Игры с использованием ИКТ по формированию
фонематической восприятия у дошкольников с ОНР
Неганова Наталия Ивановна,
учитель-логопед ГБДОУ
детского сада № 19 Санкт-Петербурга
У детей с ОНР старшего дошкольного возраста, которые посещают нашу группу, в большинстве случаев отмечается сниженная познавательная активность, нестабильное эмоциональное состояние, низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость. Чтобы заинтересовать их и сделать процесс коррекционного взаимодействия эффективным, а внимание детей на занятии устойчивым, необходимо применять новые технологии и ИКТ в том числе.учитель-логопед ГБДОУ
детского сада № 19 Санкт-Петербурга
Компьютер уже давно стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, и жизни наших детей тоже. Несомненно, это предоставляет дополнительные возможности развития у ребёнка быстроты реакции, мелкой моторики, памяти, логического и абстрактного мышления, зрительно-моторной координации, фонематического восприятия. Это становится наиболее актуальным на современном этапе, когда мы в своей работе сталкиваемся с детьми старшего дошкольного возраста с серьезными задержками речевого развития или неговорящими вовсе. Необходимо также помнить, что ребёнок дошкольник развивается в игре, игра является ведущим видом деятельности. Таким образом, игры и игровые упражнения с использованием ИКТ являются связующим звеном между современной жизнью ребёнка, его интересами и коррекционно-развивающим воздействием со стороны логопеда для решения задач по формированию фонематического восприятия.
В настоящее время информационные технологии предоставляют широкий выбор записей различных звуков: бытовых шумов, звуков живой и неживой природы и т.п., а так же анимационных эффектов, сказочных, волшебных и других героев. Появление такого «живого» героя, который создает проблемные ситуации, дает разные задания, позволяет детям активно вовлекаться в игру. Разумно используя эти возможности в своих игровых упражнениях, я разработала и накопила достаточное количество игровых упражнений по развитию и фонематического восприятия. Игры созданы программе Power Point, используются мной как часть подгруппового занятия, так и в индивидуальной работе с детьми.
Все игровые упражнения определены тематическими группами и соответствуют комплексно-тематическому планированию.
Работа по формированию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи. Игровые упражнения предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов.
Этапы работы по формированию фонематического восприятия:
1 уровень – узнавание неречевых звуков
2 уровень – различение одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз по высоте, силе, тембру голоса
3 уровень – различие слов, близких по звуковому составу
4 уровень – дифференциация слогов
5 уровень – дифференциация фонем
6 уровень – формирование фонематического слуха на уровне предложения
7 уровень - формирования элементарных навыков звукового анализа
Упражнения для формирования фонематического слуха строятся по принципу от простого к сложному.
На первом этапе в процессе привлечения внимания к различным звукам, окружающим ребенка, использовала специальные игры и упражнения по типу « Что слышишь?», которые помогли развить способность узнавать неречевые звуки. Дети слушали звук и выбирали правильное изображение. Если картинка выбрана правильно она остается на экране, если нет- исчезает. Эти игры способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
Сначала необходимо подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка, что помогает преодолению нарушений слоговой структуры слов.
Начинать нужно с самого легкого — с привлечения внимания ребёнка к различным звукам (человеческий голос, звучащие игрушки, звон будильника, шум дождя, голоса птиц и пр.). Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто смеётся? Где стучит? и т.д. Научив ребенка, отличать любые имеющиеся в природе звуки друг от друга по высоте, громкости и длительности звучания, мы в значительной степени подготовим его слух к различению по этим же самым характеристикам и речевых звуков. Такая предварительная подготовка особенно важна для детей «группы риска».
И только после того, как ухо ребенка научится прислушиваться к окружающим звукам и выделять наиболее характерные их признаки, можно будет приступить к гораздо более сложным упражнениям — к упражнениям в слуховой дифференциации звуков речи.
Затем игровые упражнения: «Маша плачет», « Волк воет» и т.д. Различаем и узнаем гласные звуки. Чуть позже игра « Новоселье», расселяем жильцов по домикам, определяя 1 –й гласный звук в слове.
Так постепенно переходим к различению согласных звуков, определению 1-го звука в слове, последнего, различению согласных по твердости и мягкости, звонкости и глухости. Игры « Грузовички», Наведи порядок в шкафу», « Хозяюшка».
Игры типа «Пассажиры» помогают детям в увлекательной форме определять место заданного звука в слове.
Игровое упражнение «Найди по следам» или « Узор на тарелочке» помогают справиться со звуковым анализом и синтезом.
Приведенная выше работа приводит к развитию фонематического восприятия у детей: способности установить, какие звуки слышны в слове, определить порядок их следования и количество.
Такую работу целесообразно начинать проводить с самых первых занятий.