Методическая разработка подгруппового логопедического занятия
Дифференциация понятий «слог» и «слово». Однокоренные слова
Жакун Марина Геннадьевна,
методист ГБОУ № 439
Лексическая тема: Осеньметодист ГБОУ № 439
Класс: 4 класс для учащихся с ЗПР. ОНР II-III уровень, дисграфия смешанной формы.
Цель: закрепление знания понятий «слог», «слово»; формирование навыка различать слоги и слова, выделять корень слова; закрепление знания об однокоренных словах; обогащение словаря учащихся, развитие навыков словообразования.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- дифференцировать понятия «слог», «слово»;
- совершенствовать навыки определения корня слова;
- развитие фонематического слуха с опорой на зрительное восприятие схем;
- закрепление навыка словообразования однокоренных слов различными способами;
- уточнение, обогащение, систематизация словаря по теме: «Осень»;
- развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления;
- развитие временных и пространственных представлений;
- совершенствование общей и мелкой моторики.
- Воспитательные:
- формирование усидчивости и аккуратности;
- воспитание самостоятельности и самоконтроля;
- воспитание доброжелательного отношения к окружающим;
- совершенствование навыков общения.
Ход занятия:
№ | Задачи | Деятельность логопеда | Речевой и иллюстративный материал |
Деятельность обучающихся |
№ слайда Действия по слайду |
Организационный момент | |||||
|
Дифференцировать понятия «слог», «слово». | Прочитайте, что написано на слайде. Составьте из этих частей названия предметов. Как называются такие части? Как называется, то что можно из них составить? |
Осень, заморозки, дожди, листопад | Составляют из слогов слова. Отвечают на поставленные вопросы. (Слоги, составить можно слова) |
№2 Слоги складываются в слова |
|
Как вы думаете, о каком времени года мы сегодня поговорим? Почему? | Картинка «Осень» | Отвечают на вопрос (про осень, потому что на слайде «осенние» слова) | №3 |
|
|
Развитие фонематического слуха с опорой на зрительное восприятие схем. |
О каких грамматических понятиях мы с вами начали разговор? У вас на партах есть схемы. Покажите мне схему слога. Найдите схему слова. Одинаковые ли у вас схемы слогов? Почему? Приведите примеры слогов к схемам. Приведите примеры слов к схемам. Попробуйте подобрать слова про осень. |
Различные схемы слогов и слов Лес, вянут, золотая |
Отвечают на вопрос (слоги, слова) Находят и показывают схемы. Объясняют, что слоги бывают разные, поэтому и схемы отличаются друг от друга. |
№4 Появляются схемы слогов, затем слов. Появляются примеры слогов. №5 Появляются схемы слов |
|
Вспомните, из чего состоят слоги. Что можно составить из слогов? Приведите примеры слов с разным количеством слогов. |
Отвечают на вопрос (слоги состоят из звуков, из слогов можно составить слова) | |||
|
Вспомните что могут обозначать слова? А еще могут обозначать признак действия, цвет и многое другое. Таким образом можно сказать, что слово имеет смысл, а слог нет? |
Отвечают на вопрос (предмет, признак предмета, действие) Отвечают на вопрос (можно) |
№5 Появляются значения слов |
||
Основная часть занятия | |||||
|
Развитие логического мышления. | Давайте попробуем дать определение понятиям «слог», «слово». А теперь посмотрите на слайд. Правильно ли мы с вами дали определения? | Пробуют самостоятельно дать определение. | №6 |
|
|
Развитие фонематического слуха с опорой на зрительное восприятие схем. |
Я хочу вам напомнить, что слова делятся еще и на другие части. Посмотрите на слайд и назовите их хором. | Называют части слова по значкам. | №7 |
|
|
А теперь я хочу обратить ваше внимание на необычное дерево. Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым. Был он просто словом. Это слово, слово-корень Разрастаться стало вскоре. И плоды нам принесло Стало много новых слов. Какая общая часть у этих слов? Как можно назвать такие слова? Дайте определение таким словам. У всех родственных слов есть одинаковая часть – корень. Как человек не может жить без сердца, так и слово без корня. Как вы это определили? Сформулируйте определение «Корня слова» |
Лес, лесок, лесничий, леший, лесоруб, лесной, лесистый, перелесок. | Отвечают на вопрос (корень, однокоренные, родственные; слова с одним и тем же корнем называются однокоренными). Лес. Сравнивали родственные, однокоренные слова и выделили общую часть. Корень — морфема, несущая лексическое значение слова; корень имеется в каждом слове, и слово может состоять из одного или нескольких корней. |
№8 |
|
|
Давайте попробуем выделить признаки однокоренных слов. | Однокоренные слова имеют 2 признака: 1. Они сходны, близки по смыслу. 2. У них есть общая часть – корень. |
№9 |
||
|
Выполните самостоятельно задание. Подберите однокоренные слова к словам: гриб, дождь, сад, поле. Выделите корень. Поменяйтесь тетрадками и проверьте задание. |
Работа в парах, взаимопроверка. | |||
|
Среди слов каждого ряда назови только однокоренные, спишите их и выделите корень. |
1. Белка, белить, белила, беленький, беличий, белок. 2. Дальний, дала, вдали, далеко, далекий, подать. 3. Весы, взвешивать, повисли, весовой. 4. Сидит, седина, седой, поседел. 5. Вода, водяной, водник, водичка, проводка, водный. 6. Пятно, пять, пятнистый, пятнышко. 7. Полет, летчик, летать, лето, летучий. |
Самостоятельная работа по карточкам. Выборочное списывание. | ||
|
Возьмите карточки, прочитайте предложения. Исправьте ошибки. Работайте в парах. Затем мы вместе проверим, правильно ли вы выполнили задание. |
Мама посолила суп солью. Ковер запылился пылью. Липа пахнет запахом меда. Солдаты переночевали ночь в землянке. К весне зелень зазеленела. Бабушка натопила жирный жир. Толя спросил вопрос у учителя. Игрушки вырезаны из деревянных деревяшек. Незнайка был ленивым лентяем. В комнате засветился свет. От страха малыш шептал шепотом. Наступила холодная стужа. Я люблю соленые соленья. В лесу пели пернатые птицы. На люстре много висячих висюлек. Ворона клюнула кота клювом. Кот оставил на руке Оли процарапанную царапину. На своем рисунке Оля нарисовала осенний лес. У брата голубоглазые глаза. Вдруг просигналил сигнал. |
Работа в парах. Фронтальная работа по проверке упражнения. | №10 №11 |
|
Итог занятия. | |||||
|
Наше занятие подходит к концу. Я попрошу вас вспомнить основные моменты и назвать их. О каком времени года мы сегодня говорили? Что вам понравилось, какие задания? Какие задания были самыми сложными? |
Отвечают на вопросы | №12 |
||
|
Возьмите карточки и прикрепите их к соответствующим заданиям. |