Проблема речевого развития детей с ОВЗ
Куранова Наталья Александровна
Дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, это дети с ограниченными возможностями , которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. У детей с недостатками развития особенно глубоко нарушено мышление. Нарушения мышления у ребенка непосредственно сказываются на овладении речью. Развитие устной и письменной речи занимает значительное место в школьном процессе. Одной из причин, препятствующих включению в социум учащихся с интеллектуальной недостаточностью ,является низкий уровень развития речевой культуры. Речь учащихся недостаточно точна, примитивна, шаблонна, особенно беден и ограничен их словарный запас. Эмоциональный и звуковой строй речи тоже страдают. Это приводит к трудностям в процессе адаптации, установлении контактов с окружающими людьми, препятствуют самореализации ребенка, его личностному росту. При этом олигофренопедагогика предлагает широкий спектр учебных и методических рекомендаций по проблеме речевого развития умственно – отсталого школьника. Развитие, обогащение и совершенствование речи умственно- отсталых учащихся – одна из серьезнейших и всегда актуальных задач преподавания русского языка и чтения в коррекционной школе. Здесь обучаются дети с нарушением интеллектуальной деятельности, часто осложненной недоразвитием слухового аппаратов. Все это приводит к значительным затруднениям в овладении ими речью. Очень редко они употребляют наречия, глаголы с приставками, союзы, имена прилагательные, но зато часто можно услышать слова он, она, тут, там, вот, ну, как его там, ага. Обучать орфографию невозможно без учета взаимодействия лексического и грамматического значения, так как бедный запас слов, неправильное понимание и неточное употребление слов умственно- отсталыми детьми препятствует этому. Развитая речь предполагает владение достаточно большим запасом слов, умение использовать арсенал фонологических, словообразовательных, морфологических и синтаксических средств языка в соответствии с нормами правильной речи, а также умение правильно пользоваться этими средствами в различных ситуациях с учетом задачи точной передачи информации, задачи быть понятым собеседником и задачи воздействия на собеседника. Задача учителя в своей работе использовать методы и приёмы направленные на расширение словарного запаса ,вовлечение в беседу учащихся.Для этого можно использовать прием групповой работы, подходящий к разно уровневой коррекции. Класс разделить на несколько групп. В первую группу могут войти дети, которые обладают более высоким уровнем деятельности. У этих детей ровная, выразительная речь, достаточно велик словарный запас. Во вторую группу войдут дети ,которые не могут сконцентрировать свое внимание и в работе могут допустить ошибки. Им необходимо систематическое повторение ранее усвоенного.Третью группу образуют ученики с замедленной реакцией на вопрос или задание учителя, с замедленной речью, бедной эмоционально и по составу. Этим ученикам требуется значительно больше времени на усвоение правила, чем другим. Организовать учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей личности – это и есть цель дифференцированного обучения. Метод применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; проверка домашняя работа; учет знаний на уроке; самостоятельные и контрольные работы; работы над ошибками; уроки закрепления. Материал для чтения должен быть понятен учащемуся. Перед чтением текста познакомить учащегося с последующим заданием, которое он будет выполнять. Вопросы и задания по тексту должны быть конкретными, четкими. Ребёнок должен повторить задание. Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение. Рассказ — это форма обучения, при которой изложение носит описательный характер. Его используют для обогащения словаря, для создания у детей представления о том или ином явлении, вызова положительных эмоций, для создания образца правильной выразительной речи, подготовки детей к последующей самостоятельной работе, закрепления грамматических формы речи. В ходе беседы учитель выявляет знания детей, создает установку на усвоение новой темы. Итоговая беседа проводится учителем для закрепления и дифференциации речевых умений и навыков. Использование беседы в коррекционной работе должно соответствовать следующим условиям: опираться на достаточный объем представлений, уровень речевых умений и навыков, находиться в зоне ближайшего развития ребенка.В ходе успешной работы над устной речью, учащиеся с ОВЗ осваивают некоторые законы построения устной речи. Они приобретают следующие умения:
Умение подбирать слова для связной речи;
Правильно строить предложения;
Умение распространять предложения;
Излагать логически последовательно события.
Учитывая, что дети с ОВЗ имеют свои особенности необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.Очень важная деятельность для ребенка – игра, а основная потребность –общение. Главная задача данных занятий – воспитание культуры поведения, но они также очень важны и для развития речи, потому что закрепляют навыки хорошей, связной речи, обогащают словарь ребенка. .Коррекционная работа педагога по развитию речи предусматривает обязательное введение в образовательный процесс упражнений дыхательной, артикуляционной гимнастики, на развитие фонематического слуха, мелкой моторики, расширения словаря. Коррекционно-развивающее обучение детей с отклонениями развития является одним из методов комплексной реабилитации состояния здоровья, направленной на преодоление социальных ограничений, вызванных болезнью, путем развития их познавательных и личностных возможностей.