Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование универсальных учебных действий у учащихся
с ограниченными возможностями здоровья

Бараусова Светлана Олеговна,
учитель начальных классов ГБОУ школа №609
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
 
В статье рассматривается актуальная проблема формирования универсальных учебных действий у учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Представлены примеры заданий на формирование познавательных универсальных учебных действий(УУД) у детей с ОВЗ.
 
Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) планирует результаты обучения, предполагающие формирование универсальных учебных действий (УУД), которые означают умение  учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Универсальность УУД заключается в следующем:
· носят надпредметный (метапредметный) характер;
· обеспечивают целостность развития и саморазвития личности;
· обеспечивают преемственность всех ступеней образования;
· лежат в основе организации и регуляции любой деятельности;
· обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей человека.
В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [1].
Однако учащиеся с ОВЗ имеют ряд психологических и речевых особенностей, затрудняющих формирование УУД.
К психологическим особенностям детей с ОВЗ можно отнести следующее:
  • неустойчивое внимание;
  • недостаточные: наблюдательность; развитие способности к переключению; развитие словесно-логического мышления; способность к запоминанию преимущественно словесного материала; развитие самоконтроля; сформированность произвольности в общении и деятельности.
К речевым особенностям учащихся с ОВЗ относят:
  • недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя; развитие связной речи;
  • трудности: овладения учебными понятиями, терминами; формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной деятельности [3].
Исходя из данных особенностей детей с ОВЗ, перед учителем начальных классов, наряду с задачей полноценного усвоения учениками общеобразовательной программы по предметам, встаёт задача развития у них предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формированию УУД.
Рассмотрим более подробно познавательные УУД
Познавательные УУД (общеучебные УУД)
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 
 поиск и выделение необходимой информации;  применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
 выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от   конкретных условий;
 рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Логические УД
выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов;
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
подведение под понятия, распознавание объектов;
установление причинно-следственных связей,  построение логической цепи рассуждений, доказательство;
выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков;
выдвижение гипотез и их доказательство.
Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия  моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний [2].
Приведём примеры заданий на формирование познавательных универсальных учебных действий для учащихся с ОВЗ:
· Найди отличия (можно задать их количество)
· «На что похоже?»
· Поиск лишнего
· «Лабиринты»
· Упорядочивание
· «Цепочки»
· Составление схем-опор
· Работа с разного рода таблицами
· Составление и распознавание диаграмм
· Работа со словарями
· Мнемотурнир
В программах и учебниках заложена идея формирования познавательных УУД, что позволяет учителю использовать их в рамках урока, занятия.
Список используемых источников:
1. Буторина О. В. Формирование универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья. //Начальная школа. - №7. – 2016.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
3. Трошин О. В., Жулина Е. В. Логопсихология: учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
 
 ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
 
Бараусова Светлана Олеговна,
ГБОУ школа №609 Красногвардейского района Санкт-Петербурга,
учитель начальных классов
 
В статье рассматривается актуальная проблема формирования универсальных учебных действий у учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Представлены примеры заданий на формирование познавательных универсальных учебных действий(УУД) у детей с ОВЗ.
 
Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) планирует результаты обучения, предполагающие формирование универсальных учебных действий (УУД), которые означают умение  учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Универсальность УУД заключается в следующем:
· носят надпредметный (метапредметный) характер;
· обеспечивают целостность развития и саморазвития личности;
· обеспечивают преемственность всех ступеней образования;
· лежат в основе организации и регуляции любой деятельности;
· обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей человека.
В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [1].
Однако учащиеся с ОВЗ имеют ряд психологических и речевых особенностей, затрудняющих формирование УУД.
К психологическим особенностям детей с ОВЗ можно отнести следующее:
  • неустойчивое внимание;
  • недостаточные: наблюдательность; развитие способности к переключению; развитие словесно-логического мышления; способность к запоминанию преимущественно словесного материала; развитие самоконтроля; сформированность произвольности в общении и деятельности.
К речевым особенностям учащихся с ОВЗ относят:
  • недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя; развитие связной речи;
  • трудности: овладения учебными понятиями, терминами; формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной деятельности [3].
Исходя из данных особенностей детей с ОВЗ, перед учителем начальных классов, наряду с задачей полноценного усвоения учениками общеобразовательной программы по предметам, встаёт задача развития у них предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формированию УУД.
Рассмотрим более подробно познавательные УУД
Познавательные УУД (общеучебные УУД)
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 
 поиск и выделение необходимой информации;  применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
 выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от   конкретных условий;
 рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Логические УД
выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов;
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
подведение под понятия, распознавание объектов;
установление причинно-следственных связей,  построение логической цепи рассуждений, доказательство;
выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков;
выдвижение гипотез и их доказательство.
Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия  моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний [2].
Приведём примеры заданий на формирование познавательных универсальных учебных действий для учащихся с ОВЗ:
· Найди отличия (можно задать их количество)
· «На что похоже?»
· Поиск лишнего
· «Лабиринты»
· Упорядочивание
· «Цепочки»
· Составление схем-опор
· Работа с разного рода таблицами
· Составление и распознавание диаграмм
· Работа со словарями
· Мнемотурнир
В программах и учебниках заложена идея формирования познавательных УУД, что позволяет учителю использовать их в рамках урока, занятия.
Список используемых источников:
1. Буторина О. В. Формирование универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья. //Начальная школа. - №7. – 2016.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
3. Трошин О. В., Жулина Е. В. Логопсихология: учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
 
 ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
 
Бараусова Светлана Олеговна,
ГБОУ школа №609 Красногвардейского района Санкт-Петербурга,
учитель начальных классов
 
В статье рассматривается актуальная проблема формирования универсальных учебных действий у учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Представлены примеры заданий на формирование познавательных универсальных учебных действий(УУД) у детей с ОВЗ.
 
Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) планирует результаты обучения, предполагающие формирование универсальных учебных действий (УУД), которые означают умение  учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Универсальность УУД заключается в следующем:
· носят надпредметный (метапредметный) характер;
· обеспечивают целостность развития и саморазвития личности;
· обеспечивают преемственность всех ступеней образования;
· лежат в основе организации и регуляции любой деятельности;
· обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей человека.
В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [1].
Однако учащиеся с ОВЗ имеют ряд психологических и речевых особенностей, затрудняющих формирование УУД.
К психологическим особенностям детей с ОВЗ можно отнести следующее:
  • неустойчивое внимание;
  • недостаточные: наблюдательность; развитие способности к переключению; развитие словесно-логического мышления; способность к запоминанию преимущественно словесного материала; развитие самоконтроля; сформированность произвольности в общении и деятельности.
К речевым особенностям учащихся с ОВЗ относят:
  • недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя; развитие связной речи;
  • трудности: овладения учебными понятиями, терминами; формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной деятельности [3].
Исходя из данных особенностей детей с ОВЗ, перед учителем начальных классов, наряду с задачей полноценного усвоения учениками общеобразовательной программы по предметам, встаёт задача развития у них предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формированию УУД.
Рассмотрим более подробно познавательные УУД
Познавательные УУД (общеучебные УУД)
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 
 поиск и выделение необходимой информации;  применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
 выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от   конкретных условий;
 рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Логические УД
выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов;
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
подведение под понятия, распознавание объектов;
установление причинно-следственных связей,  построение логической цепи рассуждений, доказательство;
выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков;
выдвижение гипотез и их доказательство.
Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия  моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний [2].
Приведём примеры заданий на формирование познавательных универсальных учебных действий для учащихся с ОВЗ:
· Найди отличия (можно задать их количество)
· «На что похоже?»
· Поиск лишнего
· «Лабиринты»
· Упорядочивание
· «Цепочки»
· Составление схем-опор
· Работа с разного рода таблицами
· Составление и распознавание диаграмм
· Работа со словарями
· Мнемотурнир
В программах и учебниках заложена идея формирования познавательных УУД, что позволяет учителю использовать их в рамках урока, занятия.
Список используемых источников:
1. Буторина О. В. Формирование универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья. //Начальная школа. - №7. – 2016.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
3. Трошин О. В., Жулина Е. В. Логопсихология: учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
 
 ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
 
Бараусова Светлана Олеговна,
ГБОУ школа №609 Красногвардейского района Санкт-Петербурга,
учитель начальных классов
 
В статье рассматривается актуальная проблема формирования универсальных учебных действий у учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Представлены примеры заданий на формирование познавательных универсальных учебных действий(УУД) у детей с ОВЗ.
 
Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) планирует результаты обучения, предполагающие формирование универсальных учебных действий (УУД), которые означают умение  учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Универсальность УУД заключается в следующем:
· носят надпредметный (метапредметный) характер;
· обеспечивают целостность развития и саморазвития личности;
· обеспечивают преемственность всех ступеней образования;
· лежат в основе организации и регуляции любой деятельности;
· обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей человека.
В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [1].
Однако учащиеся с ОВЗ имеют ряд психологических и речевых особенностей, затрудняющих формирование УУД.
К психологическим особенностям детей с ОВЗ можно отнести следующее:
  • неустойчивое внимание;
  • недостаточные: наблюдательность; развитие способности к переключению; развитие словесно-логического мышления; способность к запоминанию преимущественно словесного материала; развитие самоконтроля; сформированность произвольности в общении и деятельности.
К речевым особенностям учащихся с ОВЗ относят:
  • недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя; развитие связной речи;
  • трудности: овладения учебными понятиями, терминами; формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной деятельности [3].
Исходя из данных особенностей детей с ОВЗ, перед учителем начальных классов, наряду с задачей полноценного усвоения учениками общеобразовательной программы по предметам, встаёт задача развития у них предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формированию УУД.
Рассмотрим более подробно познавательные УУД
Познавательные УУД (общеучебные УУД)
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 
 поиск и выделение необходимой информации;  применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
 выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от   конкретных условий;
 рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Логические УД
выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов;
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
подведение под понятия, распознавание объектов;
установление причинно-следственных связей,  построение логической цепи рассуждений, доказательство;
выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков;
выдвижение гипотез и их доказательство.
Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия  моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний [2].
Приведём примеры заданий на формирование познавательных универсальных учебных действий для учащихся с ОВЗ:
· Найди отличия (можно задать их количество)
· «На что похоже?»
· Поиск лишнего
· «Лабиринты»
· Упорядочивание
· «Цепочки»
· Составление схем-опор
· Работа с разного рода таблицами
· Составление и распознавание диаграмм
· Работа со словарями
· Мнемотурнир
В программах и учебниках заложена идея формирования познавательных УУД, что позволяет учителю использовать их в рамках урока, занятия.
Список используемых источников:
1. Буторина О. В. Формирование универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья. //Начальная школа. - №7. – 2016.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
3. Трошин О. В., Жулина Е. В. Логопсихология: учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
 
 ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
 
Бараусова Светлана Олеговна,
ГБОУ школа №609 Красногвардейского района Санкт-Петербурга,
учитель начальных классов
 
В статье рассматривается актуальная проблема формирования универсальных учебных действий у учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Представлены примеры заданий на формирование познавательных универсальных учебных действий(УУД) у детей с ОВЗ.
 
Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) планирует результаты обучения, предполагающие формирование универсальных учебных действий (УУД), которые означают умение  учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Универсальность УУД заключается в следующем:
· носят надпредметный (метапредметный) характер;
· обеспечивают целостность развития и саморазвития личности;
· обеспечивают преемственность всех ступеней образования;
· лежат в основе организации и регуляции любой деятельности;
· обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей человека.
В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [1].
Однако учащиеся с ОВЗ имеют ряд психологических и речевых особенностей, затрудняющих формирование УУД.
К психологическим особенностям детей с ОВЗ можно отнести следующее:
  • неустойчивое внимание;
  • недостаточные: наблюдательность; развитие способности к переключению; развитие словесно-логического мышления; способность к запоминанию преимущественно словесного материала; развитие самоконтроля; сформированность произвольности в общении и деятельности.
К речевым особенностям учащихся с ОВЗ относят:
  • недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя; развитие связной речи;
  • трудности: овладения учебными понятиями, терминами; формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной деятельности [3].
Исходя из данных особенностей детей с ОВЗ, перед учителем начальных классов, наряду с задачей полноценного усвоения учениками общеобразовательной программы по предметам, встаёт задача развития у них предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формированию УУД.
Рассмотрим более подробно познавательные УУД
Познавательные УУД (общеучебные УУД)
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 
 поиск и выделение необходимой информации;  применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
 выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от   конкретных условий;
 рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Логические УД
выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов;
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
подведение под понятия, распознавание объектов;
установление причинно-следственных связей,  построение логической цепи рассуждений, доказательство;
выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков;
выдвижение гипотез и их доказательство.
Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия  моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний [2].
Приведём примеры заданий на формирование познавательных универсальных учебных действий для учащихся с ОВЗ:
· Найди отличия (можно задать их количество)
· «На что похоже?»
· Поиск лишнего
· «Лабиринты»
· Упорядочивание
· «Цепочки»
· Составление схем-опор
· Работа с разного рода таблицами
· Составление и распознавание диаграмм
· Работа со словарями
· Мнемотурнир
В программах и учебниках заложена идея формирования познавательных УУД, что позволяет учителю использовать их в рамках урока, занятия.
Список используемых источников:
1. Буторина О. В. Формирование универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья. //Начальная школа. - №7. – 2016.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
3. Трошин О. В., Жулина Е. В. Логопсихология: учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
 
 ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
 
Бараусова Светлана Олеговна,
ГБОУ школа №609 Красногвардейского района Санкт-Петербурга,
учитель начальных классов
 
В статье рассматривается актуальная проблема формирования универсальных учебных действий у учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Представлены примеры заданий на формирование познавательных универсальных учебных действий(УУД) у детей с ОВЗ.
 
Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) планирует результаты обучения, предполагающие формирование универсальных учебных действий (УУД), которые означают умение  учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Универсальность УУД заключается в следующем:
· носят надпредметный (метапредметный) характер;
· обеспечивают целостность развития и саморазвития личности;
· обеспечивают преемственность всех ступеней образования;
· лежат в основе организации и регуляции любой деятельности;
· обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей человека.
В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [1].
Однако учащиеся с ОВЗ имеют ряд психологических и речевых особенностей, затрудняющих формирование УУД.
К психологическим особенностям детей с ОВЗ можно отнести следующее:
  • неустойчивое внимание;
  • недостаточные: наблюдательность; развитие способности к переключению; развитие словесно-логического мышления; способность к запоминанию преимущественно словесного материала; развитие самоконтроля; сформированность произвольности в общении и деятельности.
К речевым особенностям учащихся с ОВЗ относят:
  • недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя; развитие связной речи;
  • трудности: овладения учебными понятиями, терминами; формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной деятельности [3].
Исходя из данных особенностей детей с ОВЗ, перед учителем начальных классов, наряду с задачей полноценного усвоения учениками общеобразовательной программы по предметам, встаёт задача развития у них предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формированию УУД.
Рассмотрим более подробно познавательные УУД
Познавательные УУД (общеучебные УУД)
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 
 поиск и выделение необходимой информации;  применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
 выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от   конкретных условий;
 рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Логические УД
выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов;
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
подведение под понятия, распознавание объектов;
установление причинно-следственных связей,  построение логической цепи рассуждений, доказательство;
выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков;
выдвижение гипотез и их доказательство.
Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия  моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний [2].
Приведём примеры заданий на формирование познавательных универсальных учебных действий для учащихся с ОВЗ:
· Найди отличия (можно задать их количество)
· «На что похоже?»
· Поиск лишнего
· «Лабиринты»
· Упорядочивание
· «Цепочки»
· Составление схем-опор
· Работа с разного рода таблицами
· Составление и распознавание диаграмм
· Работа со словарями
· Мнемотурнир
В программах и учебниках заложена идея формирования познавательных УУД, что позволяет учителю использовать их в рамках урока, занятия.
Список используемых источников:
1. Буторина О. В. Формирование универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья. //Начальная школа. - №7. – 2016.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
3. Трошин О. В., Жулина Е. В. Логопсихология: учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
 
 ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
 
Бараусова Светлана Олеговна,
ГБОУ школа №609 Красногвардейского района Санкт-Петербурга,
учитель начальных классов
 
В статье рассматривается актуальная проблема формирования универсальных учебных действий у учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Представлены примеры заданий на формирование познавательных универсальных учебных действий(УУД) у детей с ОВЗ.
 
Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) планирует результаты обучения, предполагающие формирование универсальных учебных действий (УУД), которые означают умение  учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Универсальность УУД заключается в следующем:
· носят надпредметный (метапредметный) характер;
· обеспечивают целостность развития и саморазвития личности;
· обеспечивают преемственность всех ступеней образования;
· лежат в основе организации и регуляции любой деятельности;
· обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей человека.
В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [1].
Однако учащиеся с ОВЗ имеют ряд психологических и речевых особенностей, затрудняющих формирование УУД.
К психологическим особенностям детей с ОВЗ можно отнести следующее:
  • неустойчивое внимание;
  • недостаточные: наблюдательность; развитие способности к переключению; развитие словесно-логического мышления; способность к запоминанию преимущественно словесного материала; развитие самоконтроля; сформированность произвольности в общении и деятельности.
К речевым особенностям учащихся с ОВЗ относят:
  • недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя; развитие связной речи;
  • трудности: овладения учебными понятиями, терминами; формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной деятельности [3].
Исходя из данных особенностей детей с ОВЗ, перед учителем начальных классов, наряду с задачей полноценного усвоения учениками общеобразовательной программы по предметам, встаёт задача развития у них предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формированию УУД.
Рассмотрим более подробно познавательные УУД
Познавательные УУД (общеучебные УУД)
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 
 поиск и выделение необходимой информации;  применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
 выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от   конкретных условий;
 рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Логические УД
выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов;
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
подведение под понятия, распознавание объектов;
установление причинно-следственных связей,  построение логической цепи рассуждений, доказательство;
выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков;
выдвижение гипотез и их доказательство.
Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия  моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний [2].
Приведём примеры заданий на формирование познавательных универсальных учебных действий для учащихся с ОВЗ:
· Найди отличия (можно задать их количество)
· «На что похоже?»
· Поиск лишнего
· «Лабиринты»
· Упорядочивание
· «Цепочки»
· Составление схем-опор
· Работа с разного рода таблицами
· Составление и распознавание диаграмм
· Работа со словарями
· Мнемотурнир
В программах и учебниках заложена идея форми

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»