Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения
и воспитания детей с ОВЗ. Логоритмика

Пирожкова Юлия Владимировна
Всем известно, что здоровье – это величайшая ценность, основа для самореализации и главное условие для выполнения людьми их социальных и биологических функций. Здоровьесберегающее поведение и мышление закладываются еще в школе. Сегодня образовательная система направлена на сохранение здоровья школьников. Задача педагогов заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы сформировать успешных личностей, готовых полноценно жить и растить будущее поколение. А без здоровья это невозможно. Именно поэтому в настоящее время реализуются здоровьесберегающие технологии в школе. 
У детей, обучающихся, в специальных коррекционных школах наблюдаются такие особенности отклонений в развитии, как задержка психического развития, синдром дефицита внимания и гипервозбудимости. Дети отличаются нарушениями памяти, внимания, плохой координацией движений. Дети способны удерживать внимание лишь на короткий период из-за импульсивности и гиперактивности.
Педагогам необходимо придавать первостепенное значение психофизической коррекции детей, помогающей воспитывать такие качества как внимательность, сосредоточенность, настойчивость, терпеливость, дисциплину. Также в работе с детьми необходимо уделять большое внимание лечебно-оздоровительной работе, так как у большинства таких детей наблюдается существенное отставание или отклонение от нормы в физическом развитии. 
 Основной задачей  в работе с детьми с ОВЗ является такая организация и методика проведения всех оздоровительных и воспитательно-образовательных мероприятий, при которой не только сохраняется хороший уровень умственной работоспособности, происходит дальнейшее развитие, но и укрепление здоровья ребенка. Мероприятия выстраиваются в последовательную цепочку и проходят через все виды деятельности. Это здоровьесберегающие технологии
В работе с детьми с ОВЗ реализуются следующие здоровьесберегающие технологии:
1. Сохранения и стимулирования здоровья (физкультурные и динамические паузы, релаксация, подвижные и спортивные игры, пальчиковые игры, дыхательная и артикуляционная гимнастика, упражнения для глаз, ортопедическая гимнастика).
2. Обучения здоровому образу жизни (физкультурные занятия, утренняя гимнастика и гимнастика после сна, игротреннинги, занятия из серии «здоровье», самомассаж).
3. Коррекционные (технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, психогимнастика, логоритмика). 
Есть такой эффективный метод как логоритмика. В коррекционной школе с детми ОВЗ оказывает неоценимую помощь.
Логоритмика включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей. В ее основе лежит технология двигательного обучения.
Логопедическая ритмика является одним из видов активной терапии движениями.
В соответствии с этим логоритмика имеет следующие задачи:
1. Коррекционные: развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм, координации движений и нормализация их темпа и ритма; формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.
2. Оздоровительные:укрепление сердечно - сосудистой, двигательной систем, костно - мышечного аппарата; развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной; развитие "мышечного чувства" (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение); развитие быстроты двигательной реакции.
3. Образовательные: обучение певческим, речевым, двигательным навыкам;
развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей; формирование умственных умений и действий.
4. Воспитательные: воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры; эстетическое отношение к окружающему; развитие чувств высшего порядка.
5. Развивающие: развитие познавательной деятельности; развивать устойчивый интерес к действованию; саморегуляцию и самоконтроль; внимание, память, мышление; развивать ориентировку в пространстве.
 
Логоритмика включает в себя следующие виды упражнений:
 
   Ходьба и маршировка в различных направлениях. Они формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т. е. развивают слуховое внимание.
   Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений.
   Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Эти упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
   Упражнения на активизацию внимания и памяти. На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая.
   Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий
     Ритмические упражнения. У детей часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма, проявляющиеся в затруднениях воспроизведения слов, состоящих из 3 и более слогов. Проговаривая многосложное слово, ребенок не ориентируется на его ритмическую основу, поскольку не чувствует её. Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма.
   Пение. Пение прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос.
   Игра на музыкальных инструментах. Музыцирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, формирует чувство музыкального ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.
   Пальчиковые игры. Развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.   Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами.
 
Под влиянием регулярных логоритмических занятий - гимнастики для речи происходит положительная перестройка речедвигательной, моторной, дыхательной, сердечно- сосудистой систем. Необходимое условие работы логоритмика- создание доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»