Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование интерактивной доски при формировании базовых
учебных действий обучающихся с нарушением интеллекта

Хачетлова Эльмира Кадировна,
учитель начальных классов, I квалификационная категория,
воспитатель ГПД, I квалификационная категория
ГБОУ школа-интернат № 37
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
           
            БУД (базовые учебные действия)- это формирование у ребенка с умственной отсталостью умения учится путем присвоения нового социального опыта. У обучающегося происходит формирование совокупности способов действий, которые обеспечат ему усвоение новых знаний. (Слайд 2)
ФГОС ОВЗ определяет требования к достижению образовательных результатов (личностных и предметных) из которых вытекают БУД:
Личностные (личностные,  коммуникативные)
Предметные (регулятивные, познавательные)
Состав базовых учебных действий:
  1. Личностные учебные действия  обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
  2. Коммуникативные  учебные  действия  обеспечивают  способность  вступать  в  коммуникацию  с  взрослыми  и  сверстниками в процессе обучения, включают следующие умения: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель класс); обращаться за помощью и принимать помощь…
  3. Регулятивные учебные действия  обеспечивают успешную работу на  любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря этим учебным действиям  создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
  4. Познавательные учебные действия  представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для  усвоения  и  использования  знаний  и  умений  в  различных  условиях,  составляют  основу  для  дальнейшего  формирования логического мышления школьников. (Слайд 3)
Функции БУД:
  1. обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
  2. реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
  3. формирование          готовности школьника с умственной отсталостью к   дальнейшему образованию;
  4. обеспечение целостности развития личности обучающегося. (Слайд 4)
            Одним из эффективных средств, способствующих  формированию  БУД и активному вовлечению учащихся в процесс обучения, является интерактивная доска.
Какой бы сложной и скучной ни была бы тема урока, ее невозможно прослушать или просмотреть, если урок сделан в красках, со звуком и многими другими эффектами.
Это позволяет добиться  повышения мотивации к изучению предметов. (Слайд 5)
           По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, и 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Ведь не зря одна восточная мудрость гласит:
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму» (Слайд 6)
Возможности использования интерактивной доски:
  1. Как  интерактивный инструмент, т.е.  работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде.
  2. Как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого материала.
  3. Как обычную доску для  работы в классе (записи выполнять электронным маркером).
  4.  
Примеры использования на уроках.
            На уроках русского языка:  составление и заполнение таблиц, исправление ошибок в тексте, распределение слов по группам, вставка пропущенных букв и слов, разбор предложения, работа со схемами и т.д.(Формируются регулятивные, познавательные БУД) (Слайды 8,9)
            На уроках математики: работа с геометрическим материалом – измерение отрезков, сторон геометрических фигур, сравнение величин и т.д.
Например: нахождение значения числового выражения , сравнение чисел, измерение отрезков (Формирование личностных, познавательных, регулятивных БУД). (Слайды 10,11)
            На уроках предмета «Мир природы и человека».  
Например: выводим  на доску строение растения, а дети сами подписывают части растений, тем самым  происходит формирование регулятивных и  познавательных  БУД. (Слайд 12)
            На уроках речевой практики.
Например,  урок на тему: « Сказочные персонажи». На доску выводится задание, где нужно сопоставить загадку и сказочного героя. Если ответ правильный исчезает отгаданный герой. Происходит формирование регулятивных, познавательных, личностных БУД. (Слайд 13)
            На уроках ручного труда: можно показать презентацию, выводить на доску технологическую карту, и они самостоятельно начинают работать, тем самым, формируются личностные, регулятивные БУД. (Слайд 14)
           Таким образом, мы показали приемы работы с интерактивной доской, выяснили, что она необходима в современном образовательном процессе. Наличие в классе электронной интерактивной доски   является  тем уникальным техническим средством, которое при правильном использовании может повлиять на качество обучения учащихся, на формирование БУД  и эффективность учительского труда.
Использование интерактивной доски и презентаций выводит образование обучающихся на более высокий уровень, а  обучение в школе делает более интересным. При таком подходе мало равнодушных  и ленивых учеников.
 
Список использованных источников и электронных ресурсов:
  1. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Васильева М.В. Особенности обучения детей с задержкой психического развития в классах коррекции // http://festival.1september.ru/articles/584085/.
  3. Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) https://infourok.ru/                    
  4. Оптимизация процесса обучения детей с ОВЗ с помощью интерактивной доски https://%20dogmon.org/
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»