Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование сказки как способа формирования мотивации и средства речевого развития

 Из опыта работы

Федорова Елена Олеговна,
учитель-дефектолог, учитель-логопед
ГБДОУ детский сад № 10
Выборгского района Санкт-Петербурга
 
В последнее время прослеживается тенденция к увеличению численности детей с тяжелыми нарушениями речи. Одним из таких нарушений является алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка . Часто детей с алалией называют «безречевыми», это связано с тем, что речь как таковая у детей не сформирована, общение происходит с помощью мимики, жестов, звукоподражаний и номинативных слов.
Логопедическая работа с детьми с алалией имеет определенную сложность, необходимо преодолеть ,часто отмечающийся, речевой негативизм, развить понимание речи, сформировать активный словарный запас. Доступнее всего это происходит в игровых упражнениях. Игра – ведущий вид деятельности детей-дошкольников. А исправление недостатков речи – трудоёмкий труд. Поэтому, задача учителя-дефектолога-логопеда – окружить ребёнка игрой так, чтобы он не заметил, что занимается тяжёлой, монотонной работой.
К основным задачам коррекционной работы с «неговорящими» детьми можно отнести :
1. Вызывание речевой реакции.
2. Стимуляция речевой активности.
3. Развитие способности к речевому подражанию.
4. Обогащение словарного запаса.
5. Развитие когнитивных процессов.
6.Развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.
Для реализации задач коррекционной работы с «безречевыми» детьми мною был выбран прием использования сказки как способа формирования мотивации и средства речевого развития.
 
Среди множества способов передачи мыслей и чувств, сказка остается надежным каналом передачи знаний, средством сохранения и трансляции национальных культурных ценностей. Сказки пробуждают эмоции, активизируют воображение и обеспечивают эффективное усвоение информации. Все это делает их мощным инструментом научения.
Русские народные и авторские сказки являются прекрасным материалом для обучения детей дошкольного возраста. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи, частые повторы. Это позволяет вовлечь ребенка в активную работу.
С учетом вышесказанного предлагаю следующий список сказок на материале которых возможно изучение лексических тем:
  • «Под грибом» Сутеев- грибы, осень.
  • «Репка»- овощи.
  • «Мешок яблок» Сутеев- фрукты.
  • «Кошкин дом»- домашние животные.
  • «Колобок»- дикие животные.
  • «Волк и семеро козлят»- дикие животные-домашние животные.
  •  «Три медведя»- мебель, посуда.
  •  «Сказка о тапочках с помпошками» Н.В. Нищева- обувь.
  • «Сказка о платье в горошек» Н.В. Нищева- одежда.
  • «Курочка Ряба» -домашние птицы.
  • «Теремок»- дикие животные.
  • «Мойдодыр»- одежда.
  • «Федорино горе»- посуда.
  • «Маша и медведь»- продукты.
  • «Лисичка со скалочкой»- домашние животные.
  • «Петушок и бобовое зернышко» -домашние птицы и животные.
  • «Колосок»- продукты питания, посуда.
  • «Заюшкина избушка» -весна, животные дикие и домашние.
  • «Снегурочка»-весна.
  • «Гуси-лебеди»- продукты питания, фрукты.
 
Приведу пример использования сказки "Репка"
на коррекционно-развивающем занятии для детей 5 лет
с Задержкой психического развития Тяжелым нарушением речи
Общим недоразвитием речи 2 уровня речевого развития
(выход из моторной алалии)
Лексическая тема: Овощи.
Цель: формирование связного высказывания.
Образовательные задачи:
Учить детей пересказывать сказку полно, последовательно, выразительно. Способствовать формированию развернутого связного высказывания, умения пользоваться косвенной речью, активизировать словарь по теме «Овощи», упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных и прилагательных, упражнять в согласовании существительных и числительных, упражнять в счете.
Развивающие задачи:
Развивать зрительное, слуховое внимание и память, тактильные ощущения. Обеспечивать развитие познавательной и регулирующей функции речи. Развивать голос ,выразительность речи, зрительный гнозис и конструктивный праксис, общую моторику и координацию речи с движением. Развивать мелкую ручную моторику, умение держать карандаш, обводить по наружному трафарету, штриховать. Формировать возможность перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, ритмической стороны речи.
Воспитательные задачи:
Развивать эмоции, внимание, память, воображение, нравственные представления. Учить детей использовать в речи слова и выражения, необходимые для характеристики персонажей. 
Технологии: - Педагогические (личностно-ориентированное взаимодействие педагога и ребенка);
                        - Здоровье-сберегающие (артикуляционные, пальчиковые, мимические  упражнения,  логоритмика).
Оборудование:
Книга-сказка «Репка», цветная иллюстрация к сказке, кукла Незнайка, плоскостные изображения героев сказки (3 набора в разном стиле), фланелеграф, объемные фигурки домашних и диких животных, муляжи овощей, предметные картинки овощей, пазл «Репка», альбомные листы, цветные карандаши, трафареты овощей, платок, зеркало.
Предварительная работа: Чтение сказки. Рассматривание иллюстраций.
    Беседа о морали сказки.
 
Ход занятия:
1.Орг. момент.
-Здравствуйте. Как у вас сегодня настроение?
2. -Я рассказывала вам сказку "Репка". Она понравилась? Вы ее запомнили? Давайте расскажем ее Незнайке.
3.Театрализация сказки плоскостным театром.
При необходимости возможна опора на сюжетную картинку для соблюдения последовательности появления героев.
4.Артикуляторная гимнастика:
-Для чего вытащили репку? Что из нее будут варить? Как будут есть кошка и собака?
«Лижем печенье», «Чашечка».
5.Развитие зрительного внимания.
Повторение последовательности построения героев.
Восстановление последовательности появления в сказке героев.
-Пока мы показывали, как кошка с собакой будут есть репку, все герои разбежались, к ним еще и гости пришли. Чем они отличаются? Выбери из предложенных фигурок, те что брал для сказки. А остальные поставь в нужном порядке на фланелеграфе.
6. Активизация словаря.
Рассматривание предметных картинок.
- Давайте заглянем в огород к деду. Что там растет?
7. Образование уменьшительно-ласкательных форм им. сущ. и прилагательных.
Группировка контурных предметных изображений овощей на большие – маленькие.
-Поможем деду собрать урожай в корзины.
-В большую корзину положу большой красный помидор, а в маленькую -маленький красненький помидорчик и т.п.
8. Согласование им. сущ.+ числительное.
-Давайте поможем сосчитать урожай.
-3 огурца, 4 помидора и т.п.
9. Артикуляторная гимнастика:
-Что будут делать из овощей? Как будут пить сок дед, баба, кошка, собачка?
«Лакаем сок», «Трубочка».
10. Развитие тактильных ощущений.
-Смотрите, бабушка обронила платок. Давайте поиграем.
Вот какие овощи мы помогли дедушке собрать (показать муляжи овощей). Выложи их на стол. Я сейчас завяжу тебе глаза , дам потрогать овощ, а ты догадаешься ,что это.
11. Развитие мелкой ручной моторики и графомоторных навыков.
В зависимости от личных умений возможно обведение по трафарету.
- Как же не забыть, что мы помогали деду собирать? Давайте нарисуем?
12.Речь с движением.
-Бабушка из капусты и моркови будет делать салат. Поможем?
Мы капусту рубим ,
Мы морковку трем,                                       Выполняются движения
Мы морковку солим,                                           в соответствии
Мы капусту жмем.                                                   с текстом.
13.Подведение итогов.
-Мы кому сегодня помогали?
-Что делали? Расскажите маме, что мы сегодня делали, и как научись делать салат.
 
Методические рекомендации:
Количество выбираемых овощей, дополнительных животных зависит от возрастных  личных особенностей и уровня подготовленности ребенка.
Возможно добавление в п.7 решение примеров, типа 1+1,1+2.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»