл – допускает много ошибок пространственного характера: неправильно располагает предметы или карточки, путая правое и левое, низ и верх, большинство ошибок с помощью логопеда исправляются; 0 баллов – затрудняется в воспроизведении инструкции.
5. Исследование тактильного  гнозиса.
1. Задание на тактильное опознание: ощупывание предмета с закрытыми глазами.
Материал: ключ, часы, скрепка, монета и д.р.
Инструкция: «Закрой глаза, я положу тебе в руку предмет. Ты сожми руку и назови его, или не раскрывая руки найди этот предмет среди предметов, которые лежат на столе».
Оценка результатов:
3 балла – справился с заданием быстро; 2 балла – медленно выполняет задание, но справляется с ним; 1 балл – затрудняется в выполнении задания, путает предметы; 0 баллов – не справился с заданием. 
 
6. Исследование речезрительных функций.
Проверяется на материале элементов букв и букв алфавита.
1. Исследование знания букв, буквенного гнозиса.
Материал: печатные и письменные буквы алфавита.
Инструкция: рассмотри и назови печатные буквы, затем письменные.
Демонстрируется как изолированные буквы, так и ряд букв, сходных по начертанию.
Оценка результатов:
3 балла – правильное и самостоятельное выполнение всех заданий; 2 балла допускаемые ошибки исправляются после привлечения к ним внимания экспериментатора; 1 балл – стойкие замены и смешения, подсказка позволяет исправить некоторые ошибки; 0 баллов не выполнено.
2. Исследование умения конструировать и реконструировать буквы.
Материал: элементы букв.
Инструкция: Рассмотри внимательно части букв и собери из них печатные (письменные) буквы. Затем ученику предлагается реконструировать буквы, добавляя, переставляя или заменяя элементы.
Оценка результатов:
3 балла –  правильное и самостоятельное выполнение всех заданий; 2 балла – допускаемые ошибки исправляются после привлечения к ним внимания экспериментатора; 1 балл – стойкие замены и смешения, подсказка позволяет исправить некоторые ошибки; 0 баллов – не выполнено.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»