Особенности семейного воспитания детей
с задержкой психического развития
воспитатель
Воспитание в семье ребёнка с ЗПР – ответственная задача, так как важнейшим в процессе воспитания любых детей, и особенно детей с ЗПР, является понимание состояния ребёнка прежде всего родителями. С признанием того, что в семье растёт ребёнок с ЗПР, ответственность родителей значительно возрастает.
Семья – это нечто большее, чем простая сумма её составляющих. Разные семьи отличаются друг от друга по своей структуре: по своему составу, культурному и идеологическому стилю каждая семья является уникальной, что, в свою очередь, обусловливает уникальность процесса семейный взаимоотношений.
При этом наличие в семье ребёнка с отклонением в развитии рассматривается лишь как одна из многочисленных особенностей структуры семьи, так как дети с ограниченными возможностями живут и развиваются в контексте семьи, где любое событие, происходящее с одним человеком, непременно затрагивает остальных.
Чтобы иметь возможность объективно рассматривать проблемы семей с детьми, имеющие ограниченные возможности, недостаточно учитывать лишь внутрисемейные возможности и внутрисемейные факторы.
Семья представляет собой целостную систему:
- Семья обладает сложным внутренним строением, своей психологической структурой и специфическими функциями.
- Семья как целое определяет некоторые характеристики, входящих в неё инвалидов.
- Каждый индивид семейной системы влияет на других индивидов и сам находится под их влиянием.
Поэтому необходим комплексный подход к организации коррекционно - педагогической работы с детьми с проблемами в развитии и изменении всей семейной системы в целом.
Главной идеей настоящей концепции является достижение совместной гармоничной жизни с нестандартным ребёнком, максимальное развитие потенциальных возможностей ребёнка и каждого члена семьи и успешной интеграции нестандартной семьи и нестандартного ребёнка в общество.
Для семьи появление ребёнка с ограниченными возможностями является тяжёлым испытанием. Угнетённость, подверженность стрессам, раздражительность, общая психическая неуравновешенность, чувство вины становятся постоянными во многих семьях. Дальнейшие планы, перспективы семьи, судьба детей – неясны. Ставится под вопросом профессиональная реализация родителей. На этом фоне происходит ухудшение внутрисемейных отношений, часто сопровождающееся ослаблением дружеских связей, замыканием семьи на своих проблемах.
Нередко случае, когда родители серьёзно полагают, что без особых усилий с их стороны, только с помощью какого – либо волшебного лекарства или экстрасенса, или гипноза можно развить у детей мышление, память, внимание, речь и даже привить вкус и прилежание к учёбе.
Как правило, родители неправильно оценивают возможности своих детей, не умеют наблюдать их. Мало кто обращает внимание, как играет ребёнок, как использует игрушки. Нередки случаи, когда до 4,5 – 6 лет взрослые не замечают понижение слуха и зрения, недостатков речи или снижения познавательной деятельности.
Однако и в тех случаях, когда родители по достоинству оценивают значение воспитательных и коррекционно – обучающих мер воздействия, они часто допускают серьёзные педагогические промахи. Неправильные действия взрослых вызывают у детей негативную реакцию, двигательную расторможенность, плаксивость и даже отклонения в поведении.