Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Игры с использованием ИКТ по формированию
фонематической восприятия у дошкольников с ОНР
Неганова Наталия Ивановна,
учитель-логопед ГБДОУ
детского сада № 19 Санкт-Петербурга
У детей с  ОНР старшего дошкольного возраста, которые посещают нашу группу, в большинстве случаев отмечается сниженная познавательная активность, нестабильное эмоциональное состояние, низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость. Чтобы заинтересовать их и  сделать процесс коррекционного взаимодействия  эффективным, а внимание детей на занятии устойчивым, необходимо применять новые технологии и ИКТ в том числе.
Компьютер уже давно стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, и  жизни наших детей тоже. Несомненно, это предоставляет  дополнительные возможности развития у ребёнка быстроты реакции,  мелкой моторики, памяти, логического и абстрактного мышления, зрительно-моторной координации, фонематического восприятия. Это  становится наиболее актуальным на современном этапе, когда мы в своей работе сталкиваемся с детьми старшего дошкольного возраста с серьезными задержками речевого развития или неговорящими вовсе. Необходимо также помнить, что ребёнок дошкольник развивается в игре, игра является ведущим видом деятельности. Таким образом, игры и игровые упражнения с использованием ИКТ являются  связующим звеном между современной жизнью ребёнка, его интересами и коррекционно-развивающим воздействием со стороны логопеда для решения задач по формированию фонематического  восприятия.
В настоящее время информационные технологии предоставляют широкий  выбор записей различных звуков: бытовых шумов, звуков живой и неживой природы и т.п., а так же анимационных эффектов, сказочных, волшебных и других героев. Появление  такого «живого» героя, который создает проблемные ситуации, дает разные задания, позволяет  детям активно вовлекаться в  игру.  Разумно  используя  эти  возможности в своих игровых упражнениях,  я разработала и  накопила достаточное количество игровых упражнений  по развитию и фонематического  восприятия. Игры созданы программе Power Point, используются мной как часть подгруппового занятия, так  и в индивидуальной работе с детьми.
Все  игровые упражнения определены тематическими  группами и соответствуют комплексно-тематическому планированию.
Работа по формированию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи. Игровые упражнения предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов.
Этапы работы по формированию фонематического восприятия:
1 уровень – узнавание неречевых звуков 
2 уровень – различение одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз по высоте, силе, тембру голоса
3 уровень – различие слов, близких по звуковому составу
4 уровень – дифференциация слогов
5 уровень – дифференциация фонем
6 уровень – формирование фонематического слуха на уровне предложения
7 уровень - формирования элементарных навыков звукового анализа
Упражнения для формирования фонематического слуха строятся  по принципу от простого к сложному.
На первом этапе в процессе привлечения внимания  к различным звукам, окружающим ребенка,  использовала специальные  игры и упражнения по типу « Что слышишь?»,  которые помогли развить способность узнавать неречевые звуки. Дети слушали звук и  выбирали правильное изображение. Если картинка выбрана правильно она остается на экране, если нет- исчезает. Эти  игры способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
Сначала  необходимо подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка, что помогает преодолению нарушений слоговой структуры слов.
Начинать нужно с самого легкого — с привлечения внимания ребёнка к различным звукам (человеческий голос, звучащие игрушки, звон будильника, шум дождя, голоса птиц и пр.). Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто смеётся? Где стучит? и т.д.   Научив ребенка, отличать любые имеющиеся в природе звуки друг от друга по высоте, громкости и длительности звучания,  мы в значительной степени подготовим его слух к различению по этим же самым характеристикам и речевых звуков. Такая предварительная подготовка особенно важна для детей «группы риска».
И только после того, как ухо ребенка научится прислушиваться к окружающим звукам  и выделять наиболее характерные их признаки, можно будет приступить к гораздо более сложным упражнениям — к упражнениям   в слуховой дифференциации звуков речи.
Затем  игровые упражнения: «Маша плачет», « Волк воет»  и т.д. Различаем и узнаем гласные звуки. Чуть позже игра « Новоселье»,  расселяем  жильцов по домикам, определяя 1 –й гласный звук в слове.
                   Так постепенно переходим к различению согласных звуков, определению 1-го звука в слове, последнего, различению согласных по твердости и мягкости, звонкости и глухости. Игры « Грузовички», Наведи порядок в шкафу», « Хозяюшка».
Игры  типа «Пассажиры»   помогают детям в увлекательной форме определять место заданного звука в слове.
Игровое упражнение «Найди по следам» или « Узор на тарелочке» помогают справиться со звуковым анализом и синтезом.  
Приведенная выше работа приводит  к развитию  фонематического восприятия у детей: способности установить, какие звуки слышны в слове, определить порядок их следования и количество.
Такую работу целесообразно начинать проводить с самых первых занятий.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»