Использование интерактивной доски при формировании базовых
учебных действий обучающихся с нарушением интеллекта
Хачетлова Эльмира Кадировна,
учитель начальных классов, I квалификационная категория,
воспитатель ГПД, I квалификационная категория
ГБОУ школа-интернат № 37
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
учитель начальных классов, I квалификационная категория,
воспитатель ГПД, I квалификационная категория
ГБОУ школа-интернат № 37
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
БУД (базовые учебные действия)- это формирование у ребенка с умственной отсталостью умения учится путем присвоения нового социального опыта. У обучающегося происходит формирование совокупности способов действий, которые обеспечат ему усвоение новых знаний. (Слайд 2)
ФГОС ОВЗ определяет требования к достижению образовательных результатов (личностных и предметных) из которых вытекают БУД:
Личностные (личностные, коммуникативные)
Предметные (регулятивные, познавательные)
Состав базовых учебных действий:
- Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
- Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения, включают следующие умения: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель класс); обращаться за помощью и принимать помощь…
- Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря этим учебным действиям создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
- Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников. (Слайд 3)
- обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
- реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
- формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему образованию;
- обеспечение целостности развития личности обучающегося. (Слайд 4)
Какой бы сложной и скучной ни была бы тема урока, ее невозможно прослушать или просмотреть, если урок сделан в красках, со звуком и многими другими эффектами.
Это позволяет добиться повышения мотивации к изучению предметов. (Слайд 5)
По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, и 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Ведь не зря одна восточная мудрость гласит:
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму» (Слайд 6)
Возможности использования интерактивной доски:
- Как интерактивный инструмент, т.е. работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде.
- Как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого материала.
- Как обычную доску для работы в классе (записи выполнять электронным маркером).
На уроках русского языка: составление и заполнение таблиц, исправление ошибок в тексте, распределение слов по группам, вставка пропущенных букв и слов, разбор предложения, работа со схемами и т.д.(Формируются регулятивные, познавательные БУД) (Слайды 8,9)
На уроках математики: работа с геометрическим материалом – измерение отрезков, сторон геометрических фигур, сравнение величин и т.д.
Например: нахождение значения числового выражения , сравнение чисел, измерение отрезков (Формирование личностных, познавательных, регулятивных БУД). (Слайды 10,11)
На уроках предмета «Мир природы и человека».
Например: выводим на доску строение растения, а дети сами подписывают части растений, тем самым происходит формирование регулятивных и познавательных БУД. (Слайд 12)
На уроках речевой практики.
Например, урок на тему: « Сказочные персонажи». На доску выводится задание, где нужно сопоставить загадку и сказочного героя. Если ответ правильный исчезает отгаданный герой. Происходит формирование регулятивных, познавательных, личностных БУД. (Слайд 13)
На уроках ручного труда: можно показать презентацию, выводить на доску технологическую карту, и они самостоятельно начинают работать, тем самым, формируются личностные, регулятивные БУД. (Слайд 14)
Таким образом, мы показали приемы работы с интерактивной доской, выяснили, что она необходима в современном образовательном процессе. Наличие в классе электронной интерактивной доски является тем уникальным техническим средством, которое при правильном использовании может повлиять на качество обучения учащихся, на формирование БУД и эффективность учительского труда.
Использование интерактивной доски и презентаций выводит образование обучающихся на более высокий уровень, а обучение в школе делает более интересным. При таком подходе мало равнодушных и ленивых учеников.
Список использованных источников и электронных ресурсов:
- Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
- Васильева М.В. Особенности обучения детей с задержкой психического развития в классах коррекции // http://festival.1september.ru/articles/584085/.
- Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) https://infourok.ru/
- Оптимизация процесса обучения детей с ОВЗ с помощью интерактивной доски https://%20dogmon.org/