Индивидуальный подход в работе социального педагога
по предупреждению правонарушений среди
учащихся с ОВЗ
Мазурова Мария Александровна
Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, необходимо отметить, что сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится сейчас в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, повышение количества правонарушений и преступлений, безнадзорность детей.Профилактика правонарушений и формирование здорового образа жизни становиться наиболее актуальной, т.к. увеличилось количество несовершеннолетних подросток, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, лишенных заботы и внимания со стороны взрослых, живущих в неблагополучных социальных условиях, а так же, во внеурочное время предоставлены сами себе.
Образовательное учреждение оказывает систематическое и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за прошедшие годы, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра.
В школе № 231 обучаются дети с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке. Это дети, которые имеют разнообразные формы патологии, проявляющиеся в нарушении развития умственной деятельности, что влечет за собой общее недоразвитие психики ребенка, нарушение эмоционально-волевой сферы: недостаточность абстрактного мышления; снижения функций памяти, внимания, интеллекта; снижение целенаправленной активности и инициативы. Такие дети ведомы, внушаемы, подвержены влиянию извне, как хорошему, так и негативному. Поэтому коррекционная направленность обучения и воспитания строиться с учетом: структуры дефекта; выявлению и использование потенциальных возможностей ребенка; развития познавательной деятельности; социальной адаптации.
В школе № 231 по возможности создаются условия для организации профилактики правонарушения и формирования здорового образа жизни, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для обучающихся, где им комфортно и интересно.
Более пятнадцати лет в школе ведется активная работа по двум направлениям: спортивное и художественное, где дети с проблемами здоровья могут заявить о себе и проявить свои навыки и умения наравне со всеми.
Спортивное направление включает в себя занятие футболом, лыжными гонками, бочча, баскетбол. Учащиеся защищают честь школы на районных, городских, общероссийских и международных соревнованиях.
Художественное направление включает в себя швейное дело, столярное и переплетно – картонажное, а также изобразительного искусства. Учащиеся школы ежегодно участвуют в районных и городских выставках, соревнованиях, конкурсах и олимпиадах, являются лауреатами и призерами международных, Всероссийских, районных и городских выставок, фестивалей, таких как — «Флора и фауна», «Мировое древо», «Спорт и творчество», «Новогодний сюрприз», победителями регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии и др.
Основными целями и задачами педагогического коллектива и социального педагога по профилактике правонарушений являются:
- Своевременное выявление детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении (как возможное условие совершения правонарушений);
- Выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде;
- Определение основных направлений, форм, методов социально-педагогической работы с учащимися, склонных к правонарушениям.
- Вовлечение подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию, способную отвлечь их от совершения правонарушений;
- Организация мероприятий, направленных на развитие социальной инициативым;
- Содействие адаптации личности к жизни в обществе.
- Создание психологического комфорта и безопасности детей в школе, семье;
- Координация взаимодействия учителей, родителей, специалистов социальных служб представителей административных органов по профилактике правонарушений несовершеннолетних;
- Повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов;
- работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности школьников;
- организация консультативной помощи учащимся группы риска;
- отчеты классных руководителей о работе по профилактике правонарушений;
- оформление документов в комиссию по делам несовершеннолетних, районный отдел образования, органы социальной защиты;
- заседания школьной службы сопровождения по вопросам:
- выполнение родителями и опекунами своих обязанностей;
- постановка и снятие с учета в комиссии по делам несовершеннолетних;
- постановка на внутришкольный учет и снятие с внутришкольного учета;
- заслушивание отчетов классных руководителей, социального педагога, психолога и других специалистов по организации нравственного и правового воспитания.