Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности семейного воспитания детей
с задержкой психического развития

Корюшкина Дина Вафаевна,
воспитатель
Диагноз «задержка психического развития» зачастую ставит родителей ребёнка перед неожиданными, а подчас и серьёзными проблемами. Первое время они растеряны, подавлены, без конца задают себе одни и те же мучительные вопросы: «Почему это случилось именно с моим ребёнком? Что же делать дальше?».
Одна из основных причин –это некомпетентность родителей, которые не знакомы с закономерностями психического развития ребёнка; отсутствие социальной ответственности и осведомлённости у членов семьи. Эти факторы особенно значимы для детей с ЗПР. Именно родительская некомпетентность может послужить причиной запуска механизма дезадаптационных процессов у ребёнка. Наряду с этим в некоторых случаях педиатры не всегда правильно ориентируют родителей, говоря о перспективах развития их малыша. Следовательно, адресная и своевременная диагностика и коррекционно-педагогическая помощь является базовой потребностью каждого проблемного ребёнка.
При рождении выявить у детей задержку психического развития нельзя. Чаще всего у них нет пороков в физическом облике. Да и родители всегда высоко оценивают способности своего ребёнка, порой не замечая важного – отставания в развитии. В тех случаях, когда ребёнка уже на третьем году жизни родители  определяют в дошкольное учреждение, возникает необходимость координации воспитательных усилий семьи и педагогов образовательного учреждения. Единство требований и направленность воспитания на формирование основных линий развития  служат основой и для стимуляции нормального хода  развития, и для коррекции имеющихся у ребёнка отклонений.  Однако во многих случаях родители не готовы к сотрудничеству с воспитателями и считают, что дошкольное образовательное учреждение должно решить все вопросы по воспитанию, образованию и коррекции отклонений в развитии их ребёнка без их активного участия. Некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребёнок с возрастом самостоятельно научиться правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребёнок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребёнку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития.

Воспитание в семье ребёнка с ЗПР – ответственная задача, так как важнейшим в процессе воспитания любых детей, и особенно детей с ЗПР, является понимание состояния ребёнка прежде всего родителями. С признанием того, что в семье растёт ребёнок с ЗПР, ответственность родителей значительно возрастает.
Семья – это нечто большее, чем простая сумма её составляющих. Разные семьи отличаются друг от друга по своей структуре: по своему составу, культурному и идеологическому стилю каждая семья является уникальной, что, в свою очередь, обусловливает уникальность процесса семейный взаимоотношений.
При  этом наличие в семье ребёнка с отклонением в развитии рассматривается лишь как одна из многочисленных особенностей структуры семьи, так как дети с ограниченными возможностями живут и развиваются в контексте семьи, где любое событие, происходящее с одним человеком, непременно затрагивает остальных.
Чтобы иметь возможность объективно рассматривать проблемы семей с детьми, имеющие ограниченные возможности, недостаточно учитывать лишь внутрисемейные возможности и внутрисемейные факторы.
Семья представляет собой целостную систему:
- Семья обладает сложным  внутренним строением, своей психологической структурой и специфическими функциями.
 - Семья как целое определяет некоторые характеристики, входящих в неё инвалидов.
 - Каждый индивид семейной системы влияет на других индивидов и сам находится под их влиянием.
 Поэтому необходим комплексный подход к организации коррекционно - педагогической работы с детьми с проблемами в развитии и изменении всей семейной системы в целом.
Главной идеей настоящей концепции является достижение совместной гармоничной жизни с нестандартным ребёнком, максимальное развитие потенциальных возможностей ребёнка и каждого члена семьи и успешной интеграции нестандартной семьи и нестандартного ребёнка в общество.
Для семьи появление ребёнка с ограниченными возможностями является тяжёлым испытанием. Угнетённость, подверженность стрессам, раздражительность, общая психическая неуравновешенность, чувство вины становятся постоянными во многих семьях. Дальнейшие планы, перспективы семьи, судьба детей – неясны. Ставится под вопросом профессиональная реализация родителей. На этом фоне происходит ухудшение внутрисемейных отношений, часто сопровождающееся ослаблением дружеских связей, замыканием семьи на своих проблемах.
Нередко  случае, когда родители серьёзно полагают, что без особых усилий с их стороны, только с помощью какого – либо волшебного лекарства или экстрасенса, или гипноза можно развить у детей мышление, память, внимание, речь и даже привить вкус и прилежание к учёбе.
Как правило, родители неправильно оценивают возможности своих детей, не умеют наблюдать их. Мало кто обращает внимание, как играет ребёнок, как использует игрушки. Нередки случаи, когда до 4,5 – 6 лет взрослые не замечают понижение слуха и зрения, недостатков речи или снижения познавательной деятельности.
Однако и в тех случаях, когда родители по достоинству оценивают значение воспитательных и коррекционно – обучающих мер воздействия, они часто допускают серьёзные педагогические промахи. Неправильные действия взрослых вызывают у детей негативную реакцию, двигательную расторможенность, плаксивость и даже отклонения в поведении.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»