Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

ТРИЗ – необходимо и увлекательно.

Елагина Ольга Сергеевна,
учитель- логопед ГБДОУ детсад 53
Калининского района Санкт-Петербурга
В нынешнем ускоренном темпе жизни много областей, где для обучения необходимо использовать современные технологии, например, такие, как ТРИЗ. ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских задач) была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Автор создавал ее, как методику для поиска решения технических проблем. Предназначена она, в первую очередь, в помощь инженерам-изобретателям. Применение ТРИЗ формирует у изобретателей такие качества мышления, как гибкость, диапазон, системность, оригинальность и др. Технология Г.С. Альтшуллера многие годы использовалась в работе с детьми на станциях юных техников. В дальнейшем, появилась ее вторая часть – творческая педагогика, что дало возможность к появлению нового раздела . Этим разделом стала теория развития творческой личности. Приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, различного вида мышления: диалектного, творческого, абстрактного. Главным принципом концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. Необходимо воспитывать ребёнка в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире, т.е., с учётом возрастного и индивидуального подходов. Занятия построены от простого к сложному. Дошкольный возраст- очень благоприятный период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Элементы методики применяются в работе с детьми всех возрастных групп. Учим ребёнка анализировать конкретную ситуацию и находить необычные пути ее разрешения. Совместная деятельность с детьми проходит в играх, используются различные сказки, тексты. На совместных занятиях дети могут говорить все, высказывать различные свои предположения, фантазировать, придумывать. Самое главное- выслушать каждого ребёнка. В таких беседах дети учатся думать, доказывать, возражать, выслушивать друг-друга. Педагог поощряет детей, дает положительную оценку. У многих детей с речевой патологией психическое развитие, как правило, опережает речевое. Ребёнок критично относится к своей речевой недостаточности. Первичная патология речи может тормозит формирование первоначально сохранных умственных способностей. Коррекционная работа, с использованием различных приемов и методов, выравнивает интеллектуальное развитие. Занятия по развитию творческого воображения - это импровизация, игра. Возможность придумывать свою сказку, историю. В детском саду, работая с элементами ТРИЗ, педагоги учитывают следующие принципы: - Творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей. - Ребёнок свободен в своём выборе. Задание не должно иметь одного решения. Необходимо продумывать поставленные перед ребёнком задачи так, чтобы было несколько способов решения. - Необходимо включать в творческие задания практическую деятельность. - Педагог имеет с ребёнком обратную связь. Любое новое творческое задания является элементом предыдущего, при этом условии педагог может контролировать процесс освоения ребёнком мыслительных операций.
Задания, которые можно предложить детям:
1. «Ищу друзей» Задания может предлагать как педагог, так и дети. - Ведущий: Хочу позвать к себе гостей. У всех моих гостей пушистый мех, они живут в лесу, их можно увидеть зимой. К ведущему подходят те дети, которые выбрали образ дикого животного или животного, живущего в зоопарке, цирке. - Ведущий: Мои друзья - это то, что умеет жужжать. К ведущему подходят те дети, которые взяли себе образ пчелы, стрекозы, пылесоса, фена… и произносят в качестве упражнения : ж-ж-ж. - Ведущий : А я рыба. Мои друзья - это те слова, в которых есть звук "р" (в начале слова, в середине, в конце).
2. «Поиск общих признаков» Ведущий выбирает два предмета, объекта, далеко отстоящие друг от друга на смысловой оси, необходимо найти для них как можно больше общих признаков.
3. «Выбери троих» B пяти случайных слов дети выбирают три и рассказать, для чего они нужны и как могут взаимодействовать. Игроки ищут логические связи между выделенной задачей и выбранными объектом и субъектом действия.
4. Игра «Складушки». Белка + осень = запасы Небо + вода = осенний дождь Огород + тепло = урожай Холод + лист = листопад Человек + холод = теплая одежда
5. «Вычиталки» Дерево - лист = осеннее дерево
6. «Хорошо – плохо» 1 вариант: Учить детей выделять в предметах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Ведущим называется любой объект или система, явление (в старшем дошкольном возрасте). Детьми определяются положительные и отрицательные свойства. Ведущий: Съесть конфету - хорошо. Почему? Дети: Потому, что она сладкая. Ведущий: Съесть конфету - плохо. Почему? Дети: Могут заболеть зубы. То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?". Другой вариант: В: Съесть конфету - хорошо. Почему? Д: Потому, что она сладкая. В: Сладкая конфета - это плохо. Почему? Д: Могут заболеть зубы. В: Зубы заболят - это хорошо. Почему? Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.
7. «Что умеет делать?" Ведущий называет объект. Можно объект показать или загадать с помощью игры "Да -Нет", можно с помощью загадки. Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью. Ведущий: Телевизор. Дети: Может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться.
8. «Да–Нет» Игроки должны загадать “тайну”, заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить “Да” или “Нет”. Ведущему разрешается давать следующие ответы на поставленные вопросы: “да”, “нет”, “и да, и нет”, “это не существенно”, “об этом нет информации”. К примеру: – Я загадала слово (лиса). – Это что-то живое? – Да. – Это растение? – Нет. – Это животное? – Да. И т.д., пока слово не будет угадано.
9. «Необитаемый остров». Ведущий: Мы на необитаемом острове. На нем есть только… (примеры: карандаши, жвачки, пустые консервные банки и т.д.). Необходимо выжить на этом острове, используя только этот предмет. (Представьте, что на острове есть только много банановых растений. Как, используя только их, выжить в течение многих лет? Ведь нужно и жилье, и одежда, и пища.). Дети придумывают варианты одежды из листьев банана, строят дома из стеблей и т.д.
 Вывод: игры с использованием элементов ТРИЗ активизируют познавательную деятельность ребёнка, создают условия для образования образной стороны речи, обогащают словарный запас, помогают закреплять умение пользоваться лексико-грамматическими конструкциями.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»