Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование активных форм взаимодействия с семьями
воспитанников с целью повышения педагогической
компетентности родителей

Неганова Наталия Ивановна,
учитель-логопед ГБДОУ 19
Московского района Санкт-Петербурга
 
В последнее время отмечается неуклонный рост речевой патологии у детей. К сожалению, иногда случается так, что с приходом ребёнка к специалисту родители  не всегда понимают, что коррекционно-развивающий процесс в системе дошкольного образования  подразумевает тесное сотрудничество всех его участников: логопедов, воспитателей, родителей. Вовлечение семьи ребёнка, имеющего речевые нарушения в коррекционный процесс, предполагает выполнение нескольких задач.
  •  Во-первых, создание доверительных отношений с родителями.
  •  Во-вторых, повышение компетентности родителей в вопросах диагностики и коррекции речевых нарушений.
  •  В-третьих, наряду с использованием традиционных, введение инновационных форм работы с родителями.
Осознанное включение семьи в совместный коррекционный процесс, поможет родителям найти подход к взаимодействию со своим ребёнком и положительно скажется на эффективности работы. Значимость и разнообразие форм работы учителя-логопеда с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Успех коррекционного процесса во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей и насколько разнообразны и интересны формы взаимодействия. Основные формы взаимодействия с семьёй делятся на традиционные и нетрадиционные (современные).
Принципы взаимодействия учителя-логопеда с родителями.
Работа с родителями результативна, если строится поэтапно, исходя из  принципов:
1. Принцип доверительности отношений предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность логопеда, его умение понять и помочь решить проблемы
речевого развития ребёнка.
2. Принцип личностной заинтересованности родителей, который определяется постулатом педагогической деятельности, согласно которому «никого ничему нельзя заставить научиться человек должен сам захотеть именно этому и именно у меня научиться».
3. Принцип подхода к родителям, как к активным субъектам процесса взаимодействия, а не как к объектам воспитания.
 4. Принцип утверждения самооценки родителей, обоснованием которого является утверждение того, что только уважающие себя родители могут воспитать здоровую, свободную и гармоничную личность ребенка. 
  5. Принцип эмансипации родителей, предполагает освобождение родителей от прежних взглядов на развитие и воспитание, а так же самого ребенка как на несмышленого малыша, которому надо постоянно подсказывать, помогать, поведением которого надо руководить, во – вторых, пробуждение их желания лучше познать самих себя, что в конечном итоге поможет им лучше понять своих детей.
Формы взаимодействия:
Анкетирование, социологический опрос, «почтовый ящик»
 Целью является изучение семьи, выявление образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами. Получив реальную картину, на основе собранных данных, логопед может проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребёнка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника и выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогической потребности каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности.
Фотовыставки и выпуски газет
Совместные занятия с родителями
Эти формы работы помогают более подробно и понятно познакомить родителей с методами логопедического воздействия на разных этапах коррекционной работы.
Мини-библиотека, информационные стенды, презентации
Мастер-класс
Основной принцип мастер-класса – «Я знаю, как это делать, и я научу вас». Это современная форма проведения обучающего семинара для родителей, которая помогает повысить уровень компетентности родителей в вопросах коррекции речевых расстройств.
Примерные темы для проведения мастер-класса учителем-логопедом в течение учебного года: «Артикуляционная гимнастика, как основа правильного произношения», «Влияние пальчиковой моторики на развитие речи детей», «Развитие связной речи в общении с взрослыми». В момент проведения мастер-класса  предлагается сделать родителям пособие, которое пригодится в работе дома и поможет сделать работу с ребёнком  более  эффективной и  приятной. Так на мастер-классе «Дышите не дышите!» мы делали пособия для игры, которое помогает в развитие неречевого и речевого дыхания.
 На встрече «Автоматизация звуков в речи через игру» родители делали «Звуковую дорожку», и даже сами увлечённо поиграли в неё.
Досуговые формы
Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт. Родители становятся более открытыми для общения. Эта форма может стать в детском саду культурным центром, сплачивающим родителей — единомышленников.
Участие в конкурсах     
Помогает сплатить ребёнка и родителей как одну команду: совместная подготовка и переживания  при участии, радость от успеха .                               
Проводя работу с родителями, мы обращали внимание на такой важный показатель, как включенность родителей в педагогический процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках и т.п. Позднее мы выделили для себя и качественные показатели, такие как: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых
Опыт использования активных форм взаимодействия с семьями воспитанников с целью повышения педагогической компетентности родителей показал следующее:
позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они стали  ощущать себя более компетентными в воспитании детей. Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 95% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 90% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. По результатам повторной диагностики в группе нет родителей-наблюдателей; на 30% увеличилось число родителей-лидеров; до 67% выросло количество родителей-исполнителей.
Результативностью проделанной работы явилось повышение активности родителей:
• в мероприятиях, клубах, конкурсах, выставках, в оформлении групп;
• в учебно-воспитательном процессе на открытых занятиях;
• на родительских собраниях стали свободнее делиться, обмениваться опытом семейного воспитания;
•восприимчивость к советам и рекомендациям логопедов, воспитателей и других сотрудников (специалистов) детского сада;
• увеличилось количество желающих получить индивидуальную консультацию у специалистов;
• сместился акцент внимания родителей на позитивные стороны личности ребенка.
Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей:
активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей;
незаинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов;
равнодушные, живущие по принципу «меня и так все устраивает».
Благодаря этому у нас появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.
Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом, они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»