Психолого-педагогические условия успешности обучения
и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями
и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями
Крылова Валентина Михайловна,
ГБОУ школа № 231
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
(Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.)
АннотацияГБОУ школа № 231
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
(Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.)
В статье отмечается необходимость создания психолого-педагогических условий для успешности обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями и предлагается комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих социализацию и интеграцию ребёнка с нарушением интеллекта в социум.
Успешное обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями невозможно без создания психолого-педагогических условий. Это обусловлено тем, что дети с недостатками умственного развития не могут самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать получаемую из окружающей среды информацию. Для продвижения такого ребенка в развитии, в умении адаптироваться к окружающей среде важным фактором является специально организованное обучение.
Целью воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями является создание условий для приобретения ими практических знаний, умений, навыков, воспитанности такого уровня, который позволил бы им адаптироваться к предстоящей самостоятельной жизни, к социальным нормам в обществе. Опираясь на вышеуказанную цель, можно сформулировать основную задачу нашей работы – обеспечение каждому ребенку максимального уровня для умственного, нравственного и физического развития; организация учебно-воспитательной работы, направленной на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии ребёнка, с учетом его потенциальных возможностей. А для этого необходимо создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии, обучении, воспитании учащихся, их социально-трудовой адаптации в общество.
Какие же психолого-педагогические условия необходимы для успешного обучения детей с интеллектуальными нарушениями?
Работа по созданию психолого-педагогических условий образования и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями формируется в процессе реализации следующих этапов:
1) Первоначально - это диагностика, которая предполагает определение особенностей психофизического развития учащихся, уровня познавательных способностей и потенциальных возможностей. Диагностируя личностное развитие ребёнка, проводится целостное изучение личности, при этом, обращается внимание на такие критерии, как степень депрессивности, уровень агрессивности и тревожности, особенности характера, что очень важно учитывать при планировании профилактической и психокоррекционной работы. Психологические особенности личности отслеживаются в динамике, поэтому на каждого ребёнка с интеллектуальными нарушениями необходимо вести карту психологического развития.
Результаты психологической диагностики позволяют составить наиболее целостное представление о познавательных способностях, личностных особенностях каждого ребёнка с нарушениями интеллектуального развития. И на этой основе определяются его особые образовательные потребности.
Это дает возможность учителю составлять индивидуальные образовательные маршруты на каждого ребенка, выделив его сильные стороны, на которые можно опереться.
2) Следующий этап – коррекционно-развивающий, который дифференцируется по следующим направлениям: психокоррекция основных психических процессов (память, внимание, мышление) и девиантного поведения учащихся.
Психологическая помощь учащимся с интеллектуальными нарушениями может осуществляться на индивидуальных и групповых занятиях, которые направлены на включение ребёнка в систему социальных отношений, приобретение им навыков межличностного общения, формирования чувства адекватного восприятия окружающего мира. Содержание занятий позволяет активно использовать различные виды помощи (стимулирующую, организующую, обучающую). Организовывается и стимулируется деятельность ребёнка побуждающими вопросами, привлечением внимания к образцу, совместным формулированием правил, поощрением правильных действий. На детей с интеллектуальными нарушениями благоприятное влияние оказывает работа в группе. Прежде всего повышается мотивация. Ребёнок в группе может занять позицию педагога, контролирующего действия товарища или даже задающего ему программу. Как говорит один из психологов: «Сама по себе постановка ребёнка „в центр“, приписывание ему
роли командира, лидера автоматически повышают степень его доминантности, а следовательно, уровень его произвольной саморегуляции, программирования и контроля над собой и происходящим вокруг».
Занятия строятся таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. В структуру каждого группового занятия можно включать такие элементы как: ритуал приветствия, разминка, упражнения на расслабление, элементы дыхательной гимнастики, рефлексию прошедшего занятия, ритуал прощания. Основное содержание таких коррекционно-развивающих занятий составляют игры и упражнения, направленные на оптимизацию общения, способствующие целостному развитию и решению конкретных проблем каждого ребёнка в соответствии с индивидуальными программами развития.
В коррекционной работе полезно сочетать учебные и игровые формы, наглядность в зависимости от возраста детей, этапов работы по преодолению отклонений и с учетом их индивидуальных особенностей. На занятиях с детьми необходимо создавать атмосферу доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности каждого ученика, положительного эмоционального настроя на работу. Все это повышает интерес, внимание, активность учащихся.
3) Всё, о чём говорилось выше, должно обязательно реализовываться в совместной работе психолога и педагога. Зависимость успешности обучения, воспитания и социальной адаптации ребёнка с нарушениями развития от правильной оценки возможностей и особенностей развития достаточна велика. Эта задача решается комплексной психодиагностикой нарушений развития и является первоочередным и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, воспитание, развитие, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь. И основную роль в этой сложной деятельности играет близкое окружение ребёнка, а именно, семья.
4) Поэтому следующим значительным фактором создания психолого-педагогических условий успешности обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями является работа с родителями в форме индивидуальных консультаций, в ходе которых решаются следующие задачи:
-информирование родителей о динамике коррекционно-развивающей работы,
достижениях и успехах ребёнка;
- получение от родителей информации об особенностях поведения ребёнка дома, об его эмоциональном состоянии, об особенностях общения и взаимодействия с родителями;
- выработка в процессе совместного обсуждения с родителями оптимальной тактики взаимодействия и общения с ребёнком в семье.
Достаточно эффективной формой повышения психолого-педагогической грамотности родителей является родительский всеобуч. Просветительская работа в этом направлении побуждает родителей чаще обращаться к психологу и педагогу, видеть больше проблем и лучше их формулировать. На родительских собраниях и индивидуальных встречах с родителями нужно советовать родителям прислушаться к советам психолога и педагога: как организовать рабочее место дома, как готовить домашние задания, как слушать ребёнка и другие.
Таким образом, создание психолого-педагогических условий успешности воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, а выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: методические рекомендации / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2014. – 180 с.
- Психологическое сопровождение формирования и развития универсальных учебных действий учащихся: проект / Сост. О.Б. Гильманова, М.И. Лысенко. – Казань, 2010. – 180 с.
- Стребелева, Е.А. Дети с нарушением интеллекта: реабилитация средствами образования / Е.А. Стребелева, С.Б. Лазуренко, Л.М. Кузенкова // Педиатрическая фармакология. – 2012. – Т. 9. № 6. – С. 80-84.
- Стребелева, Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии / Е.А. Стребелева. – М.: Владос, 2015. – 184 с.
- Умственное развитие учащихся вспомогательной школы / под ред. Ж.И. Шиф. – М.: Академия пед. наук, 2013. – 182 с.
- Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в учебной и внеурочной деятельности: методические рекомендации / Л.П. Кузма, Л.А. Клещева. – Краснодар, 2016. – 45 с.