Адаптивная художественная гимнастика для детей с ОВЗ
Корнева Елена Альбертовна
Художественная гимнастика является доступным средством физического воспитания детей, средством развития двигательных качеств, координации, ловкости и точности движений, гибкости, пластичности, формирования правильной осанки.
Занятия адаптивной художественной применяются в целях всестороннего, гармоничного физического и эстетического развития, укрепления здоровья и совершенствования двигательных функций, осанки занимающихся и не предполагают достижения высоких спортивных результатов. На занятиях обязательно учитываются индивидуальные возможности детей, что позволяет корректировать задания соответствии с уровнем подготовки детей.
Средствами адаптивной художественной гимнастики являются общеразвивающие упражнения, элементы акробатики, хореографии, упражнения без предмета и с предметами (скакалка, мяч, обруч, лента). Все упражнения выполняются под музыку. Художественная гимнастика- сложнокоординационный вид спорта. Поэтому в процессе занятий происходит развитие координационных способностей. Выполнение равновесий, наклонов, поворотов, танцевальных соединений под музыкальное сопровождение способствует развитию пространственной ориентации, ритмической способности, вестибулярной устойчивости, согласованию движений. Все упражнения необходимо выполнять правильно и точно- это развивает способность к управлению движением, при этом необходим самоконтроль и коррекция мышечных усилий, устойчивость внимания.
Хореографические упражнения укрепляют мышцы. Способствуют приобретению красивой, правильной осанки. Упражнения с предметами развивают моторику рук и кистей.
Во время занятий отрабатываются движения, обеспечивающие стабилизацию головы в нормальном положении, развитие установочных выпрямительных рефлексов, подавление тонических примитивных рефлексов, умение расслаблять мышцы, устранять порочные установки и деформации, развивается произвольная моторика.
Влияя на развитие эмоциональной сферы личности, совершенствуя тело человека физически, воспитывая через музыку духовно, занятия основной художественной гимнастикой создают условия для формирования адекватной самооценки, уверенности в своих силах, стремления к самосовершенствованию, что, в свою очередь, способствует улучшению психического состояния и влияет на социализацию и интеграцию ребенка в жизнь общества, что важно в общей системе реабилитации детей с ОВЗ.
Цель занятий:
-создание условий для гармоничного физического и эстетического развития учащихся средствами художественной гимнастики.
-участие в показательных концертных номерах.
Задачи:
-коррекция нарушений физического развития;
-формирование двигательных умений и навыков;
-развитие двигательных способностей в процессе обучения;
-укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
-воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
- развитие эмоциональной сферы личности;
- развитие эстетического вкуса на основе связи движения с музыкой;
- воспитание уверенности в себе;
Упражнения без предмета.
-плавные движения руками вверх-вниз в разных направлениях.
-наклоны корпуса в разные стороны в положении сидя и стоя.
- повороты на 2-х ногах.
- равновесия -на коленях, на 1 колене (вторая нога вытянута в сторону или вперед), «цапелька», «ласточка».
-элементы хореографии (позиции рук, ног, деми плие, батман тандю)
Акробатика.
- «бревнышко»
- кувырок боком
- «складка»
- «корзиночка»
- стойка на лопатках
Упражнения с предметами.
- с мячом (удержание мяча на раскрытой ладони, «обволакивание» одной, двумя руками, перекаты по рукам и телу, отбив и ловля от пола, бросок вверх и ловля после отскока от пола).
- с обручем (вращения, удержание обруча в разных плоскостях и переход из одной плоскости в другую, переброска обруча).
- со скакалкой (вращения, прыжки, ловля одного конца скакалки)
-с лентой (выполнение различных «рисунков» лентой- махи, круги, восьмерки, спираль, змейка).