Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Творческий подход к реализации программ ФГОС по ВНД для обучающихся с ОВЗ

Лещенок Ольга Борисовна,
воспитатель ГБОУ школа № 34
Невского района Санкт-Петербурга
Учитывая тот факт, что с каждым годом возрастает количество детей с проблемами в развитии (эмоциональными, поведенческими, психическими, речевыми) взоры многих современных исследователей обращаются к психокоррекционным (арттерапевтическим) методам, помогающим детям преодолеть трудности и адаптироваться к среде. Для достижения этой цели, педагоги выбирают для себя наиболее подходящие арт-педагогические технологии.
Сущность арт-педагогики состоит во взаимодействии педагогики и искусства и направлено на обучение, развитие и воспитание ребенка средствами искусства, формировании основ художественной культуры и овладении детьми практическими умениями в различных видах художественной деятельности, как то:
- изобразительная деятельность,
- работа с песком;
- библиотерапия;
- лепка;
- бумагопластика;
- музыкотерапия;
- сказкотерапия и другие виды деятельности.
В основе любой арт-технологии лежит процесс творчества.
Сегодня мы хотим познакомить вас с некоторыми существующими арт-технологиями, с целями и задачами, ими решаемыми. Итак, какие коррекционные задачи можно решать с использованием арт-технологий в ДОУ. Это:
• Развитие слухового внимания
• Развитие фонематического слуха
• Развитие пространственной организации движения
• Развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики
• Формирование и развитие кинестетических ощущений
• Переключаемость внимания
• Коррекция слухо-зрительно-двигательной координации
• Развитие чувства ритма
• Развитие физиологического и фонационного дыхания и мн. др.
Технология арт-лепка основана на психотерапевтическом методе глинотерапии или пластилинотерапии - эффективный способ коррекции и реабилитации, имеющий в своей основе работу с пластическими материалами, такими как :
-глина,
- соленое тесто,
- паста для моделирования,
- пластилин,
-, шариковый пластилин,
- кинестетический песок и т. п.).
Работа с пластическими материалами также давно зарекомендовавший себя как терапевтический метод работы со своими чувствами. Процесс вымешивания материалов носит терапевтический характер. Также это мягкий и глубокий метод работы с переживаниями, сомнениями и мировосприятием посредством ваяния разных фигур и образов. Работа с пластичным материалом способствует развитию моторики, является одним из способов точечного массажа, успокаивает, умиротворяет. Агрессивный ребенок находит выход своим чувствам, а неуверенные в себе дети, занимаясь лепкой, учатся контролировать ситуацию.
Бумагопластика.
Техника, в основе которой лежит способность бумаги принимать ту или иную форму. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение, смятие, скручивание, разрывание - не только увлекательна, но и познавательна. Дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Техники работы с бумагой:
- модульное оригами,
-аппликация,
- квиллинг,
- айрис-фолдинг,
- пейп-арт,
- папье-маше,
- торцевание.
- оригами,
- создание объемных композиций.
Технология арт-изо – коррекционно-развивающая технология, опирающаяся на изотерапию, включает использование разнообразных (в том числе нетрадиционных) техник изобразительного искусства, которое позволяет выразить свои чувства линией, цветом, формой, рисунком, почувствовать себя художником, осознать свой творческий потенциал, изменить самооценку и взаимоотношение с окружающим миром. Ее цель – повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребёнка.
Виды изобразительной деятельности:
- пальчиковое рисование, рисование ладонями и другими частями тела,
- набрызг,
- рисование картоном, смятой бумагой, оттисками,
- рисование солью,
- монотипия,
- рисование на мятой бумаге,
- рисование штрихами,
- техника коллажа,
- рисование губкой,
- рисование пеной для бритья или зубной пастой,
- использование штампов,
- рисование цветным льдом,
- рисование углем, соломинкой, кухонными принадлежностями, как то: вилки, ложки, камнями, ветками, листиками, ватными палочками, песком. И т. п.
Метод позволяет выражать чувства на символическом уровне. При этом: • скрытые переживания выражаются свободнее и легче; • неприятные или тяжелые переживания не воспринимаются, а преобразовываются в творчество; появляется возможность отстраниться от внутренних тревог и страхов, что является первым шагом на пути к освобождению от них.
Целью телесно-двигательных арт-технологий является развитие двигательных возможностей и телесных ощущений. Осуществляется это через реализацию следующих задач:
1. Снятие напряжения в мышцах тела (работа над напряжением и расслаблением).
2. Развитие общей, артикуляторной и мелкой моторики (статика, динамика, координация, переключаемость, а также развитие темпо-ритмической организации движений посредством арт-ритмики,
3. Развитие пространственного и тактильного восприятия, а также развитие межполушарного взаимодействия посредством различных видов тактильных упражнений и с использованием разных видов танца.
Данная арт-технология позволяет снизить тревожность, неуверенность в себе, стеснение, страхи, сформировать навыки моторного и эмоционального самовыражения, способствует возникновению чувства общности, развитию внутригруппового единства, парного взаимодействия.
Технология арт-сказка опирается на методы сказкотерапии (библиотерапии, как то:
- сочинение и рассказывание сказки (позволяет выявить спонтанные эмоциональные проявления,
- сказочные представления или арт-театр (дает ребенку возможность проиграть самые значимые эпизоды и эмоции,
- рисование/лепка/аппликация сказки по мотивам собственных историй (в творчестве проявляются ассоциации и чувства,
- дописывание, переписывание услышанной сказки,
- изготовление кукол (в процессе создания происходят личностные изменения,
- сказочная песочная терапия (при контакте с песком дети воплощают в физической форме свои самые значимые мысли и переживания).
Эта технология дает положительные результаты с дошкольниками, испытывающими различные эмоциональные и поведенческие затруднения.
Технология арт-музыка это вид арт-технологии, связанной с музыкотерапией, в которой музыка используется в коррекционных целях.
Вот некоторые техники данной технологии:
- Пение (вокалотерапия,
- Использование различных дыхательных упражнений,
- артикуляционной гимнастики,
- логоритмика,
- использование фольклорных арт-техник,
- пассивная и активная музыкотерапия.
В настоящее время это целое психокоррекционное направление (не только в медицине и психологии, но и в педагогике). Очищающее воздействие музыки позволяет использовать ее в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии. В качестве проявлений лечебного и коррекционного, педагогического воздействия этого вида арт-технологии выделяются следующее:
- регулирование психовегетативных процессов, физиологических функций организма;
- регуляция психоэмоционального состояния;
- приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;
- облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения, коррекция коммуникативной функции;
- активизация творческих проявлений;
- привитие коммуникативных навыков;
- повышение социальной активности.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»