Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организация учебного сотрудничества учащихся
с ограниченными возможностями здоровья

Федорова Юлия Олеговна,
воспитатель ГПД ГБОУ школа №609
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 
В статье рассматривается актуальная проблема организации учебного сотрудничества учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Представлено использование учебного сотрудничества в парной и групповой работе.
 
Чем богаче учебная среда разными ситуациями взаимодействия между учащимися, тем больше условий для индивидуального прогресса, личностного, коммуникативного и социального развития школьников. Систематическое использование парной и групповой работ не только активизирует познавательную активность школьников, но и позволяет целенаправленно формировать личностные и метапредметные универсальные учебные действия, что особенно актуально в связи с введением ФГОС НОО ОВЗ.
Необходимые условия для формирования УУД создаются на коллективных учебных занятиях. В типологии М. А. Мкртчяна они названы коллективными не потому, что дети обучаются вместе, а потому, что занятия основаны на высших, разнообразных видах кооперации их участников [2].
Обучающиеся изучают разные фрагменты учебного материала, разными способами и средствами, в индивидуальном темпе; общее содержание курса разные ученики осваивают по неодинаковым последовательностям; на местах пересечения  их учебных маршрутов создаются непостоянные по составу группы или отдельные пары для выполнения какой-либо конкретной учебной цели. На коллективном занятии, как правило, одновременно действуют несколько таких временных коопераций, например, в одно и то же время одни ученики работают в парах (постоянных или сменных), другие – в группах, а третьи – индивидуально. Фронтальная работа отходит на второй план.
Сотрудничество всех участников учебного процесса является не простым пожеланием, а принципом организации коллективных учебных занятий. Оно появляется тогда, когда в учебном коллективе намеренно распределяются и меняются разные позиции («учитель», «ученик», управляющий), функции и осваиваемое содержание. Благодаря этому обеспечивается реализация индивидуальных маршрутов, возникает возможность осваивать учебный материал своими темпами и способами.
При работе в парах (в особенности, сменного состава) формируются такие коммуникативные умения, относимые к группе умений кооперации (сотрудничества), как:
-чётко формулировать свои мысли;
-помочь найти напарнику подходящие способы понимания при выполнении определённого действия;
-определить, чем собственное понимание отличается от понимания напарника;
-задавать вопросы, направленные на выяснение сути того или иного действия;
-просить предоставлять доказательства иной точки зрения;
-предлагать другие способы выполнения действий;
-проверить понимание партнёром выполняемого действия;
-помнить и следовать определённым действиям в процессе работы;
-и др. [1]
Уважение друг к другу, учёт интересов остальных постепенно становится условием и нормой успешной работы каждого. Это постепенно формирует ответственность за качество работы. С одной стороны, ответственное выполнение собственной задачи приносит пользу всему коллективу, а с другой – ответственные действия одних участников являются основой для успешных действий других.
Для обеспечения плодотворной работы в паре, в малой группе вовсе недостаточно грамотно формулировать учебное задание или призывать учащихся быть терпеливым к своему собеседнику, благодарить за помощь. Здесь нужен чёткий и последовательный порядок действий учащихся, обеспечивающий их сотрудничество.
Учебное сотрудничество учащихся в парах и группах по своим целям, характеру может быть различным. Во-первых, оно может быть направлено на усвоение готовых знаний, умений и навыков. Здесь выделяются позиции «ученика» (реципиента знаний) и «учителя», дающего образцы и помогающего ученику эти образцы воспроизвести. Во-вторых, сотрудничество может быть другого рода: самостоятельное открытие детьми новых знаний. Данные сорганизованные действия школьников могут осуществляться в разных формах: и в малых, и в больших группах, и в парах.
Учебная деятельность школьников может проходить в постоянных или сменных парах. В парах можно работать по-разному. Виды этой работы различаются: позициями (ролями) обучающихся; целями; содержанием; техниками взаимодействия; результатами, продуктами.
Выделяются следующие виды учебной работы в парах: обсуждение, совместное изучение, проверка, обучение и тренировка. Кроме раскрываемых ниже видов учебной деятельности в парах, подлежат разработке и другие, особенно связанные с техниками «продуктивного, творческого мышления». В реальной учебной ситуации часто сочетаются разные виды, при этом один из них является ведущим, а другие дополняющими.
 
Список используемых источников:
1. Лебединцев В. Б. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе: учебно-методическое пособие. – М.: Илекса, 2016.
2. Мкртчян М. А. Концепция коллективных учебных занятий //Школьные технологии. – 2011. – №2.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»