Конспект логопедического занятия в подготовительной группе
с использованием ЭОР и мнемотаблиц
с использованием ЭОР и мнемотаблиц
У медведя во бору
Сумцова Татьяна Александровна,
учитель-логопед ГБДОУ д/с № 79
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
учитель-логопед ГБДОУ д/с № 79
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
- Лексическая тема: «В гостях у Мишутки».
1. Коррекционные:
- неречевые: 1.Развитие зрительного и слухового внимания. 2.Развитие логического мышления. 3. Активизация зрительной и слуховой памяти.4. Формирование навыков ориентации в пространстве. 5. Развитие оптико-пространственных представлений.6. Развитие конструктивного праксиса. 7. Развитие ручной моторики. 8. Развитие тактильных ощущений. 9. Развитие общей моторики: умения выполнять движения по сигналу.
- речевые:1. Расширение и активизация адъективного словаря. 2. Формирование словаря антонимов. 3. Образование притяжательных прилагательных. 4. Образование прилагательных от наречий. 5. Образование и практическое употребление прилагательных в сравнительной степени. 6. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. 7. Развитие связной речи: составление описательного рассказа по опорной схеме. 8. Автоматизация в речи поставленных звуков. 9. Координация речи с движением. 10.Совершенствование умения детей отвечать полным предложением.
2. Образовательные: 1. Закрепление представлений о весне, ее признаках. 2. Закрепление представлений о диких животных.
3. Воспитательные: 1. Воспитание культуры поведения в гостях. 2. Воспитание бережного отношения к природе. 3. Воспитание у детей учебных навыков.
III. Технологии: 1. Здоровьесберегающие.2. Игровые.3. Технологии сотрудничества.4. Информационные технологии.5. Технологии уровневой дифференциации и индивидуализации обучения.6. Развивающего обучения.7. Адаптирующей педагогики.
IV. Оборудование: 1. Аудио файлы «Звуки природы». 2. Авторскаяэлектронная презентация «В гостях у Мишутки». 3. Авторские пособия: «Волшебное окно», печь, «языки» пламени. 4. Муляжи, изображающие различные продукты. 5. Ковролин. 6. Пособие на ковролин: разрезные картинки с изображением животных. 7. Фрукты в корзине. 8. Ширма. 9. Мнемотаблицадля составления описательного рассказа о фруктах и овощах. 10. Мягкая игрушка Мишутка.
Ход занятия |
Наглядное обеспечение |
Дети: Сейчас весна. Логопед:Послушайте весенний лес. Что вы слышите? Дети:Капает капель, журчит ручей, квакают лягушки, тинькает синица стучит дятел, поет дрозд. Логопед: Почему в лесу так шумно? Дети:Все звери и птицы радуются весне.
Дети: Да. Логопед: Тогда нужно приготовить Мишутке маленькие подарки. Давайте принесем Мишутке что-нибудь съедобное. Что любят медведи? Дети: Медведи любят мед. Логопед:Мед какой на вкус? Дети:Мед сладкий. Логопед: Медведи любят сладкое. У нас есть разные продукты, выберите, что сладкое вы подарите Мишутке. Дети: Я возьму торт, потому что он сладкий… я возьму мед, потому что он сладкий… Логопед: Почему вы не взяли лук? Дети: Я не взял лук, потому что он горький.
Дети: Мишутка живет в лесу. Логопед: Правильно. Нам, прежде чем идти в лес, надо узнать, какая в лесу погода. Посмотрите в «волшебное окно», оно покажет нам погоду в лесу. Логопед: В лесу дует ветер, значит день какой? Дети:День ветреный. Логопед: В лесу идет дождь, значит день какой? Дети:День дождливый. Логопед: В лесу сыро, значит день какой? Дети:День сырой. Логопед: В лесу пасмурно, значит день какой? Дети:День пасмурный. Логопед: В лесухолодно, значит день какой? Дети:День холодный. Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Скажи наоборот». Я буду называть признак плохой погоды, а вы заменяйте его на хороший. Логопед: День дождливый… Дети: День солнечный. Логопед: Трава в лесу мокрая. Дети: Трава сухая. Логопед: Ветер северный… Дети: Ветер южный. Логопед: День холодный… Дети: День теплый. Логопед: Небо облачное Дети: Небо ясное. Логопед:Посмотрите, погода стала лучше! Можно отправляться в путь. IV. Развитие психомоторики. Координация речи с движением. Логопед (показывает движения): Ух, как шли мы все лесочком: (ходьба по кругу Топ-топ, топ-топ. друг за другом) Отдыхали под кусточком (присесть) Вот так, стоп! Головами мы вертели (повороты головы Вот так, вот так вправо – влево) Да по сторонам глядели (повороты головы Вот так, вот так вправо – влево) Дальше мы с тобой пойдем: (ходьба по кругу Топ-топ, топ-топ друг за другом) Ручеек в лесу найдем. Стоп! (остановиться) Дети проговаривают слова вместе с логопедом, выполняют движения. V. Расширение и активизация адъективного словаря. Развитие грамматического строя речи: согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Дети идут по «тропинке», останавливаются перед «ручьем». Логопед: Дорогу нам перегородил ручей. Откуда он взялся? Дети: Растаял снег. Логопед: Чтобы перейти ручей, нужно сказать какой может быть весной ручей (снег, лед). Надо назвать столько слов, сколько камешков. Дети (называют по три прилагательных и последовательно «переходят» ручей). Логопед: Ручей какой? Дети: Ручей быстрый, веселый, звонкий. Логопед: Снег какой? Дети:Снег грязный, серый, старый. Логопед: Лед какой? Дети:Лед хрупкий, тонкий, опасный. Логопед: Сосульки какие? Дети: Сосульки прозрачные, ледяные, холодные. Логопед: Солнце какое? Дети: Солнцетеплое, яркое, весеннее. Логопед: Вот мы и пришли к Мишуткиному дому. Что надо сделать? Дети: Постучать. Логопед: Входите, поздоровайтесь, поздравьте Мишутку с праздником. Расскажите, что вы принесли Мишутке в подарок к празднику весны. Дети: Называют, что они принесли и «дарят» Мишутке подарки. Мишутка: Ребята, вы, наверное, замерзли. Давайте затопим печку. Только топить ее будем не дровами, а горячими словами. Знаете, что может быть горячее? Назовите слово и зажгите огонек. Дети (последовательно называют словосочетания и прикрепляют огонек пламени на ковролин): Горячий суп, горячий чай, горячее солнце… Мишутка: Молодцы ребята, помогли мне растопить печь. VI. Развитие конструктивного праксиса, оптико-пространственного восприятия, ориентации в пространстве. Образование притяжательных прилагательных. Практическое употребление прилагательных в сравнительной степени. Мишутка: Вот и стало тепло. Теперь можно поиграть. У меня есть картинки, на которых нарисованы разные звери, но картинки разрезаны на части. Давайте соберем из частей целые картинки с изображениями зверей (раздает всем по одной части). Догадайтесь, часть какого животного вам досталась. Выходите, складывайте и называйте. Дети (собирают на ковролине картинки, называя их): У меня лисья голова, я собрал лису… Мишутка: Как назвать зайца, лису и волка одним словом? Дети: Дикие животные. Мишутка: каких еще диких животных вы знаете? Дети: лось, медведь, кабан, белка… Мишутка: Расскажите мне о диких животных, какие они? Логопед: мишутка, все дикие животные обладают умом, силой, выносливостью, но ребята знают, кто из диких животных сильнее, кто выносливее и расскажут тебе. Ребята, сравните по силе волка и медведя. Дети: Волк сильный, а медведь еще сильнее. Логопед: Сравните по хитрости волка и лису. Дети: Волк хитрый, а лиса еще хитрее. Логопед: Сравните по выносливости лося и волка. Дети: Лось выносливый, а волк еще выносливее. Логопед: Сравните по свирепости волка и кабана. Дети: Волк свирепый, а кабан еще свирепее. Логопед: Сравните по размеру зайца и белку. Дети: Заяц маленький, а белка еще меньше.
Дети: Цыпленок пушистый, шапка пушистая. Мишутка: Покажите и назовите все круглое. Дети: Мяч круглый, арбуз круглый. Мишутка: Покажите и назовите все колючее. Дети: Еж колючий, елка колючая, щетка колючая. Мишутка: Молодцы, а теперь я хочу вас угостить, а чем, вы должны угадать. Один из вас уходит за ширму и называет признаки предмета, а остальные угадывают, что это. Ребенок (описывает предмет по плану: обобщающее название, форма, цвет, упругость, качество поверхность, вкус):Это фрукт, он круглый, красный, твердый, гладкий, сладкий. Дети: Это яблоко… и т.д.
Дети отвечают на вопросы. Логопед:Ребята нам пора собираться домой. Давайте попрощаемся с Мишуткой. Мишутка: Ребята, мне было весело с вами играть! На прощание я хочу вас угостить. В этой корзинке фрукты, которые вы отгадывали по описанию. Что здесь лежит? Дети: яблоко, груша, банан. Мишутка: Правильно! Возьмите. Будете в детском саду есть фрукты и вспоминать меня и весенний лес. Логопед (показывает движения):Мы возвращаемся в детский сад. Ух, как шли мы все лесочком (ходьба по кругу Топ-топ, топ-топ друг за другом) Отдыхали под кусточком (присесть) Вот так, стоп! Головами мы вертели (повороты головы Вот так, вот так вправо – влево) Да по сторонам глядели (повороты головы Вот так, вот так вправо – влево) Дальше мы с тобой пойдем (ходьба по кругу Топ-топ, топ-топ друг за другом) В детский садик мы придем – Топ – топ. Стоп! (остановиться) Дети проговаривают слова вместе с логопедом, выполняют движения. Логопед: Чем вас угостил Мишутка? Вы очень хорошо выполняли все задания Мишутки и, конечно, заслужили в награду вкусное угощение! Теперь можно отдохнуть и попробовать «медвежьи» фрукты. |
Аудиозапись «Ве-сенний лес». Звуки природы: капель, журчание ручья, пение птиц, квакание лягушек. Муляжи продук-тов (торт, мед, шоколад, яблоко, лук, селедка, соленые огурцы). Слайд №1. «Дождь в лесу». Слайд №2. «Лес в солнечный день». Слайд №3. «Ручей». На полу синяя полоса «ручей», на ней 3 «камешка» для перехода. Слайд №4. «Домик». Мягкая игрушка Мишутка. Слай №5. «Печь». Оригинальное авторское пособие «Печь», «языки пламени». Слайд №6. «Многозначность прилагательного горячий». Слайд №7. «Огонь в печи». На ковролине изображения диких животных без хвостов, отдельно хвосты. Слайд №8. «Адъективный словарь». Слайд№ 9. «Мнемотаблица для описания фруктов». Корзина с фруктами. Слайд №10. «Детский сад». |