Использование активных форм взаимодействия с семьями
воспитанников с целью повышения педагогической
компетентности родителей
Неганова Наталия Ивановна,
учитель-логопед ГБДОУ 19
Московского района Санкт-Петербурга
В последнее время отмечается неуклонный рост речевой патологии у детей. К сожалению, иногда случается так, что с приходом ребёнка к специалисту родители не всегда понимают, что коррекционно-развивающий процесс в системе дошкольного образования подразумевает тесное сотрудничество всех его участников: логопедов, воспитателей, родителей. Вовлечение семьи ребёнка, имеющего речевые нарушения в коррекционный процесс, предполагает выполнение нескольких задач.
учитель-логопед ГБДОУ 19
Московского района Санкт-Петербурга
- Во-первых, создание доверительных отношений с родителями.
- Во-вторых, повышение компетентности родителей в вопросах диагностики и коррекции речевых нарушений.
- В-третьих, наряду с использованием традиционных, введение инновационных форм работы с родителями.
Принципы взаимодействия учителя-логопеда с родителями.
Работа с родителями результативна, если строится поэтапно, исходя из принципов:
1. Принцип доверительности отношений предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность логопеда, его умение понять и помочь решить проблемы
речевого развития ребёнка.
2. Принцип личностной заинтересованности родителей, который определяется постулатом педагогической деятельности, согласно которому «никого ничему нельзя заставить научиться человек должен сам захотеть именно этому и именно у меня научиться».
3. Принцип подхода к родителям, как к активным субъектам процесса взаимодействия, а не как к объектам воспитания.
4. Принцип утверждения самооценки родителей, обоснованием которого является утверждение того, что только уважающие себя родители могут воспитать здоровую, свободную и гармоничную личность ребенка.
5. Принцип эмансипации родителей, предполагает освобождение родителей от прежних взглядов на развитие и воспитание, а так же самого ребенка как на несмышленого малыша, которому надо постоянно подсказывать, помогать, поведением которого надо руководить, во – вторых, пробуждение их желания лучше познать самих себя, что в конечном итоге поможет им лучше понять своих детей.
Формы взаимодействия:
Анкетирование, социологический опрос, «почтовый ящик»
Целью является изучение семьи, выявление образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами. Получив реальную картину, на основе собранных данных, логопед может проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребёнка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника и выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогической потребности каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности.
Фотовыставки и выпуски газет
Совместные занятия с родителями
Эти формы работы помогают более подробно и понятно познакомить родителей с методами логопедического воздействия на разных этапах коррекционной работы.
Мини-библиотека, информационные стенды, презентации
Мастер-класс
Основной принцип мастер-класса – «Я знаю, как это делать, и я научу вас». Это современная форма проведения обучающего семинара для родителей, которая помогает повысить уровень компетентности родителей в вопросах коррекции речевых расстройств.
Примерные темы для проведения мастер-класса учителем-логопедом в течение учебного года: «Артикуляционная гимнастика, как основа правильного произношения», «Влияние пальчиковой моторики на развитие речи детей», «Развитие связной речи в общении с взрослыми». В момент проведения мастер-класса предлагается сделать родителям пособие, которое пригодится в работе дома и поможет сделать работу с ребёнком более эффективной и приятной. Так на мастер-классе «Дышите не дышите!» мы делали пособия для игры, которое помогает в развитие неречевого и речевого дыхания.
На встрече «Автоматизация звуков в речи через игру» родители делали «Звуковую дорожку», и даже сами увлечённо поиграли в неё.
Досуговые формы
Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт. Родители становятся более открытыми для общения. Эта форма может стать в детском саду культурным центром, сплачивающим родителей — единомышленников.
Участие в конкурсах
Помогает сплатить ребёнка и родителей как одну команду: совместная подготовка и переживания при участии, радость от успеха .
Проводя работу с родителями, мы обращали внимание на такой важный показатель, как включенность родителей в педагогический процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках и т.п. Позднее мы выделили для себя и качественные показатели, такие как: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых
Опыт использования активных форм взаимодействия с семьями воспитанников с целью повышения педагогической компетентности родителей показал следующее:
позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они стали ощущать себя более компетентными в воспитании детей. Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 95% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 90% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. По результатам повторной диагностики в группе нет родителей-наблюдателей; на 30% увеличилось число родителей-лидеров; до 67% выросло количество родителей-исполнителей.
Результативностью проделанной работы явилось повышение активности родителей:
• в мероприятиях, клубах, конкурсах, выставках, в оформлении групп;
• в учебно-воспитательном процессе на открытых занятиях;
• на родительских собраниях стали свободнее делиться, обмениваться опытом семейного воспитания;
•восприимчивость к советам и рекомендациям логопедов, воспитателей и других сотрудников (специалистов) детского сада;
• увеличилось количество желающих получить индивидуальную консультацию у специалистов;
• сместился акцент внимания родителей на позитивные стороны личности ребенка.
Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей:
активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей;
незаинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов;
равнодушные, живущие по принципу «меня и так все устраивает».
Благодаря этому у нас появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.
Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом, они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.