Конспект логопедического занятия для подготовительной к школе группы на тему
Домашние животные и птицы
Быргазова Наталья Владимировн
Задачи:Коррекционно-образовательные:
- активизировать словарь по лексической теме «Домашние животные и птицы»;
- систематизировать и закреплять знания детей о домашних животных и птицах;
- формировать грамматический строй речи: учить правильному употреблению в речи притяжательных прилагательных, предложно-падежных конструкций (винительный, родительный, дательный падеж существительных единственного числа без предлога, творительный падеж существительных множественного числа с предлогом «С»), согласованию существительных с числительными, притяжательными прилагательными.
- активизировать речевую деятельность детей;
- развивать зрительное и слуховое внимание, творческое воображение;
- закреплять умение составлять предложения по плану-схеме;
- воспитывать любовь к домашним животным;
- существительные: лошадь, корова, овца, свинья, кошка, собака, животные, жеребенок, теленок, ягненок, поросенок, котенок, щенок;
- прилагательные: лошадиный, коровий, овечий, свиной, кошачий, собачий;
- глаголы: ржать, мычать, блеять, хрюкать, мяукать, лаять, скакать, искать, возить, косить, кормить, вырастать, возвращать;
- картинный материал с изображениями домашних животных, их частей тела, прищепки, игрушечный мяч, магнитная доска, опорные картинки для составления предложений и рассказа, тетради, карандаши, счетные палочки,куклы.
-Игра «Фантазеры»
Цель: учить мимикой выражать разные состояния по отношению к домашним животным.
-Представьте, что вы гладите кошку или щенка.
Испугались бульдога.
Вы щенок, который украл сосиски.
Вы котенок и просите молока у хозяйки.
У вас пропала коза.
-Артикуляционная гимнастика.
-А теперь давайте порычим как собака! ([РРРРРР])
-Давайте споем песенку колокольчика, который носит корова на шее! (ла-ла-ла, ло-ло-ло, лы-лы-лы и т.д.)
- Упражнение « Лошадка».
-Упражнение «Индюк».
Упражнение «Птенчик стучит клювиком».
- Сегодня я хочу вам рассказать сказку о домашних животных.
Я буду вам благодарна, если вы будете внимательно слушать и помогать
мне рассказывать сказку.
Давным-давно жил на свете человек. У него был дом. Однажды
раздался стук в ворота. Человек подошел к воротам и увидел
животных.
Животные стали просить человека, чтобы он взял их к себе жить.
Человек спрашивает: «Что вы для меня будете делать?»
Животные по очереди стали обещать человеку.
Логопед: - Что пообещало это животное?
Травку на лугу жует,
Гривой машет, громко ржет.
Воду пьет, дает навоз
Пашет поле возит воз.
Дети: - Лошадь будет тяжелые грузы возить, землю пахать.
Логопед: - Что пообещала корова?
Целый день жует траву.
Ночью мирно спит в хлеву.
Дарит людям молоко.
Говорит лишь слово: «Му!»
Дети: Она будет человеку давать молоко, мясо.
Логопед: Что пообещала эта семья?
В хлеву за забором толстушка живет,
Средь домашних животных грязнулей слывет.
Мила, добродушна, нос пятачком,
В луже лежит, торчит хвостик крючком
Дети: Это семья свиньи. Она будет давать человеку щетину, мясо, сало.
Логопед: - Что собака пообещала человеку?
Хозяин двора.
Дом – конура.
Виляет радостно хвостом
Но чужака не впустит в дом.
Дети: Собака будет сторожить дом хозяина, будет верным другом ,собаки помогают на охоте ,помогают спасать людей на пожарах, на севере их запрягают в упряжки и они перевозят людей и грузы.
Логопед: Что пообещала эта семья?
Длинное ухо , комочек пуха.
Прыгает ловко, грызет морковку.
Дети: Из шерсти кролика можно вязать шапки, носки, варежки.
Логопед: Что пообещала эта семья?
Кто на привязи гуляя ,
Травку щиплет на холме,
И, хозяйку ожидая,
Одиноко блеет : «Ме-е-е»?
Дети: Коза, Коза дает полезное молоко.
Логопед: Что пообещала эта семья?
Завитые рожки, тоненькие ножки,
Шубка шерстяная тоже завитая.
У хозяина живёт, травку сочную жуёт.
Дети:( Баран) .Из шерсти барана можно вязать теплые вещи.
Логопед: А еще к человеку попросились пожить птицы?
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко –
Ребятишек покормлю … (Курица)
Звонко время отмечает.
Утром солнышко встречает.
Вот последний луч потух.
Спать пора!» - поет ... (Петух)
Логопед: Назовите семью петуха?( петух – курица – цыпленок.)
По лужку он важно ходит,
Из воды сухим выходит.
Носит красные ботинки.
Дарит мягкие перинки … (Гусь)
Логопед: Назовите семью гуся. (гусь – гусыня – гусенок)
Очень уж пугливая,
Птица эта милая,
Крякнет с перепугу,
И нырнёт под воду! (Утка)
Логопед: Назовите семью утки.( утка – селезень – утенок)
Тело перьями покрыто.
Борода висит сердито.
Хвост почти как у павлина,
Когти остры, ноги длинны.
- Разгоню я всех вокруг.
А зовут меня … (Индюк)
Логопед: Назовите семью индюка.( индюк – индюшка – индюшонок)
-Пальчиковая игра с прищепками (прищемляем ногтевые фаланги пальцев на каждое слово).
Вот проснулся, встал гусенок.
Пальцы щиплет он спросонок.
-Дай ,хозяйка, корма мне
Раньше, чем моей родне!
Логопед: Все животные пообещали человеку приносить пользу.
Животные у человека спросили: «Что он для них будет делать?»
Человек пообещал…
Что ребята пообещал человек?
Дети: Он построит животным жилище, он будет поить и кормить, ухаживать
за ними.
Логопед: Как их стали называть? Какие они?
Дети: Домашними животным
Логопед: Человек выполнил свое обещание. Он построил всем животным жилище.
Животные заселились: свинья - в конюшню; корова – в свинарник;
кошка – в коровник; лошадь - в дом человека пытается войти.
- Ребята, кто перепутал жилье? Где они должны жить?
Дети: - Свинья – должна жить в свинарнике, кошка – в доме у человека, корова
– в коровнике, лошадь – в конюшне.
Логопед: Все животные стали жить в своих жилищах. Свинья пригласила
всех на новоселье и стала их угощать: кролика – рыбой, кошку – сеном,
козу – мышкой, собаку - морковкой, лошадь – косточкой.
-Ребята, понравилось животным угощением? Кто что любит?
Дети: Такое угощение животным не понравится. Кролик - любит морковь и
траву; кошка – мышек, сметану, молоко; коза – сено, траву; собака –
косточку, мясо; лошадь – траву, сено, овес.
- Ребята, а ведь животные и птицы тоже умеют разговаривать друг с другом. Давайте скажем:
«Кто как голос подает голос?»
Кошка- мяукает
Собака-лает
Лошадь-ржет
Баран-блеет
Корова-мычит
Свинья хрюкает
курица – кудахчет
утка – крякает
гусь – шипит, гогочет
индюк – болобочет
цыпленок – пищит
-Игра «Сочиним стихи».
Логопед: А потом животные стали сочинять стихи.
Голова у собаки собачья, а у кошки…
Уши у свиньи свиные, а у лошади…
Шерсть у овцы овечья, а у кролика…
Глаза у лошади лошадиные, а у козы…
Лапы у собаки собачьи, а у кролика…
Копыта у коровы коровьи, а у лошади…
-Определить где встречается звук Н в названии детенышей животных( в начале, в середине или в конце)
Теленок,жеребенок,котенок,ягненок,щенок,крольчонок,паросенок.
-Игра «Подарим картинки щенку и котенку»
Логопед: У нас есть котенок и щенок, давайте мы им придумаем клички. Кличка щенка будет начинаться со звука М,а кличка котенка-на звук Н.Эти два звука мы буде сегодня учится различать. Дети дарят картинки щенку со звуком М,а котенку со звуком Н.
-Выкладывание букв Н и М из счетных палочек.
-Работа в тетради .
-Слоговой анализ слов.
-Определение места звука в названии картинок.
- Подбор слов, которые начинаются на на звуки Н и М.