Конспект подгруппового логопедического занятия с применением здоровьезберегающих
технологий, приема мнемотехники и биоэнергопластики в старшей группе
технологий, приема мнемотехники и биоэнергопластики в старшей группе
Лесное путешествие (автоматизация звука Ш)
Антонец Наталия Валериевна,
учитель-логопед ГБДОУ д/с № 202
Выборгского района Санкт-Петербурга
учитель-логопед ГБДОУ д/с № 202
Выборгского района Санкт-Петербурга
Коррекционно-образовательные цели:
- расширение, и активизация словарного запаса;
- развитие гибкости артикуляционного аппарата и синхронности его движений с движениями кистей рук (прием биоэнергопластики);
- автоматизация звука Ш в слогах и словах;
- формирование навыков фонематического анализа и синтеза;
- согласование числительных с существительными.
- Коррекционно-развивающие цели:
- развитие слуховой памяти, чувства ритма;
- развитие слухового, зрительного внимания (прием мнемотехники);
- развитие мимических мышц лица, умения передавать настроение с помощью мимики;
- развитие координации речи с движением;- снятие напряжения с глаз.
Коррекционно-воспитательные цели:
- развитие коммуникативных навыков;
-формирование навыков взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.Оборудование: конверт с приглашением, изображение лесного домика, деревянные ложки, игрушки: Мишка и Маша, маски с изображением эмоций, мнемотаблицы, предметные картинки, листочки, лукошко с орешками, шишками, корешками, воздушные шары.
Предварительная работа: Знакомство со сказкой «Маша и медведь». Разучивание артикуляционных упражнений «Лопатка», «Качели», «Грибок», «Лошадка», «Чашка». Освоение правильной артикуляции звука Ш. Автоматизация изолированного звука Ш, автоматизация звука в слогах, словах. Разучивание упражнения «Тик-так…». Разучивание упражнений для снятия напряжения с глаз. Формирование навыка работы с мнемотаблицами. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
Ход занятия
1. Организационный момент. Введение в тему. Создание эмоционально-положительного фона.
Логопед приглашает детей в кабинет. Они здороваются с логопедом, садятся на стульчики. Раздается стук в дверь.
Логопед. Ребята нам принесли приглашение в гости.
В гости в лес нас приглашают,
Поиграть там предлагают.
Логопед показывает детям приглашение, читает его:
Жду всех в домике лесном, поиграем, отдохнём.
Логопед. Интересно, кто нас приглашает? Отправимся в гости и познакомимся?
Дети. Да.
Логопед.
По тропинке в лес пойдём,
На полянке дом найдём.
Логопед показывает изображение лесного домика.
2. Упражнение «Постучи, как я». Развитие слуховой памяти, внимания, чувства ритма.
Логопед. Кто ждёт нас в этом домике? Чтобы узнать, надо постучать, как я.
1-й ребенок. __ __ _ _ _
2-й ребенок. _ _ __ _ _
3-й ребенок. __ _ _ __ __
Дети по очереди воспроизводят ритмический рисунок, стуча в деревянные ложки.
Логопед достаёт игрушки - Мишку и Машу.
Логопед. Вы наверно догадались, кто живет в этом домике?
Дети. Мишка и Маша.
Логопед. Правильно. В домике живёт Мишка. У него часто в гостях бывает Маша. Какой одинаковый согласный звук, вы слышите в их именах – Мишшшка, Машшша?
Дети. Звук Ш.
Логопед. Мишка узнал, что вы учитесь правильно произносить их любимый с Машей звук и решил пригласить вас в гости, чтобы вместе поиграть.
3. Артикуляционная гимнастика с элементами пальчиковой гимнастики (прием биоэнергопластики). Развитие гибкости артикуляционного аппарата и синхронности его движений с движениями кистей рук. Развитие слухового внимания.
Логопед. Мишка предлагает сначала разбудить язычки, чтобы они старались говорить. Покажем, что мы видим в лесу, а помогать нам будут пальчики:
- В лесу широкие тропинки.
2.Заяц прыгает с кочки на кочку.
Упражнение для языка «Качели», кисти рук поочередно поднимать и опускать вверх – вниз.
3. Белочка щелкает орешки.
Упражнение для языка «Лошадка», упражнение с пальчиками «Щелчки».
4. Под деревьями растут грибы.
Упражнение для языка и пальчиков «Грибок.
5.Соберём грибы в корзинку.
Упражнение для языка «Чашка», упражнение с пальчиками «Лукошко».
Дети выполняют знакомые упражнения.
Логопед. Молодцы. Мишка очень доволен.
4. Упражнение «Звук Ш. Он какой?». Повторение артикуляции звука Ш, формирование навыков фонематического анализа.
Маша. Какие звуки в лесу похожи на звук Ш?
1-й ребенок. Дует в лесу ветерок (Ш – ш – ш …).
2-й ребенок. Качаются ветки деревьев (Ш – ш – ш …).
3-й ребенок. Листочки шелестят под ногами (Ш – ш – ш ..).
Маша. А вы знаете, что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук Ш?
Дети. Губы «Колечком», зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на «Чашечку».
Маша. А что вы можете рассказать о звуке Ш.
1-й ребенок. Звук Ш – согласный.
2-й ребенок. Звук Ш – глухой.
3-й ребенок. Звук Ш – всегда твердый.
Маша. Как много вы знаете, молодцы.
5. Игра «Маски». Развитие мимических мышц лица, умения передавать настроение с помощью мимики, развитие коммуникативных навыков.
Логопед. Мишка и Маша решили поиграть с вами в игру «Маски». Они будут передавать первому из вас маску. Вы должны изобразить мимику с картинки и передать соседу. Передали свои маски и вновь стали самими собою.Дети изображают эмоции, соответствующие маске.
Логопед. Хорошо повеселились. Молодцы. Менялось ли ваше настроение? Какая эмоция понравилась больше всего?
6. Упражнение «Листья» (мнемотехника). Автоматизация звука Ш в слогах с опорой на мнемотаблицы. Развитие слухового внимания, памяти.
Логопед. В лесу опадают листья. Как называется такое явление природы?
Дети. Листопад.
Логопед. Листочки падают и шуршат свои слоговые песенки. Послушайте внимательно, какой слог-песенка отличается (опора на мнемотаблицу № 1):
Логопед. Ша – шо - ша – ша
1-й ребенок. Слог (шо)
Логопед. Аш – уш – уш – уш
2-й ребенок. Слог (аш)
Логопед. Ши-шо-ши-ши
3-й ребенок. Слог (ши)
Логопед. Листочки шелестят по-разному. Повторим их песенки (слоговые ряды со сменой ритмического рисунка, опора на мнемотаблицы № 2, 3):
Логопед. Ша
1-й ребенок. Ша-ша – ша-ша-ша
Логопед. Шку
2-й ребенок. Шку-шку – шку-шку-шку
Логопед. Иш
3-й ребенок. иш-иш-иш – иш-иш
Логопед. Вы были очень внимательны.
7. Упражнение «Тик-так, Маша, проснись». Развитие слухового внимания, координации речи с движением.
Логопед. Посмотрите, Маша утомилась и уснула. Мы будем ходить вокруг неё тихо-тихо, чтобы она не проснулась. Но на слова «Маша, проснись», вы должны её разбудить, взяв Машу в руки. Проверим, кто самый внимательный и быстрый из вас.
Тик-так, Маша спит один час,
Тик-так, Маша спит два часа,
Тик-так, Маша спит три часа,
Тик-так, Маша проснись!
Каждый ребенок по очереди исполняет роль ведущего.
8. Упражнение «Угадай, что за предмет». Автоматизация звука Ш в словах. Развитие зрительного внимания, памяти.
Логопед. Мишка спрятал в лесу разные предметы. Угадайте, что за листочками?
На предметную картинку со звуком Ш наложен листочек. Дети по кусочку изображения называют предмет, нарисованный на картинке, и убирают листочек.
1-й ребенок. Это шапка, карандаш, рубашка.
2-й ребенок. Это шуба, матрешка, клюшка.
3-й ребенок. Это шорты, шахматы, шило.
Логопед. Подумайте, какие вещи могут быть в шкафу у Маши, а какие у Мишки?
Дети выбирают и выкладывают картинки со словами возле Маши и Мишки.
Дети. У Маши в шкафу шапка, шуба, матрешка, карандаш.
Дети. У Мишки в шкафу рубашка, клюшка, шорты, шахматы, шило.
9. Расслабляющее упражнение для глаз. Снятие напряжения с глаз.
Дети выполняют знакомое им упражнение.
Логопед. Выполняем гимнастику для глаз. Вращаем глазами по кругу - 2-3 раза по часовой стрелке, 2-3 раза против часовой и лежачие восьмёрки – в разные стороны.
Отдохнули? Молодцы.
10. Упражнение «Посчитай-ка». Автоматизация звука Ш в словах. Согласование числительных с существительными.
Логопед. Маша собрала для Мишки лесное угощенье. Посчитайте, сколько в лукошке шишек, орешков и корешков?
1-й ребенок. Одна шишка, две шишки …
2-й ребенок. Один орешек, два орешка …
3-й ребенок. Один корешок, два корешка…
Логопед. Вы хорошо считаете.
11. Окончание занятия. Оценка работы каждого ребенка. Развитие навыков фонематического синтеза.
Логопед. Вы прекрасно сегодня занимались, правильно произносили звук Ш. Маше и Мишке понравилось с вами играть. Чтобы вы о них не забывали, они приготовили вам сюрприз. Сделайте из пальчиков «Лукошко». Мишка положит туда звуки. Вы их соедините и узнаете, чем хотят вас порадовать Маша и Мишка: ш, а, р (шар).
Дети. Шар.
Детям дарят воздушные шары.
Логопед. Давайте попрощаемся с Машей и Мишкой. Нам пора возвращается домой. Спасибо за гостеприимство.