Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Натюрморт как жанр живописи на уроках изобразительной деятельности
с обучающимися  умеренной умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

Упатова Юлия Александровна
Натюрморт как жанр живописи возник в Европе на границе 16 и 17 столетий. (Naturemore – неподвижная натура) в переводе с французского языка. Этот жанр выражает своё отношение к действительности посредством изображения предметов, которые он объединяет сначала в натуре, а затем на полотне смысловыми и эстетическими связями, не обязательно обусловленными, жизнеподобными; бытовыми, пространственными отношениями между предметами.
Жанр натюрморта многогранен, его основной объект  интимная, частная жизнь человека, его простые будничные дела и потребности, выраженные в предметах - еде, питье, домашней утвари, элементах растительного и животного мира, произведениях прикладного и изобразительного искусства, объектах и орудия труда. Художник изображает внешний мир: форму, цвет, фактуру предметов, плотность, мягкость, сочность, влажность, прозрачность, хрупкость. Познаются не только физические свойства вещей, но и их значение для человека, роль, которую они играют в его жизни. Благодаря этому мы узнаем жизнь эпохи, страны, далеких времен, расстоянием.
Одна из главных тем жанра - тема любви к природе, тема ее познания и освоения, восхищения изобилием ее даров в бесконечной красоте и разнообразии. Это не только восхищение природой, но и прославление человека, который вырастил, собрал, разложил красиво все эти прекрасные и полезные предметы.
 В натюрморте звучат философские темы смысла жизни человека. Объекты, изображаемые в натюрмортах, можно разделить на две большие группы: природные предметы (цветы, плоды, снедь, рыба, дичь, которым сопутствуют птицы, мелкие животные, насекомые) и вещи, сделанные руками человека (орудия труда, предметы быта, произведения искусства). Особенности природных объектов- их недолговечность. Поэтому функция этого жанра - придать неизменность изменчивому, закрепить нестойкую красоту, сдержать ход времени, сделать тленное вечным.
Натюрморт преимущественно жанр живописи. Даже в графике до появления цветной печати натюрморт почти полностью отсутствовал.
Особенности восприятия натюрморта обучаемыми с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)   
Натюрморт - первый жанр живописи, с которым, как показывают исследования педагогов и психологов, нужно знакомить обучаемых, ибо он не только вызывает наибольший эмоциональный отклик у них, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но их привлекает внимание  к средствам выразительной живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображённых предметов, любоваться ими.
Установлены примерные уровни эстетического восприятия обучаемых  с умеренной умственной отсталостью живописного натюрморта.
На первом уровне обучаемые радуются изображению знакомых предметов, которые они узнали на картинке, но ещё не по образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер.
Второй уровень: обучаемые начинают не только видеть, но и осознавать те элементарно-эстетические качества произведения, которые делают картину привлекательной для них.
На третьем, самом высоком уровне эстетического развития обучаемые поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. На этом уровне дети способны уловить внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащего на поверхности. Это ещё частичное, не полное постижение художественного образа, но оно позволяет детям эстетически переживать хотя бы часть замысла художника.
Эстетические эмоции, возникшие под воздействием внешней красивости — яркости красок, ритмичность и так далее, ещё не свидетельствует о глубине эстетического восприятия. Более глубоким эстетическим чувством будет тогда, когда обучаемый ответит переживанием не только на прекрасную форму, но и образно-художественное содержание произведения искусства.
Виды натюрмортов. Принципы отбора натюрмортов для разных возрастных групп
Детское восприятие произведений искусства зависит от выбора конкретных произведений, доступности для обучаемых их содержания и средств выразительности, а также от созданных учителем условий и руководства процессом восприятия. Искусствоведы не подразделяют натюрморты по видам, но для работы с обучаемыми с умеренной умственной отсталостью это представляется важным. В зависимости от содержания изображённых объектов на картине условно выделяется однопорядковые (или одновидовые) и смешанные натюрморты.
Однопорядковый (одновидовый) натюрморт изображает объекты одного конкретного вида: только овощи, только фрукты, только ягоды, грибы. Цветы и так далее.
Смешанный натюрморт изображает разнообразные предметы: овощи и фрукты, цветы и плоды, посуда и овощи, ваза и цветы и др.
Несколько иной характер имеют натюрморты, объединённые названием «накрытый стол», «завтрак», «десерт», «ужин» и другое. В этих изображениях есть некоторый сюжет, поэтому условно обозначается натюрморт сюжетным.
Детям с умеренной умственной отсталостью предлагаются натюрморты, выполненные в обобщённо-реалистической; реалистической, но детализированной; декоративной манере. Реалистически выполненные натюрморты рассчитаны на правдоподобие, внешнюю живописность, обёмно-пространственную иллюзорность. Декоративные работы отличает яркость, условность, декоративность родственная произведениями русского народного искусства. Это обобщённое решение объёма, графичность, уплощённость предметов, чёткость силуэтов, ограниченное решение пространства, акцентирование ритмов. Изменяется отношение и к пространству. Все предметы как бы приближены к зрителю. От этого весь натюрморт решается почти на одной плоскости. Для большинства выразительности иногда применяется чёткая контурная линия, подчёркивающая общий силуэт предмета. Часто вводится орнамент, как на фоне, так и на самих предметах, который вплетается в графический ритм всего натюрморта и создает вместе с ним единую гармоничную композицию.
Таким образом, знакомя обучаемых с натюрмортом, следует обратить внимание на все его характеристики: вид, характера образа, средства выразительности, индивидуальную манеру творчества художника- и доносить это до детей в доступной форме.
Понимание сложности и разнообразия натюрмортов позволяет учителю правильно отбирать художественные произведения с учетом индивидуальных психологических особенностей обучаемых : пассивность и неустойчивость внимания, бедность словаря, неполноценность чувственного и социального опыта и т.д. восприятия. При отборе натюрмортов для детей следует опираться, прежде всего, на высокохудожественные произведения, доступные им как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности произведения. Натюрморт должен вызывать у детей эмоциональный отклик, интерес, быть близким их личному опыту.
Организация педагогической работы по ознакомлению  обучающих с умеренной умственной отсталостью с натюрмортом, общие принцип, методы.
Направляющая и организационная работа по ознакомлению обучаемых с умеренной умственной отсталостью с искусством требует создания определённых материальных условий и особой творческой, радостной атмосферой, душевного контакта между педагогом и обучаемым. Материальные условия — это подготовка необходимого оборудования, подготовка качественных репродукций, живописных произведений, музыкальных произведений.
Важнейший принцип развития эстетического воспитания — это принцип целостного и неспешного эмоционального освоения. Первое знакомство с картиной часто не производит глубокого впечатления. Повторное восприятие помогает лучше, глубже его осознать и пережить. Каждый повторный показ должен вносить что-то новое в эмоциональное познание детей художественного замысла.
Другой важной целью в приобщении обучаемых к искусству - является формирование у обучающих представления о том, что любое изображение – это отражение реальных предметов окружающей действительности.
Основным методом общения является метод свободного диалога, доброжелательной поддержки высказывания ребёнка, творческий интерпретирующего свои эстетические переживания, (даже если ребёнок использует вербальные и невербальные средства общения).  Педагог при рассматривании художественной картины должен анализировать произведения. Особенности описания обучаемого картины зависят от содержания, самого сюжета - знакомого или незнакомого ему.
Очень важна подготовка, накопления эмоционального, визуального, бытового, личного опыта обучаемого и актуализация его на занятия. Это различные наблюдения, сенсорные игры, рассматривание иллюстраций в книгах, экскурсии в природу, прослушивание музыкальных произведений, другие занятия, то есть комплексное воздействие разных видов и жанров искусств, которая помогает глубже проникнуть в замысел произведения, понять настроение и художественный образ картины. Очень полезно использовать метод сравнения, постановки эмоционально-отношенческих задач.

АЛГОРИТМ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Натюрморт как жанр живописи на уроках рисования с детьми с умеренной умственной отсталостью»
 Знакомство детей с натюрмортом можно начинать уже с первого класса. Основная задача педагога на этом этапе-вызвать у детей с умеренной умственной отсталостью интерес, удовольствие и эмоциональный отклик на узнанные в изображении знакомые им предметы, радость от встречи с прекрасным, желание любоваться картиной, рассматривать её внимательно. Важно формировать у детей зрительный ряд, «насмотренность» от подлинно прекрасных произведений живописи.
 Детям этого возраста предлагаются однопорядковые, одновидовые натюрморты. Объекты, изображённые на картине, должны быть знакомы детям, с ними они часто встречаются в жизни. Это фрукты, овошщи, ягоды, цветы, грибы. Изображение предметов на картине не должно быть много, обычно их от одного до пяти, причём один-два крупные, а остальные дополняют изображение.
Перед встречей с картиной следует провести подготовительную работу по обогащения чувственного и наглядного опыта детей, познакомить их с теми предметами, которые в дальнейшем будут представлены на картине. Если это овощи или ягоды, хорошо дать возможность детям принять участие в их сборе, попробовать их, рассмотреть; цветы понюхать, полюбоваться их цветом, формой. Можно использовать сенсорные игры типа «Чего не стало?», «Узнай на вкус, на ощупь», «Чудесный мешочек» и др. И чем больше анализаторов будет включено в восприятие детей, тем богаче будет их чувственный опыт. Возможно пользование художественно-развивающих игр и заданий на упражнение в узнавании форм, цвета, качества фактуры, составления композиции натюрмортов («Составь букет», «Собери фрукты в вазу», «Разложи красиво ягоды» и др.). Это могут быть настоящие объекты или их изображения (тогда возможна игра на магнитной доске или интерактивной доске).
Перед рассматриванием картины нужно вызвать у детей интерес; эмоциональный настрой, атмосферу увлечённости, ожидания чего-то необычного. Первые встречи с картиной лучше проводить в условиях небольшой группы детей. Первым натюрмортом, показанным детям, может быть «Клубника» П.Кончаловского. В предварительной работе посмотреть с детьми, как растёт клубника (земляничка), как зреют на солнышке её ягоды.
Я капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться,
А имя дала мне родная землица.
Ю. Кушак (загадка)
В этот же день дети могут сделать аппликацию из готовых предметных форм (ягоды, листья, тарелочка).
В следующий раз предлагаем детям вспомнить том, как вчера они собирали земляничку, какая она была спелая, сладкая и душистая, какой был прекрасный, тёплый, солнечный день, и как всем было радостно и весело.
 А затем сказать: «В один из таких дней художник Пётр Петрович Кончаловский тоже увидел собранные ягоды земляники. Он удивился их красоте и нарисовал картину. Вот сейчас мы с вами рассмотрим её». — Открывает картину, дает некоторое время рассмотреть её детям. - Перед нами стол. Он стоит прямо под открытым небом, на земле, где-то на даче. А на столе в белой глубокой тарелке много только что собранных красных, спелых, сочных ягод клубники. Посмотрите, какие они красивые. Иу каждой оставлен зелёный хвостик, чтобы удобнее было их брать. Художник любуется их формой, ярким цветом. (Помните, как мы с вами любовались вчера?). Он специально положил ягоды на зелёные листочки — от этого ягоды кажутся особенно красным, спелыми. Рядом с тарелкой положен большой зелёный листочек, а на него несколько ягодок. Сочетание красного с зелёным и белым (тарелка) очень нарядно. А что ещё мы видим на столе? Ближе к нам? Да, перед тарелкой лежат веточка с ягодками.
 Художник захотел нарисовать веточку, чтобы показать всем, как она красива. А сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы отгадайте, о какой ягоде здесь говориться.
На припёке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк
Дарит алый огонёк.
Разгибаем стебельки,
Собираем огоньки.
(загадка)
 Про какую ягоду здесь написано? Молодцы, правильно отгадали — это земляничка.
 Вот мы с вами и посмотрели очень интересную картину. А хотите, мы тоже будем художниками и нарисуем картину про земляничку? (Дети рисуют крупные красные ягодки с зелёными хвостиками.)
Следующей может быть картина, изображающая овощи, фрукты или грибы. Например: П.Кончаловский, «Розовые яблоки на круглом столе»; И Репин «Яблоки».
 В предварительной работе также следует обогатить чувственный опыт обучаемых: составить с ними натюрморт из яблок. Разложив плоды на столе в красивую вазу. Рассмотреть, какие они по форме, цвету. Предложить нарисовать яблоки, сделать аппликацию, поиграть в сенсорные игры. Важно, чтобы в сенсорном опыте обучающихся у которых  наблюдается дефекты (зрительный, умственный, двигательный, слуховой недостаточности) были сформировано частично представления о вкусе, запахе, цвете, форме предмета.
Аналогично ведётся работа по ознакомлению обучающихся с натюрморта из цветов.
После рассматривания двух-трёх натюрмортов хорошо устроить небольшую выставку: из уже знакомых  натюрмортов и двух или трёх новых.
Вместе с детьми мы вспоминаем о знакомых картинах, обращаем внимание на их нарядность, яркость, и праздничность. Детям задаются вопросы: «Что на картине?» «Для кого нарисовал художник эти картины?» Рассмотреть с обучающими новые натюрморты. Поговорить о картинах, полюбоваться ими. Объяснить им, что когда нарисовано выставляются много картин, то это называется выставкой. Показать на компьютере слайды с выставок.
 
Благодаря коррекционной направленности занятий у обучающихся вырабатывается:
 - правильное восприятие формы, величины, цвета предметов, их положение в пространстве;
 - развивается художественный вкус, интерес к натюрморту;
 - формируется навык самооценки своих и чужих работ, узнавать изображенные предметы, называть их;
 - закреплено умение рисовать знакомые предметы по точкам, шаблонам самостоятельно;
 -закрепляются сенсорные эталоны цветов;
 -исправляются недостатки двигательной сферы.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»