Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Совместная работа тьютора и учителя в образовательном процессе

 
Ростовцева Екатерина Викторовна,
учитель школы № 502 Санкт-Петербурга

Понятие - «тьютор» в переводе с английского означает «наставник, репетитор, опекун». Тьютор в современной педагогике - это учитель-консультант и координатор. Его цель - создать образовательную среду, которая позволит ученику максимально самостоятельно получать знания и навыки, обучаясь в удобном для него режиме, в том числе в рамках урока. При этом тьютор помогает эффективно использовать учебные материалы, Интернет, практический опыт других учащихся. Таким образом, система знаний выстраивается через активность детей, их деятельность, практику. Координирующая работа тьютора направлена на помощь в постановке проблемы, определении целей и задач деятельности, планировании действий по реализации, анализе результатов работы.
В системе начального общего образования в последнее время произошли значительные изменения, повлиявшие на содержание деятельности педагогов образовательных учреждений. Это и процесс модернизации содержания образования, и новые приоритеты в образовательной политике, и изменение концептуальных ориентиров - все это потребовало создания гибкой структуры методической службы и новых подходов к методической деятельности учителя. В непрерывном педагогическом образовании, важной частью которого является методическая работа, существенную роль стало играть тьюторство. В дидактике тьютор – это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. Обобщая, можно сказать, что тьютор - это наставник, помощник. Сегодня возникает необходимость возрождения классической тьюторской позиции, очного тьюторства. Современная ситуация в образовании требует особой подготовки тьютора, основанной на определении его компетенций и учитывающей изменение роли учителя в современном учебном процессе. Компетентность тьютора может быть охарактеризована совокупностью наиболее важных компетенций:
  • общекультурных (грамотность, навыки устной и письменной речи, толерантность, способность к эмпатии, уважение прав и свобод человека, умение анализировать и корректировать собственную педагогическую деятельность, навыки самопрезентации);
  • психолого-педагогических;
  • коммуникативных;
  • компетенциях в области предмета;
  • компетенциях в области современных информационных технологий.
Работа тьютора ориентирована на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, включая реализацию адаптированной образовательной программы или специальной индивидуальной программы развития и учитывающей личный потенциал ученика с ОВЗ, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности. Задача тьютора состоит в организации обучения (подготовка дидактических материалов для урока, транслирование заданий учителя, сопровождение и организация занятости ребенка при необходимости покинуть класс) и воспитании (организация коммуникации с одноклассниками на переменах, включение ребенка с учетом его интересов и особенностей в социальные проекты). В инклюзивном образовании тьютор, кроме сказанного выше, это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. В тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями тьютор может создать для ребенка благоприятную среду для успешной учебы и социальной адаптации.
Если работа учителя и тьютора осуществляется в тандеме, то совместная учеба здоровых и «особых» детей идет на пользу и тем, и другим. Здоровые дети привыкают не прятаться от чужих проблем, и в будущем у них не возникнет барьеров в общении с инвалидами. Соответственно и дети с ОВЗ вырастают полноценными гражданами, готовыми самостоятельно строить свою жизнь среди людей.

 
Список литературы:
  1. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Книга для учителя. – М., 2002
  2. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. – Минск, 2001
  3. Ковалева Т.М. О деятельности тьютора в современном образовательном учреждении / Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научно-методического семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика», Москва, 18-19 мая 2009 / Науч. ред. Т.М. Ковалева; отв. ред. А.А. Теров, О.Ю. Жилина. ­ М.: АПКиППРО. ­ 2009
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»