Развитие речевого дыхания в дидактических играх
Воронцова Евгения Александровна
В настоящее время наблюдается тенденция к значительному росту числа детей с нарушениями речи. Условиями правильной речи являются: плавный, длительный выдох, четкая, ненапряженная артикуляция, как основа для звучания голоса.Физиологическое дыхание отличается от речевого. При физиологическом дыхании вдох и выдох примерно равны по длительности, при речевом дыхании вдох значительно короче и глубже выдоха, что позволяет нашей речи быть плавной и четкой. Речь образуется в фазе выдоха: воздушная струя осуществляет голосообразующую и артикуляционную функции.
Работу над дыханием рекомендуется проводить в 3 этапа:
- Постановка диафрагмально-реберного типа дыхания и формирование длительного речевого выдоха.
- Дифференциация ротового и носового выдоха.
- Формирование речевого дыхания.
Ко второму этапу можно переходить, когда у ребенка появится правильное, спокойное дыхание при закрытом рте. Цель упражнений по дифференциации ротового и носового дыхания – это научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи. Для работы на данном этапе созданы 3 комплекса упражнений (см. Приложение 2).
Первый комплекс формирует фиксированные (плавные) выдохи через нос или рот и их чередования. Фиксированный выдох необходим для произнесения фрикативных (щелевых) согласных звуков – Ф, В, С, З, Ш, Ж, Щ, Х.
Второй комплекс формирует форсированный (толчкообразный) выдох через нос или рот и их чередования. Форсированный выдох нужен для взрывных (смычных) согласных звуков – П, Б, Т, Д, К, Г.
Третий комплекс помогает научиться сочетать фиксированный и форсированный выдохи. Это необходимо для произнесения аффрикат Ц, Ч и групп согласных звуков разного способа образования (ТС,ПЛ,ВР и т.д.).
После отработки первого комплекса следует последовательно переходить к следующим. Особенностью этих комплексов является сочетание дыхательных упражнений с работой артикуляционного и голосового аппаратов. Это формирует координацию между дыханием, голосом и артикуляцией.
На третьем этапе формируется речевое дыхание, которое имеет большое значение для плавности речи. Работа на данном этапе осуществляется последовательно. Сначала происходит распределение выдоха в процессе речи, а потом – добор воздуха. Добор воздуха нужен для быстрого, энергичного и незаметного пополнения запаса воздуха в каждой удобной паузе. Упражнения сначала проводятся с использованием слогов, количество которых затем увеличивается. Далее забор воздуха закрепляется на материале детских считалок и стихотворений.
Упражнения следует проводить со всеми детьми, независимо от характера нарушения звукопроизношения. Отличаться будет только темп усвоения материала на втором и третьем этапах и подбор речевого материала.
Для обеспечения наглядности педагогического процесса, формирования у детей интереса к обучению подбираются игры и пособия по развитию дыхания ко второму этапу работы по каждой лексической теме с учетом возраста детей. Эти игры и пособия создают соответствующий эмоциональный настрой, формируют положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения.
Проводить дыхательные упражнения и игры надо в хорошо проветренном помещении, не ранее чем за 1,5-2 часа после еды, одежда не должна стеснять шею, грудь и живот ребенка. Необходимо соблюдать дозировку упражнений, следить, чтобы дети производили вдох и выдох без напряжения, плавно (не поднимали плеч при вдохе, не втягивали живот при выдохе). Длительность упражнений не должна превышать 2-3 минуты для детей младшего дошкольного возраста и 3-5 минут для среднего и старшего возраста.
Варианты дидактических игр по развитию речевого дыхания:
Игра: «Сдуй снежинку с варежки»
Возраст: старший, подготовительный
Цель: формирование фиксированного (плавного) выдоха
Оборудование: варежка из картона, снежинка из легкой бумаги
Ход игры: ребенок держит на уровне рта варежку со снежинкой, вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос.
Игра: «Найди игрушку»
Возраст: старший, подготовительный
Цель: формирование фиксированного (плавного) и форсированного (толчкообразного) выдоха
Оборудование: коробка с крупой (гречневой), набор трубочек, предметные картинки по теме «Игрушки»
Ход игры: Под крупой спрятана предметная картинка, которую ребенок должен найти, раздувая крупу в трубочку. Вариант 1: Вдох носом, удлиненный выдох через «трубочку» с усилением в конце. Вариант 2: Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох.
Игра: «Футбол»
Возраст: средний, старший, подготовительный
Цель: отработать направленную воздушную струю, тренировать силу выдоха.
Оборудование: игрушечные ворота, фигурка дикого животного, легкий мячик (можно для пинг-понга)
Ход игры: мяч устанавливается на определенном расстоянии от вратаря (примерно 10 см). Ребенок дует на мяч так, чтобы забить гол в ворота.
Усложнение для старшей группы: Ребенок дует на мяч так, чтобы мяч остановился перед вратарем.
Усложнение для подготовительной группы: Ребенок дует на мяч так, чтобы мяч остановился справа (слева) от вратаря.
Игра: «Колобок»
Возраст: средний, старший, подготовительный
Цель: формирование сильной направленной воздушной струи.
Оборудование: игровое поле, колобок (легкий шарик из бумаги или поролона), фигурки героев сказок
Ход игры: колобок устанавливается в начале дорожки. Ребенок дует на колобок, так чтобы он докатился до героя сказки.
Усложнение для подготовительной группы: герои сказок стоят перед колобком на разном расстоянии. Ребенок дует так, чтобы колобок остановился перед определенным героем.
Игра: «Путешествие»
Возраст: средний, старший, подготовительный
Цель: формирование фиксированного (плавного) выдоха
Оборудование: легкие маленькие машинки, игрушечные деревья, домики
Ход игры: ребенок дует на машинку так, чтобы она остановилась перед домом (деревом). Вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы(ф…..).
Усложнение для старшей и подготовительной групп: Вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыт, язык на нижних зубах – как греют руки).
Игра: «Задуй конфеты в коробку»
Возраст: старший, подготовительный
Цель: формирование умения сочетать фиксированный (плавный) и форсированный (толчкообразный) выдохи.
Оборудование: конфеты из поролона, коробка
Ход игры: ребенок задувает конфеты в коробку. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох.
Игра: «Голодный пёс»
Возраст: средний, старший, подготовительный
Цель: формирование форсированного (толчкообразного) выдоха.
Оборудование: картонная собака с открытым ртом, косточка из губки.
Ход игры: ребенок задувает косточку в пасть собаки. Вдох носом, толчкообразный выдох через вытянутые «трубочкой» губы.
Игра: «Горячий чай»
Возраст: старший, подготовительный
Цель: формирование фиксированного (плавного) выдоха.
Оборудование: картонная чашка с паром из легкой бумаги.
Ход игры: ребенок дует на чашку с паром, расположенную справа или слева от рта на расстоянии 5 см. Вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.
Игра: «Собери ягоды»
Возраст: старший, подготовительный
Цель: формирование умения сочетать фиксированный и форсированный выдохи.
Оборудование: картонная коробка, ягоды, фрукты из губки
Ход игры: ребенок задувает ягоду (фрукт) в корзину. Вариант 1: Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, удлиненный выдох через «трубочку» с усилением в конце. Вариант 2: Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох через «трубочку», в конце переходящий в плавный выдох.
Игра: «Подуй на…»
Возраст: старший, подготовительный
Цель: формирование умения сочетать фиксированный (плавный) и форсированный (толчкообразный) выдохи.
Оборудование: вырезанные из бумаги и подвешенные на ниточку предметы одежды (мебели, посуды) с магнитами на оборотной стороне, магнитная доска.
Ход игры: Взрослый держит за нитку предмет одежды на расстоянии 10 см от доски, ребенок дует на предмет так, чтобы тот «приклеился» к доске. Вариант 1: губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, удлиненный выдох через «трубочку» с усилением в конце. Вариант 2: губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох.
Приложение 1
Дыхательная гимнастика для детей: комплекс упражнений по методике А.Н. Стрельниковой
Необходимо встать прямо, показать ладошки зрителю, согнув локти. Сделать вдох по методике, одновременно сжимая ладошки в кулачки. Сразу же после активного вдоха должен следовать пассивный выдох и одновременное разжимание кулаков. Сделав 4 коротких шумных вдоха носом, надо отдохнуть 3-5 секунд и продолжить дышать в такой последовательности.
2. «Погончики»
Надо встать прямо, сжать кулаки и прижать их к поясу. При вдохе с силой толкать кулаки к полу, разжимая их. На выдохе принять первоначальное положение. После 4 вдохов следует отдых на протяжении 3-5 секунд.
3.«Насос»
Встать следует сначала прямо, ноги расставить в стороны на расстояние чуть меньше ширины плеч, затем слегка наклониться вперед, руки свесить вниз. Начать «накачивать шину»: немного наклониться вперед и сделать вдох, возвратиться в слегка согнутое положение и произвести пассивный выдох.
4. «Кошка»
Ноги должны быть на ширине плеч, руки опущены. Надо слегка присесть вправо и немного повернуться в ту же сторону, «охотясь» на добычу обеими руками на уровне пояса. Движения сопровождаются вдохом, на выдохе следует возвратиться в исходное положение и проделать те же действия при повороте в другую сторону.
5. «Обними плечи»
Надо немного расставить ноги, поднять согнутые в локтях руки на уровне плеч. Направить руки навстречу друг другу, при этом они должны двигаться параллельно. Левая рука обнимает правое плечо, а правая — левое. На высоте сдавления грудной летки надо совершить вдох, а затем, разводя руки, сделать пассивный выдох.
6.«Большой маятник»
Это упражнение состоит из двух ранее рассмотренных — «насос» и «обними плечи». Сначала вдох производится в наклоне вперед, при распрямлении происходит выдох, далее — вдох в тот момент, когда руки «обняли» плечи. При расхождении рук выдох пассивный.
7.«Шаги»
А. «Передний шаг».Стоя, ноги уже плеч. Поднять согнутую левую ногу вверх на уровень живота (от колена ногу выпрямить, носок натянуть). На правой ноге при этом немного присесть и шумно, коротко вдохнуть. После приседания ноги необходимо вернуть в исходное положение. Выполнить тоже самое, поднимая другую ногу вперед. Корпус должен быть прямой.
Б.«Задний шаг».
Стоя, ноги уже плеч. Левая нога, согнутая в колене, отводится назад, при этом немного приседая на правой ноге и делаем вдох. Вернуть ноги в исходное положение — выдох. Тоже самое выполнить на другую ногу. Данное упражнение делаем только стоя.
8. «Повороты головы»
Следует встать прямо, ноги на ширине плеч. Поочередно поворачивать голову в стороны и делать резкий вдох. Плечи при этом должны быть расслаблены и неподвижны.
9.«Ушки»
Необходимо принять исходное положение, как в предыдущих упражнениях, руки опустить вниз. Наклонять голову поочередно к правому и левому плечу, сопровождая движение вдохом. Плечи нужно держать неподвижно.
10. « Маятник головой»
Стоять прямо, руки опустить вниз, расслабить плечи. Поднять голову вверх, делая вдох, затем опустить голову вниз перед собой, опять сделать вдох. Выдох осуществляется пассивно между вдохами.
11. «Перекаты»
Стоять прямо, левую ногу вперед, правая — назад. Тяжесть тела перенести на левую ногу. Корпус и нога —прямые. Согнуть правую ногу и поставить на нос, для равновесия (но опираться на нее не стоит). Немного присесть на левой ноге, одновременно вдыхая носом (левую ногу после приседания нужно сразу выпрямить). Сразу же перенести центр тяжести на другую ногу (корпус оставить прямым) и также немного присесть со вдохом (на левую ногу не опираемся).
Приложение 2
Упражнения по дифференциации
ротового и носового выдохов.
Комплекс 1. Формирование фиксированного выдоха.
1.Широко открыть рот и спокойно подышать носом.
2.Закрыть одну ноздрю средним пальцем – вдох. Плавный выдох через другую
ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.
3.Вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос сначала без голоса,
затем с голосом (м……).
4.Вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать).
5.Вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыть, язык на нижних зубах – как
греют руки) сначала без голоса, затем с голосом (а…..).
6.Вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы (ф…..).
7.Вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через
левый.
8.Вдох через нос, выдох – высунуть язык (он должен быть расслаблен), поднять к
верхней губе, подуть на нос (сдувать ватку с носа).
Комплекс 2. Формирование форсированного выдоха.
1. Вдох – носом, выдох через нос толчками.
2.Вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто,
делая короткие промежутки (ф! ф! ф!)
3.Рот широко открыть, высунуть язык, вдох и выдох ртом толчкообразно, прерывисто
(как дышит собака).
4.Вдох широко открытым ртом, толчкообразный выдох носом (рот не закрывать).
5.Выдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох через нос сначала без
голоса, затем с голосом (м! м! м!).
6.Вдох через нос, толчкообразный выдох через углы рта, сначала через правый, затем
через левый.
7.Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох через
«трубочку» (у! у! у!)
Комплекс 3. Формирование умения сочетать фиксированный и форсированный выдохи.
1.Вдох носом, удлиненный выдох с усилением в конце (ф…ф! ф!).
2.Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (ф! ф!
ф…).
3.Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, удлиненный выдох через
«трубочку» с усилением в конце (у…у! У!).
4Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце
переходящий в плавный выдох (у! у! у…).
5.Вдох через слегка сомкнутые губы, удлиненный выдох через нос с усилением в
конце с голосом (м…м! М!).
6.Вдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох, в конце переходящий в
плавный выдох (м! м! м…).
7. Губы в улыбке. Вдох носом, удлиненный выдох через рот (с…с! С! ).
8.Губы в улыбке. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в
плавный выдох (с! с! с…).
9.Вдох носом. Длительно произносить звук «ш» с усилением в конце (ш-ш- Ш!).
Вдох носом. Кратко произносить звук «ш», удлинить выдох в конце произнесения
(ш!)
Литература:
- Белякова Л.И., Гончарова Н.Н, Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М.,2004
- Браду С.А. Система работы по преодолению фонетических нарушений у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. – М.,2006м
В настоящее время наблюдается тенденция к значительному росту числа детей с нарушениями речи. Условиями правильной речи являются: плавный, длительный выдох, четкая, ненапряженная артикуляция, как основа для звучания голоса.
Физиологическое дыхание отличается от речевого. При физиологическом дыхании вдох и выдох примерно равны по длительности, при речевом дыхании вдох значительно короче и глубже выдоха, что позволяет нашей речи быть плавной и четкой. Речь образуется в фазе выдоха: воздушная струя осуществляет голосообразующую и артикуляционную функции.
Работу над дыханием рекомендуется проводить в 3 этапа:
- Постановка диафрагмально-реберного типа дыхания и формирование длительного речевого выдоха.
- Дифференциация ротового и носового выдоха.
- Формирование речевого дыхания.
Ко второму этапу можно переходить, когда у ребенка появится правильное, спокойное дыхание при закрытом рте. Цель упражнений по дифференциации ротового и носового дыхания – это научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи. Для работы на данном этапе созданы 3 комплекса упражнений (см. Приложение 2).
Первый комплекс формирует фиксированные (плавные) выдохи через нос или рот и их чередования. Фиксированный выдох необходим для произнесения фрикативных (щелевых) согласных звуков – Ф, В, С, З, Ш, Ж, Щ, Х.
Второй комплекс формирует форсированный (толчкообразный) выдох через нос или рот и их чередования. Форсированный выдох нужен для взрывных (смычных) согласных звуков – П, Б, Т, Д, К, Г.
Третий комплекс помогает научиться сочетать фиксированный и форсированный выдохи. Это необходимо для произнесения аффрикат Ц, Ч и групп согласных звуков разного способа образования (ТС,ПЛ,ВР и т.д.).
После отработки первого комплекса следует последовательно переходить к следующим. Особенностью этих комплексов является сочетание дыхательных упражнений с работой артикуляционного и голосового аппаратов. Это формирует координацию между дыханием, голосом и артикуляцией.
На третьем этапе формируется речевое дыхание, которое имеет большое значение для плавности речи. Работа на данном этапе осуществляется последовательно. Сначала происходит распределение выдоха в процессе речи, а потом – добор воздуха. Добор воздуха нужен для быстрого, энергичного и незаметного пополнения запаса воздуха в каждой удобной паузе. Упражнения сначала проводятся с использованием слогов, количество которых затем увеличивается. Далее забор воздуха закрепляется на материале детских считалок и стихотворений.
Упражнения следует проводить со всеми детьми, независимо от характера нарушения звукопроизношения. Отличаться будет только темп усвоения материала на втором и третьем этапах и подбор речевого материала.
Для обеспечения наглядности педагогического процесса, формирования у детей интереса к обучению подбираются игры и пособия по развитию дыхания ко второму этапу работы по каждой лексической теме с учетом возраста детей. Эти игры и пособия создают соответствующий эмоциональный настрой, формируют положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения.
Проводить дыхательные упражнения и игры надо в хорошо проветренном помещении, не ранее чем за 1,5-2 часа после еды, одежда не должна стеснять шею, грудь и живот ребенка. Необходимо соблюдать дозировку упражнений, следить, чтобы дети производили вдох и выдох без напряжения, плавно (не поднимали плеч при вдохе, не втягивали живот при выдохе). Длительность упражнений не должна превышать 2-3 минуты для детей младшего дошкольного возраста и 3-5 минут для среднего и старшего возраста.
Варианты дидактических игр по развитию речевого дыхания:
Игра: «Сдуй снежинку с варежки»
Возраст: старший, подготовительный
Цель: формирование фиксированного (плавного) выдоха
Оборудование: варежка из картона, снежинка из легкой бумаги
Ход игры: ребенок держит на уровне рта варежку со снежинкой, вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос.
Игра: «Найди игрушку»
Возраст: старший, подготовительный
Цель: формирование фиксированного (плавного) и форсированного (толчкообразного) выдоха
Оборудование: коробка с крупой (гречневой), набор трубочек, предметные картинки по теме «Игрушки»
Ход игры: Под крупой спрятана предметная картинка, которую ребенок должен найти, раздувая крупу в трубочку. Вариант 1: Вдох носом, удлиненный выдох через «трубочку» с усилением в конце. Вариант 2: Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох.
Игра: «Футбол»
Возраст: средний, старший, подготовительный
Цель: отработать направленную воздушную струю, тренировать силу выдоха.
Оборудование: игрушечные ворота, фигурка дикого животного, легкий мячик (можно для пинг-понга)
Ход игры: мяч устанавливается на определенном расстоянии от вратаря (примерно 10 см). Ребенок дует на мяч так, чтобы забить гол в ворота.
Усложнение для старшей группы: Ребенок дует на мяч так, чтобы мяч остановился перед вратарем.
Усложнение для подготовительной группы: Ребенок дует на мяч так, чтобы мяч остановился справа (слева) от вратаря.
Игра: «Колобок»
Возраст: средний, старший, подготовительный
Цель: формирование сильной направленной воздушной струи.
Оборудование: игровое поле, колобок (легкий шарик из бумаги или поролона), фигурки героев сказок
Ход игры: колобок устанавливается в начале дорожки. Ребенок дует на колобок, так чтобы он докатился до героя сказки.
Усложнение для подготовительной группы: герои сказок стоят перед колобком на разном расстоянии. Ребенок дует так, чтобы колобок остановился перед определенным героем.
Игра: «Путешествие»
Возраст: средний, старший, подготовительный
Цель: формирование фиксированного (плавного) выдоха
Оборудование: легкие маленькие машинки, игрушечные деревья, домики
Ход игры: ребенок дует на машинку так, чтобы она остановилась перед домом (деревом). Вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы(ф…..).
Усложнение для старшей и подготовительной групп: Вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыт, язык на нижних зубах – как греют руки).
Игра: «Задуй конфеты в коробку»
Возраст: старший, подготовительный
Цель: формирование умения сочетать фиксированный (плавный) и форсированный (толчкообразный) выдохи.
Оборудование: конфеты из поролона, коробка
Ход игры: ребенок задувает конфеты в коробку. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох.
Игра: «Голодный пёс»
Возраст: средний, старший, подготовительный
Цель: формирование форсированного (толчкообразного) выдоха.
Оборудование: картонная собака с открытым ртом, косточка из губки.
Ход игры: ребенок задувает косточку в пасть собаки. Вдох носом, толчкообразный выдох через вытянутые «трубочкой» губы.
Игра: «Горячий чай»
Возраст: старший, подготовительный
Цель: формирование фиксированного (плавного) выдоха.
Оборудование: картонная чашка с паром из легкой бумаги.
Ход игры: ребенок дует на чашку с паром, расположенную справа или слева от рта на расстоянии 5 см. Вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.
Игра: «Собери ягоды»
Возраст: старший, подготовительный
Цель: формирование умения сочетать фиксированный и форсированный выдохи.
Оборудование: картонная коробка, ягоды, фрукты из губки
Ход игры: ребенок задувает ягоду (фрукт) в корзину. Вариант 1: Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, удлиненный выдох через «трубочку» с усилением в конце. Вариант 2: Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох через «трубочку», в конце переходящий в плавный выдох.
Игра: «Подуй на…»
Возраст: старший, подготовительный
Цель: формирование умения сочетать фиксированный (плавный) и форсированный (толчкообразный) выдохи.
Оборудование: вырезанные из бумаги и подвешенные на ниточку предметы одежды (мебели, посуды) с магнитами на оборотной стороне, магнитная доска.
Ход игры: Взрослый держит за нитку предмет одежды на расстоянии 10 см от доски, ребенок дует на предмет так, чтобы тот «приклеился» к доске. Вариант 1: губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, удлиненный выдох через «трубочку» с усилением в конце. Вариант 2: губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох.
Приложение 1
Дыхательная гимнастика для детей: комплекс упражнений по методике А.Н. Стрельниковой
Необходимо встать прямо, показать ладошки зрителю, согнув локти. Сделать вдох по методике, одновременно сжимая ладошки в кулачки. Сразу же после активного вдоха должен следовать пассивный выдох и одновременное разжимание кулаков. Сделав 4 коротких шумных вдоха носом, надо отдохнуть 3-5 секунд и продолжить дышать в такой последовательности.
2. «Погончики»
Надо встать прямо, сжать кулаки и прижать их к поясу. При вдохе с силой толкать кулаки к полу, разжимая их. На выдохе принять первоначальное положение. После 4 вдохов следует отдых на протяжении 3-5 секунд.
3.«Насос»
Встать следует сначала прямо, ноги расставить в стороны на расстояние чуть меньше ширины плеч, затем слегка наклониться вперед, руки свесить вниз. Начать «накачивать шину»: немного наклониться вперед и сделать вдох, возвратиться в слегка согнутое положение и произвести пассивный выдох.
4. «Кошка»
Ноги должны быть на ширине плеч, руки опущены. Надо слегка присесть вправо и немного повернуться в ту же сторону, «охотясь» на добычу обеими руками на уровне пояса. Движения сопровождаются вдохом, на выдохе следует возвратиться в исходное положение и проделать те же действия при повороте в другую сторону.
5. «Обними плечи»
Надо немного расставить ноги, поднять согнутые в локтях руки на уровне плеч. Направить руки навстречу друг другу, при этом они должны двигаться параллельно. Левая рука обнимает правое плечо, а правая — левое. На высоте сдавления грудной летки надо совершить вдох, а затем, разводя руки, сделать пассивный выдох.
6.«Большой маятник»
Это упражнение состоит из двух ранее рассмотренных — «насос» и «обними плечи». Сначала вдох производится в наклоне вперед, при распрямлении происходит выдох, далее — вдох в тот момент, когда руки «обняли» плечи. При расхождении рук выдох пассивный.
7.«Шаги»
А. «Передний шаг».Стоя, ноги уже плеч. Поднять согнутую левую ногу вверх на уровень живота (от колена ногу выпрямить, носок натянуть). На правой ноге при этом немного присесть и шумно, коротко вдохнуть. После приседания ноги необходимо вернуть в исходное положение. Выполнить тоже самое, поднимая другую ногу вперед. Корпус должен быть прямой.
Б.«Задний шаг».
Стоя, ноги уже плеч. Левая нога, согнутая в колене, отводится назад, при этом немного приседая на правой ноге и делаем вдох. Вернуть ноги в исходное положение — выдох. Тоже самое выполнить на другую ногу. Данное упражнение делаем только стоя.
8. «Повороты головы»
Следует встать прямо, ноги на ширине плеч. Поочередно поворачивать голову в стороны и делать резкий вдох. Плечи при этом должны быть расслаблены и неподвижны.
9.«Ушки»
Необходимо принять исходное положение, как в предыдущих упражнениях, руки опустить вниз. Наклонять голову поочередно к правому и левому плечу, сопровождая движение вдохом. Плечи нужно держать неподвижно.
10. « Маятник головой»
Стоять прямо, руки опустить вниз, расслабить плечи. Поднять голову вверх, делая вдох, затем опустить голову вниз перед собой, опять сделать вдох. Выдох осуществляется пассивно между вдохами.
11. «Перекаты»
Стоять прямо, левую ногу вперед, правая — назад. Тяжесть тела перенести на левую ногу. Корпус и нога —прямые. Согнуть правую ногу и поставить на нос, для равновесия (но опираться на нее не стоит). Немного присесть на левой ноге, одновременно вдыхая носом (левую ногу после приседания нужно сразу выпрямить). Сразу же перенести центр тяжести на другую ногу (корпус оставить прямым) и также немного присесть со вдохом (на левую ногу не опираемся).
Приложение 2
Упражнения по дифференциации
ротового и носового выдохов.
Комплекс 1. Формирование фиксированного выдоха.
1.Широко открыть рот и спокойно подышать носом.
2.Закрыть одну ноздрю средним пальцем – вдох. Плавный выдох через другую
ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.
3.Вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос сначала без голоса,
затем с голосом (м……).
4.Вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать).
5.Вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыть, язык на нижних зубах – как
греют руки) сначала без голоса, затем с голосом (а…..).
6.Вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы (ф…..).
7.Вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через
левый.
8.Вдох через нос, выдох – высунуть язык (он должен быть расслаблен), поднять к
верхней губе, подуть на нос (сдувать ватку с носа).
Комплекс 2. Формирование форсированного выдоха.
1. Вдох – носом, выдох через нос толчками.
2.Вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто,
делая короткие промежутки (ф! ф! ф!)
3.Рот широко открыть, высунуть язык, вдох и выдох ртом толчкообразно, прерывисто
(как дышит собака).
4.Вдох широко открытым ртом, толчкообразный выдох носом (рот не закрывать).
5.Выдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох через нос сначала без
голоса, затем с голосом (м! м! м!).
6.Вдох через нос, толчкообразный выдох через углы рта, сначала через правый, затем
через левый.
7.Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох через
«трубочку» (у! у! у!)
Комплекс 3. Формирование умения сочетать фиксированный и форсированный выдохи.
1.Вдох носом, удлиненный выдох с усилением в конце (ф…ф! ф!).
2.Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (ф! ф!
ф…).
3.Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, удлиненный выдох через
«трубочку» с усилением в конце (у…у! У!).
4Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце
переходящий в плавный выдох (у! у! у…).
5.Вдох через слегка сомкнутые губы, удлиненный выдох через нос с усилением в
конце с голосом (м…м! М!).
6.Вдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох, в конце переходящий в
плавный выдох (м! м! м…).
7. Губы в улыбке. Вдох носом, удлиненный выдох через рот (с…с! С! ).
8.Губы в улыбке. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в
плавный выдох (с! с! с…).
9.Вдох носом. Длительно произносить звук «ш» с усилением в конце (ш-ш- Ш!).
Вдох носом. Кратко произносить звук «ш», удлинить выдох в конце произнесения
(ш!)
Ли