Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Взаимодействие учителя-логопеда и психолога в процессе
коррекционно-развивающей деятельности  по формированию
восприятия у детей с ОНР, стимулирующее речевое развитие
Неганова Наталия Ивановна,
учитель-логопед ГБДОУ 19
Московского района Санкт-Петербурга
 

Восприятие начинает формироваться с первых минут жизни ребёнка и  активно развивается на протяжении всего дошкольного периода в процессе  различных видов деятельности. Восприятие  с  раннего  детства  формируется  под влиянием языка,  в котором закрепился общественный опыт прошлых поколений.
 Слово участвует и в выделении, и в объединении комплексных раздражителей Словом обозначаются выделяемые признаки или части предметов, равно как предметы или явления в целом. Развитие речи играет весьма важную роль в развитии всех психических процессов в т.ч и восприятия. Развитие восприятия находится в неразрывной связи с развитием речи.
Дети,  которые  сегодня посещают группы компенсирующей направленности, очень сильно отличаются от детей, которые ходили в такие группы 10-15 лет назад. Сейчас младшие дошкольники, а зачастую и старшие практически не разговаривают. У детей резко ограничен активный словарь, пассивный словарь также не соответствует возрасту. Сильно страдает звукопроизношение, причём постановки требуют даже гласные звуки и согласные звуки  раннего онтогенеза, грубо нарушена слоговая структура слова, лексико-грамматический строй речи  не развит.
У всех детей с нарушениями речи отмечается  особенности  восприятия. В первую очередь страдает  слуховое восприятие.  У таких детей отсутствуют или искажены  слуховые предметные образы, отсутствует дифференцированное восприятия бытовых шумов, звуков речи,  дети испытывают трудности  при восприятии  и воспроизведении  ритмического рисунка. Нарушено простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений, отсутствует адекватная связь слова со зрительным представлением предмета, объекта.
Дети с общим недоразвитием речи  затрудняются  в восприятии образа предмета в усложненных условиях. У детей отчетливые пространственные нарушения:  они  плохо    ориентируются в собственном теле,  не понимают понятий «справа» и «слева». Нарушается четкость кинестетических ощущений, ребенок не воспринимает состояние напряженности или расслабленности мышц речевого аппарата. Не воспринимает  непроизвольные движения или неправильные артикуляционные уклады. Из-за повышенной отвлекаемости ребенку нужен более длительный период на восприятие чего-либо. У таких детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации. Процессу запоминания мешает импульсивность, расторможенность, излишняя двигательная активность или, наоборот, вялость детей. Детям требуется постоянная направляющая помощь взрослого.
На государственном уровне причина таких изменений сформулирована как «генетическая усталость нации». На  самом деле, причин много: это и современная  экологическая ситуация, качество воздуха, воды, пищи; и генетические заболевания, и особенности течения беременности, родов, и ритм жизни с наличием стрессов, и огрехи воспитания, отсутствие полноценного общения родителей с ребёнком, психологическая обстановка в семье и т. д. Дети испытывают огромные трудности в общении, они зачастую не поняты и могут быть не приняты детским коллективом.  Происходит разрыв между потребностями ребёнка в игре и его возможностями. Ребёнок не может договориться, объяснить своё состояние, желание. Недостаток в общении со сверстниками и взрослыми ведет к проявлению негативизма  и агрессии.
Учитывая всё выше сказанное, детям необходима помощь со стороны   логопеда,  психолога, возможно и  других специалистов.  Есть группа детей, в равной степени нуждающихся в помощи обоих специалистов.
Мы  в своём учреждении организовали работу  по принципу оказания комплексной психолого-педагогической помощи. Без такой помощи специалистов дети  могут попасть « в замкнутый круг» Взаимодействуя, мы в своей работе  руководствуемся следующими принципами:
-Системность
-Постепенность
-Комплексность
-Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям
Т.е. учет опыта и знаний ребенка.
Взаимодействие будет наиболее эффективным при тесном сотрудничестве  всех специалистов, родителей и педагогов, т. е. всех участников коррекционно-педагогического процесса. Это аспект становится наиболее актуальным при отсутствии специалиста  психолога в учреждении. Мы прибегаем к  консультативной помощи специалистов ЦППМСП и активно привлекаем всех участников коррекционно-педагогического процесса.
 Нами была разработана модель взаимодействия,  представляющую  собой систему из нескольких направлений. Связующим  звеном этой системы выступает ПМПК ДОУ, он  проводятся в начале года, после диагностики, а так же после итоговой диагностики и по мере необходимости.
Это позволяет нам отследить  и выделить все возможные положительные и отрицательные стороны  нашей работы. Определить  и наметить эффективные   приёмы  и динамику развития детей.
Основные формы взаимодействия предполагают:  1. ПМПК
– проведение и обсуждение результатов диагностики (логопед обследует речь, в том числе и её эмоциональные стороны, психолог – познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы)
 – коррекционно-развивающие занятия (на логопедических используются приёмы по активизации психические процессов, изучению и уточнению эмоциональных состояний, доступных возрасту, а на занятиях психолога активизируется речевое высказывание детей);
– интегрированные занятия с детьми;
−а также родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития. 
Объединённые одной  целью, и логопед, и психолог в своей работе решают разные  задачи, но пути и способы  их достижения достаточно часто  оказываются общими.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»