Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка

Организации работы по профилактике дезадаптивного
поведения в психоневрологическом санатории “Комарово”

Драчинская Татьяна Владимировна,
педагог-психолог высшей категории,
СПб ГБУЗ Детский психоневрологический санаторий “Комарово”
 
В последнее время в детской выборке  увеличилось количество детей с тенденцией к дезадаптивному поведению, в связи с чем насущной проблемой стала организация работы по его  профилактике.
Дети, проходящие лечение,  подвержены факторам риска: отклонение в развитии ребенка или состояние декомпенсации; отчужденность от семьи, уход из общества, частые случаи антисоциального поведения в раннем возрасте; неблагополучные семьи; конфликты в семье; экономическая и социальная обделенность; плохая учеба в школе, отсутствие интереса к ней; недостаточная забота о ребенке со стороны семьи; влияние дурной компании, ближайшего окружения.  Наличие данных факторов не означает, что ребенок или подросток совершит антисоциальное поведение, однако, повышает вероятность. Чем больше подобных факторов, тем больше степень риска.
Программа “Будь человеком”- психолого-педагогическая программа, направленная на профилактику дезадаптивного поведения, формирвоание установки на нормативное поведение, формирование ценностных ориентаций, положительной Я-концепции, нравственных основ поведения и этических норм общения у детей 9-12 лет.
В соответствии с ФГОС второго поколения, особое значении придается формированию личностных образовательных результатов, которые должны быть представлены тремя видами  личностных универсальных действий: самоопределением-формированием социальной/гражданской и личностной идентичности, Я-концепции и самооценки; смыслообразованием-установлением смысла обучения и мотивации учебной деятельности; морально-этической ориентацией-выделением нравственного аспекта события и поведения-как своего собственного, так и других людей, соотнесением поступка с принятыми этическими нормами и принципами, осуществлением выбора в моральной дилемме.
Цель программы: предоставление подросткам возможности осознавать важность приобретения ролевого репертуара детей, обеспечивающего улучшение коммуникации и способствующего безопасности процесса социального экспериментирования, свойственного подростковому возрасту, актуализация процесса социального самоопределения в жизни, создание условий формирования позитивного отношения к себе.
Задачи программы:
1.Формирование ценностных ориентаций и социальных навыков, которые позволяют ориентироваться в условиях  коллектива класса и школы; предоставление подросткам возможности осознавать важность приобретения  социальных навыков. Формирование установки на нормативное поведение. Ознакомление со знаниями о нравственности.  Формирование представления о моральных ценностях, привычках, необходимых для жизни в обществе, дать детям положительные социальные нормы поведения. Активация   социальной   направленности детей. Формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение; изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные.
2. Профилактика воровства, лжи, жестокости, сквернословия.
3.Осознавание реальных мотивов поведения, воспитание ответственности за свое поведение. Дисциплинированность.
4.Развитие факторов здорового и социально-эффективного поведения;
5.Развитие навыков положительных взаимоотношений с детьми и взрослыми. Обучение навыкам сотрудничества. Обучение ориентации на партнера в игре. Обучение игре с правилами.
6. Профилактика компьютерной зависимости. Ориентация на альтернативные виды времяпровождения. Настольные игры.
7. Кинезиологическая гимнастика по методике Л.А. Сиротюк. Формирование навыков справляться со стрессами;
8.Разработка отдельных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) .Разработка системы работы по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и социальной адаптации                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             
Задачи индивидуальных занятий (с отдельными детьми): психологическая поддержка; стимулирование мотивации, работа с эмоциями, в том числе с неконтролируемым чувством гнева; повышение самооценки; обучение конструктивному общению, расширению поведенческого репертуара.
Описание контингента учащихся: дети 9-12 лет, проходящие лечение на 5,6 постах санатория.
Форма занятий: со всем постом-фронтальная-психолог и воспитатель.
Воспитатель-организация и проведение воспитательных мероприятий по плану программы (беседы, конкурсы рисунков, просмотр презентаций).
Индивидуальная: индивидуальные коррекционно-развивающие занятия при необходимости.
Условия реализации программы:
Методический инструментарий:
Психолого-педагогическое сопровождение детей с отклоняющимся поведением И.Н.Хоменко,  Сказкотерапия  О.Е.Хухлаевой, кинезиологический метод Л.А. Сиротюк,
тренинг “Поговорим о недостатках” И.В. Комылятовой,  методика Т.А.Шорыгиной “Беседы о здоровье”,  методика “Карта настроения”.
Оборудование:  раздаточный материал “Карта настроения”, цветные карандаши, бланки для заполнения.
Требования к помещению: занятия проводятся на посту, в центральном обеденном зале.
При индивидуальных занятиях- в кабинете у психолога.
Временные рамки: программа проводится в течении всего срока пребывания детей в санатории: беседы с очередностью 1-2 раза в неделю, кинезиологические упражнения с периодичностью 3-4 раза в неделю, по возможности-дополнительно проводятся и воспитателем на посту.
Основные используемые виды работы:
Тестирование с целью выявления эмоционально-личностных особенностей;
Социометрические процедуры с целью выявления межличностных отношений в коллективе;
Тренинги
Встречи с родителями.
Формы работы:
Организация социальной среды- социальная реклама по формированию установки на здоровый образ жизни. Молодежные кумиры о ЗОЖ, специально подобранные кинофильмы.
Информирвоание- беседы, лекции, специальная литература, видеофильмы. Цель-попытка воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений.
Активное обучение социально-важным навыкам- Тренинги, циклы обучающих занятий
Описание этапов реализации программы:
1 этап. Сбор информации, информирование детей о нормативности в поведении.
Цели: Осознание  реальных мотивов поведения.
Задачи: Сбор первичной информации о поведении ребенка и механизмах саморегуляции и ограничения его поведения. Ознакомление детей с нормативностью в поведении; анализ понятия “хулиганское поведение”, понятие об административном наказании (Часть 1 ст. 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях мелкое хулиганство). Информирование родителей -ознакомление родителей с предлагаемыми средствами ограничения поведения детей и результатами анкетирования.
Мероприятия: Проведение анкетирование на тему “Ограничения в поведении и поощрения”. Анализ анкет и проведение беседы на тему формирования нормативного поведения. Ознакомление детей с нормативностью в поведении; анализ понятия “хулиганское поведение”, понятие об административном наказании (Часть 1 ст. 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях мелкое хулиганство).
2 этап  Заключение Коллективного договора
Цели: осознание реальных мотивов поведения.
Задачи: формирование ответственности за свое поведение.
Мероприятия: обсуждение и заключение Коллективного договора (по ограничению поведения с перечнем наложения санкций.  Процедура подписания договора каждым воспитанником.. Вывешивание его в публичном месте.
3 этап Основной  формирующий этап
Цели: Коррекция девиации поведения и мировоззрения. Развитие  навыков положительных взаимоотношений с детьми и взрослыми.
Задачи:
Активизировать социальную направленность учащихся.
Провести работу по профилактике воровства, лжи, жестокости, сквер- нословия  у детей.
Обучение детей навыкам сотрудничества;
Обучение детей ориентации на партнера;
Обучение детей играм с правилам.
 Коррекция девиации поведения и мировоззрения. Профилактика воровства, лжи, жестокости, сквернословия  у детей.
Мероприятия (совместно с воспитателем): Цикл бесед с детьми “Поговорим о недостатках” (модифицированная программа И.В.Комылятовой): Беседа “Воровство”. Беседа “Жестокость”. Беседа “Лживость”. Беседа “Сквернословие”. Проведение “Атракцион настольных игр”.
4 этап: выработка мотивации на ЗОЖ.
Цели:  выработка мотивации на ЗОЖ, на формирование и сохранения здоровьесберегающей среды.
Задачи. Информирование детей и продростков о принципах здоровьесберегающей среды: психологическая комфортность; развитие хороших межличностных отношений; обеспечение самоуважения у детей/подростков; содействие чувству ответственности за здоровье личности, семьи, сообщества; демонстрация привлекательного диапазона средств для выбора здорового стиля жизни; пропаганда здорового образа жизни, выбор оптимального режима занятий, продуманность учебной нагрузки. Оздоровительные мероприятия. Профилактика компьютерной зависимости. Использование здоровьесберегающих технологий обучения и развития. Сбор информации о  факторах здорового и социально-эффективного поведения, личностно-средовых ресурсов и поведенческих стратегий поведения. Активация личностных ресурсов, обеспечивающих активность личности, ее здоровье, устойчивость к негативному внешнему воздействию. Ориентация на альтернативное времяпровождение (настольные игры).
Сформировать понятие ЗОЖ: здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств.
Способствовать ориентации на организацию ЗОЖ.
Мероприятия: Беседа «Интернет: друг или враг».  Анкетирование детей о здоровом образе жизни. Беседа “Если хочешь быть здоров”- Конкурс рисунков “Если хочешь быть здоров”. Беседа “Поговорим о компьютерных играх и здоровье”. Викторина “Что ты знаешь о здоровье”. Обучение кинезиологическим методам.
В течение все программы: Контроль за потоком информации и сцен насилия и жестокости. Фильтрование информации.
 Заполнение “Карты настроения” с целью рефлексии актуального эмоционального состояния в ежедневном режиме.
Для отдельных детей проводятся коррекционно-развивающие занятия с целью оказания психологической поддержки; стимулировании мотивации, работа с эмоциями, в том числе с неконтролируемым чувством гнева; повышение самооценки; обучение конструктивному общению, расширению поведенческого репертуара.
В течении смены на посту: ознакомление, обучение и игра в настольные игры и игры с правилами
 
Таблица.  Планирование занятий

 
Тема занятия Содержание
Занятие 1. Поговорим о дисциплине Анкетирование на тему: ”Ограничения и поощрения в поведении”. Самоанализ. Диалоговая беседа. Кинезиологический комплекс.
Занятие 2. О нормативном поведении и о хулиганстве. Заключение коллективного договора о поддержании дисциплины.
Кинезиологический комплекс.
Занятие 3. О воспитании воли. Сказка о двух братьях и сильной воле. Чтение, анализ, обсуждение. Рисование. Кинезиологический комплекс.
Занятие 4. О сквернословии. О вербальной  агрессии. О сквернословии. Сказка. Беседа . Правила вежливого общения. Гигиена общения.
Занятие 5. О жестокости. О выражении  эмоций доброты и злости. Формирование социально приемлемых способов выражения гнева.
Занятие 6. О воровстве, лжи. О воровстве. О лжи.
Занятие 7. О компьютерных и настольных играх.
 
Беседа “О влиянии компьютерных игр на мозг и здоровье”. О пользе настольных игр. Правила игр. Сотрудничество в игре.
Занятие 8.  Если хочешь быть здоров
 
Викторина “Что ты знаешь о здоровье”.
Беседа-Презентация о здоровом образе жизни. . Конкурс рисунков “Если хочешь быть здоров”.
Занятие 9. Итоговое. Итоговое занятие. Конкурс коуч-тренеров по освоению кинезиологического комплекса
 
 
 
 
 
 Методическая разработка  “Организации работы по профилактике дезадаптивного поведения в психоневрологическом санатории “Комарово”
Драчинская Татьяна Владимировна,
педагог-психолог высшей категории,
СПб ГБУЗ Детский психоневрологический санаторий “Комарово”
 
В последнее время в детской выборке  увеличилось количество детей с тенденцией к дезадаптивному поведению, в связи с чем насущной проблемой стала организация работы по его  профилактике.
Дети, проходящие лечение,  подвержены факторам риска: отклонение в развитии ребенка или состояние декомпенсации; отчужденность от семьи, уход из общества, частые случаи антисоциального поведения в раннем возрасте; неблагополучные семьи; конфликты в семье; экономическая и социальная обделенность; плохая учеба в школе, отсутствие интереса к ней; недостаточная забота о ребенке со стороны семьи; влияние дурной компании, ближайшего окружения.  Наличие данных факторов не означает, что ребенок или подросток совершит антисоциальное поведение, однако, повышает вероятность. Чем больше подобных факторов, тем больше степень риска.
Программа “Будь человеком”- психолого-педагогическая программа, направленная на профилактику дезадаптивного поведения, формирвоание установки на нормативное поведение, формирование ценностных ориентаций, положительной Я-концепции, нравственных основ поведения и этических норм общения у детей 9-12 лет.
В соответствии с ФГОС второго поколения, особое значении придается формированию личностных образовательных результатов, которые должны быть представлены тремя видами  личностных универсальных действий: самоопределением-формированием социальной/гражданской и личностной идентичности, Я-концепции и самооценки; смыслообразованием-установлением смысла обучения и мотивации учебной деятельности; морально-этической ориентацией-выделением нравственного аспекта события и поведения-как своего собственного, так и других людей, соотнесением поступка с принятыми этическими нормами и принципами, осуществлением выбора в моральной дилемме.
Цель программы: предоставление подросткам возможности осознавать важность приобретения ролевого репертуара детей, обеспечивающего улучшение коммуникации и способствующего безопасности процесса социального экспериментирования, свойственного подростковому возрасту, актуализация процесса социального самоопределения в жизни, создание условий формирования позитивного отношения к себе.
Задачи программы:
1.Формирование

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»