Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста
по автоматизации звука [Ш] с использованием биоэнергопластики
по автоматизации звука [Ш] с использованием биоэнергопластики
Путешествие в осенний лес
Гайворонская Наталья Игоревна,
учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 53
компенсирующего вида
Калининского района Санкт-Петербурга
учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 53
компенсирующего вида
Калининского района Санкт-Петербурга
Педагогические ориентиры:
Коррекционные
Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах, фразах.
Образовательные
Уточнение представлений об осени, осенних явлениях природы, закрепление обобщающего понятия одежда.
Развивающие
Развитие общеречевых навыков:
- Развитие артикуляционной моторики, мелкой моторики;
- Формирование правильного речевого выдоха;
Развитие фонематического анализа:
- Умение определять место звука в слове (в начале, в середине и в конце слова)
Развитие слухового и зрительного внимания.
Закрепления навыка плавной слитной речи.
Воспитательные:
Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей
Оборудование: зеркало, картинки со звуком [Ш], игрушечный руль, пособие «звуковая птичка» (схема слова: начало, середина, конец), магнитофон.
Логопед: Сегодня мы отправимся в путешествие в осенний лес. А поедем мы туда на машине. (Логопед имитирует поездку на машине). Садитесь поудобнее.
А вот в гости к какому звуку мы попадем, вы узнаете, если внимательно послушаете стихотворение:
Что за странный шум вокруг?
Это шелестит листва мой друг.
Осень на порог пришла,
Шапку, шарф одеть пора. (Логопед утрированно произносит звук [Ш])
Логопед: Вы догадались? К какому звуку мы отправимся в гости?
Ребёнок: Да, это звук [Ш].
Логопед: Раньше мы уже бывали у него в гостях. Давайте вспомним, как произносится этот звук.
Произношение изолированного звука [Ш]
Логопед: Дует в лесу ветерок, качает ветки деревьев, листочки шелестят [Ш-ш-ш…] (дети с логопедом изображают руками, как ветер раскачивает деревья и длительно произносят звук [Ш]).
Логопед: Посмотрите, звук [Ш] ждал нас в гости. Он приготовил нам зеркало и картинки. Чтобы наши язычки лучше произносили этот звук нам надо их потренировать. А помогут нам пальчики.
Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.
Логопед раскладывает перед детьми картинки: качели, лопатка, лощадка, грибок, чашка, домик.
Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой.
Логопед:
- В лесу широкие тропинки.
Упражнение для языка «Лопатка»: на счёт «один» улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть широкий язык и положить на нижнюю губу, удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5. Затем вернуть язык и губы в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.
Движение руки: пальцы рук выпрямлены, ладонь направлена горизонтально, ладони повернуты тыльной стороной вниз.
- Заяц прыгает с кочки на кочку.
Упражнение для языка «Качели»: на счёт «один» улыбнуться, открыть рот, упереть язык в альвеолы, на счёт «два» опустить язык вниз за нижние зубы. Выполнять упражнение под счёт от 1 до 10, поочерёдно касаться бугорков за верхними зубами и за нижними зубами. Затем закрыть рот, держать закрытым от 1 до 5, повторить 4 - 5 раз.
Движения руки: пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена горизонтально. На счёт «один» движение ладони вверх, на счёт «два» движение ладони вниз. Выполнять под счёт от 1 до 10. Повторить 4 - 5 раз.
- Белка щелкает орешки.
Упражнение для языка «Лошадка»: на счёт «один» улыбнуться, открыть рот, пощелкать языком до 5 раз. Затем вернуть язык и губы в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.
Движение руки «Щелчки»: пальцы согнуты, производятся синхронные щелчки пальцами вместе с язычком. Выполняются 2-3 секунды с интервалом 1-2 секунды. Повторить 4 - 5 раз.
- Под деревьями растут грибы.
Упражнение для языка «Грибок»: на счёт «один» улыбнуться, открыть рот, язык поднять к нёбу, присосать, удерживать в таком положение под счёт до 3. Затем вернуть язык и губы в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.
Движения руки «Грибок»:
- Соберём грибы в корзинку.
Упражнение для языка «Чашечка»: на счёт «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык. Поднять кончик языка, переднюю и боковые части вверх так, чтобы получилась «чашечка». Удерживать язык в таком положении под счёт от 1 до 10. Затем вернуть язык и губы в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.
Движения руки «Лукошко» : ладонь вверх, пальцы сомкнуты и слегка согнуты в нижних фалангах. На счёт «один» сомкнуть пальцы в области нижних и средних фаланг и немного приподнять кончики вверх, удерживать ладонь в форме «чашечки» под счёт от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.
- Спрячемся за деревьями.
Упражнение для язычка «Прятки»: на счёт «один» улыбнуться, открыть рот, язык высунуть. Поднять кончик языка, переднюю и боковые части вверх так, чтобы получилась «чашечка» и в таком положении спрятать в ротовую полость. Удерживать язык в таком положении под счёт от 1 до 10. Затем вернуть язык и губы в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.
Движения руки «В кулачок, из кулачка».
Уточнение артикуляции звука [Ш].
Логопед: Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук [Ш]?
Ребёнок: Губы делают «колечко», зубы «заборчик» с небольшой щелочкой, верхними язык за верхними зубками «чашечку».
Характеристика звука [Ш]
Логопед: Приготовь пальчики. Собери их в кулачок и расскажи о звуке [Ш].
- Звук [Ш] – согласный или гласный? (согласный).
- Какая преграда у звука [Ш]? (зубки, язык).
- Он – звонкий или глухой? (глухой).
- Твердый или мягкий? (твердый).
- Каким цветом обозначаем? (синим).
- Найдите на доске обозначение звука [Ш].
Дети показывают цветовое обозначение звука [Ш] (синий кружок).
Развитие фонематического слуха.
Слухопроизносительная дифференциация слогов.
Логопед: В лесу опадают листья. Как называется такое явление природы?
Ребенок: Листопад.
Логопед: Послушайте внимательно, какой слог отличает от других?
Ша-шо-ша-ша (шо)
Аш-уш-уш-уш (аш)
Логопед: Назовите первый и последний слог
Ша-шо-шу-ши (ша,ши)
Уш-аш-иш-ош (уш, ош)
Логопед: Запомните и повторите в том же порядке.
Ша-шо-ши-шу
Шу-ша-ши-шо
Дети воспроизводят заданный ряд слогов.
Автоматизация звука [Ш] в слогах. Проговаривание чистоговорок.
Логопед: Давайте покажем нашему звуку, как мы научились его произносить. Повторяйте за мной:
Ша-ша-ша – я катаю малыша,
Шо-шо-шо – говорим мы хорошо,
Шу-шу-шу – я письмо пишу,
Ши-ши-ши – кашу, ешьте малыши.
Координация речи с движением. Речеподвижная игра «Листья»
Логопед: Давайте представим, что мы превратились в осенние листочки.
Дети выполняют упражнение.
Листья осенние тихо кружатся, (кружится, расставив руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся. (приседает)
И под ногами шуршат, шелестят, (движения руками влево- вправо)
Будто опять закружится хотят. (кружится на носочках).
Н.В.Нищева
Автоматизация звука [Ш] в словах.
Логопед: Звук [Ш] предлагает нам поиграть, давай посмотрим, что в этом конверте. (Логопед достает из конверта картинки: шарф, шорты, шапка, шляпа, шуба, шаль, и раскладывает перед ребёнком) .
- Назовите эти предметы. Как назвать эти предметы, одним словом? (Одежда).
Логопед: Разделите одежду на две группы, в одну положи те предметы одежды, которые мы носим летом, а в другую те, что нам пригодятся сейчас.
Дети раскладывают предметы одежды в две группы и называют, какой предмет одежды нужен летом, какой осенью.
Логопед: Молодцы.
Звуковой анализ слов. Дидактическая игра «Определи место звука в слове».
Использование пособия «Звуковая птичка».
Логопед: Посмотрите, какая птичка прилетела к нам. Послушайте слова, и определи, где спрятался звук [Ш] в начале, середине или конце слова:
Шорты, мешок, камыш, шуба, каша, душ.
Дети слушают и показывают на схеме нахождение звука в слове.
Логопед: Послушайте стишок:
Шура шубку надевала, шарф и шапку потеряла.
Скажи, какие названия предметов одежды, ты услышал в этом стихотворении?
Дети называют: шубка, шарф, шапка.
Итог.
Логопед: Вспомните, к какому звуку мы ходили в гости?
Звук [Ш] очень доволен. Вы правильно его произносите и находите в словах. Нам пора возвращаться.
Звучит музыка. Дети шагают за логопедом.
Коррекционные
Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах, фразах.
Образовательные
Уточнение представлений об осени, осенних явлениях природы, закрепление обобщающего понятия одежда.
Развивающие
Развитие общеречевых навыков:
- Развитие артикуляционной моторики, мелкой моторики;
- Формирование правильного речевого выдоха;
Развитие фонематического анализа:
- Умение определять место звука в слове (в начале, в середине и в конце слова)
Развитие слухового и зрительного внимания.
Закрепления навыка плавной слитной речи.
Воспитательные:
Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей
Оборудование: зеркало, картинки со звуком [Ш], игрушечный руль, пособие «звуковая птичка» (схема слова: начало, середина, конец), магнитофон.
Логопед: Сегодня мы отправимся в путешествие в осенний лес. А поедем мы туда на машине. (Логопед имитирует поездку на машине). Садитесь поудобнее.
А вот в гости к какому звуку мы попадем, вы узнаете, если внимательно послушаете стихотворение:
Что за странный шум вокруг?
Это шелестит листва мой друг.
Осень на порог пришла,
Шапку, шарф одеть пора. (Логопед утрированно произносит звук [Ш])
Логопед: Вы догадались? К какому звуку мы отправимся в гости?
Ребёнок: Да, это звук [Ш].
Логопед: Раньше мы уже бывали у него в гостях. Давайте вспомним, как произносится этот звук.
Произношение изолированного звука [Ш]
Логопед: Дует в лесу ветерок, качает ветки деревьев, листочки шелестят [Ш-ш-ш…] (дети с логопедом изображают руками, как ветер раскачивает деревья и длительно произносят звук [Ш]).
Логопед: Посмотрите, звук [Ш] ждал нас в гости. Он приготовил нам зеркало и картинки. Чтобы наши язычки лучше произносили этот звук нам надо их потренировать. А помогут нам пальчики.
Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.
Логопед раскладывает перед детьми картинки: качели, лопатка, лощадка, грибок, чашка, домик.
Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой.
Логопед:
- В лесу широкие тропинки.
Упражнение для языка «Лопатка»: на счёт «один» улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть широкий язык и положить на нижнюю губу, удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5. Затем вернуть язык и губы в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.
Движение руки: пальцы рук выпрямлены, ладонь направлена горизонтально, ладони повернуты тыльной стороной вниз.
- Заяц прыгает с кочки на кочку.
Упражнение для языка «Качели»: на счёт «один» улыбнуться, открыть рот, упереть язык в альвеолы, на счёт «два» опустить язык вниз за нижние зубы. Выполнять упражнение под счёт от 1 до 10, поочерёдно касаться бугорков за верхними зубами и за нижними зубами. Затем закрыть рот, держать закрытым от 1 до 5, повторить 4 - 5 раз.
Движения руки: пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена горизонтально. На счёт «один» движение ладони вверх, на счёт «два» движение ладони вниз. Выполнять под счёт от 1 до 10. Повторить 4 - 5 раз.
- Белка щелкает орешки.
Упражнение для языка «Лошадка»: на счёт «один» улыбнуться, открыть рот, пощелкать языком до 5 раз. Затем вернуть язык и губы в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.
Движение руки «Щелчки»: пальцы согнуты, производятся синхронные щелчки пальцами вместе с язычком. Выполняются 2-3 секунды с интервалом 1-2 секунды. Повторить 4 - 5 раз.
- Под деревьями растут грибы.
Упражнение для языка «Грибок»: на счёт «один» улыбнуться, открыть рот, язык поднять к нёбу, присосать, удерживать в таком положение под счёт до 3. Затем вернуть язык и губы в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.
Движения руки «Грибок»:
- Соберём грибы в корзинку.
Упражнение для языка «Чашечка»: на счёт «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык. Поднять кончик языка, переднюю и боковые части вверх так, чтобы получилась «чашечка». Удерживать язык в таком положении под счёт от 1 до 10. Затем вернуть язык и губы в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.
Движения руки «Лукошко» : ладонь вверх, пальцы сомкнуты и слегка согнуты в нижних фалангах. На счёт «один» сомкнуть пальцы в области нижних и средних фаланг и немного приподнять кончики вверх, удерживать ладонь в форме «чашечки» под счёт от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.
- Спрячемся за деревьями.
Упражнение для язычка «Прятки»: на счёт «один» улыбнуться, открыть рот, язык высунуть. Поднять кончик языка, переднюю и боковые части вверх так, чтобы получилась «чашечка» и в таком положении спрятать в ротовую полость. Удерживать язык в таком положении под счёт от 1 до 10. Затем вернуть язык и губы в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.
Движения руки «В кулачок, из кулачка».
Уточнение артикуляции звука [Ш].
Логопед: Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук [Ш]?
Ребёнок: Губы делают «колечко», зубы «заборчик» с небольшой щелочкой, верхними язык за верхними зубками «чашечку».
Характеристика звука [Ш]
Логопед: Приготовь пальчики. Собери их в кулачок и расскажи о звуке [Ш].
- Звук [Ш] – согласный или гласный? (согласный).
- Какая преграда у звука [Ш]? (зубки, язык).
- Он – звонкий или глухой? (глухой).
- Твердый или мягкий? (твердый).
- Каким цветом обозначаем? (синим).
- Найдите на доске обозначение звука [Ш].
Дети показывают цветовое обозначение звука [Ш] (синий кружок).
Развитие фонематического слуха.
Слухопроизносительная дифференциация слогов.
Логопед: В лесу опадают листья. Как называется такое явление природы?
Ребенок: Листопад.
Логопед: Послушайте внимательно, какой слог отличает от других?
Ша-шо-ша-ша (шо)
Аш-уш-уш-уш (аш)
Логопед: Назовите первый и последний слог
Ша-шо-шу-ши (ша,ши)
Уш-аш-иш-ош (уш, ош)
Логопед: Запомните и повторите в том же порядке.
Ша-шо-ши-шу
Шу-ша-ши-шо
Дети воспроизводят заданный ряд слогов.
Автоматизация звука [Ш] в слогах. Проговаривание чистоговорок.
Логопед: Давайте покажем нашему звуку, как мы научились его произносить. Повторяйте за мной:
Ша-ша-ша – я катаю малыша,
Шо-шо-шо – говорим мы хорошо,
Шу-шу-шу – я письмо пишу,
Ши-ши-ши – кашу, ешьте малыши.
Координация речи с движением. Речеподвижная игра «Листья»
Логопед: Давайте представим, что мы превратились в осенние листочки.
Дети выполняют упражнение.
Листья осенние тихо кружатся, (кружится, расставив руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся. (приседает)
И под ногами шуршат, шелестят, (движения руками влево- вправо)
Будто опять закружится хотят. (кружится на носочках).
Н.В.Нищева
Автоматизация звука [Ш] в словах.
Логопед: Звук [Ш] предлагает нам поиграть, давай посмотрим, что в этом конверте. (Логопед достает из конверта картинки: шарф, шорты, шапка, шляпа, шуба, шаль, и раскладывает перед ребёнком) .
- Назовите эти предметы. Как назвать эти предметы, одним словом? (Одежда).
Логопед: Разделите одежду на две группы, в одну положи те предметы одежды, которые мы носим летом, а в другую те, что нам пригодятся сейчас.
Дети раскладывают предметы одежды в две группы и называют, какой предмет одежды нужен летом, какой осенью.
Логопед: Молодцы.
Звуковой анализ слов. Дидактическая игра «Определи место звука в слове».
Использование пособия «Звуковая птичка».
Логопед: Посмотрите, какая птичка прилетела к нам. Послушайте слова, и определи, где спрятался звук [Ш] в начале, середине или конце слова:
Шорты, мешок, камыш, шуба, каша, душ.
Дети слушают и показывают на схеме нахождение звука в слове.
Логопед: Послушайте стишок:
Шура шубку надевала, шарф и шапку потеряла.
Скажи, какие названия предметов одежды, ты услышал в этом стихотворении?
Дети называют: шубка, шарф, шапка.
Итог.
Логопед: Вспомните, к какому звуку мы ходили в гости?
Звук [Ш] очень доволен. Вы правильно его произносите и находите в словах. Нам пора возвращаться.
Звучит музыка. Дети шагают за логопедом.