Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие мелкой моторики у младших школьников с аутизмом

Губина Анастасия Александровна,
учитель школы № 657 Санкт-Петербурга
Одной из актуальных проблем специальной педагогики является развитие мелкой моторики у аутичных детей, поскольку на основе мелкомоторных навыков формируются умения, необходимые для повседневной жизни и овладения письмом. Кроме того, рядом исследователей было доказано, что развитие тонкой моторики благотворно влияет на развитие остальных когнитивных процессов, что подчеркивает необходимость их развития. 
Одной из ключевых проблем в развитии тонкой моторики аутичного ребенка является нарушение мышечного тонуса в руке, которое затрудняет овладение навыками письма и манипуляции с предметами. Второй такой проблемой выступает неравномерность развития мелкой моторики, в результате чего ребёнок, способный, к примеру, без проблем складывать пазлЫ, затрудняется удерживать ложку во время принятия пищи. Таким образом, в обучении детей с аутизмом появляется необходимость сгладить эти нарушения, повысив уровень мелкомоторных навыков. С этой целью разработан цикл занятий по улучшению навыков тонкой моторики у детей-аутистов.
Использование цикла занятий будет эффективным при соблюдении следующих рекомендаций: 
1)Занятия нужно проводить в индивидуальной форме;
2) Целесообразно использовать на занятиях метод АВА (прикладного поведенческого анализа).
Цели программы:
1)развивать тонкие движения
2)развивать качество и дифференцированность движений;
3) развивать выполнение мелкомоторных  действий с предметами;
4) развитие графической деятельности;
5) развивать произвольность регуляции движений
 
Цикл развивающих занятий.
День 1
1)Игра с массажным мячом (повышение общего уровня мелкой моторики, развитие кинестетического восприятия)
2)Застегивание пуговиц на пособии (повышение общего уровня мелкой моторики, развитие координации рук и глаз)
3)Проведение прямых линий из нескольких точек в одну (развитие навыков графической деятельности, развитие координации рук и глаз)
4)Обведение рисунков по линии (развитие навыков графической деятельности, развитие координации рук и глаз)
5)Обведение линий по пунктиру (развитие навыков графической деятельности, развитие координации рук и глаз)
День 2
1)Имитации мелкомоторных движений (повышение общего уровня мелкой моторики)
2)Нанизывание бусин на нитку (повышение общего уровня мелкой моторики)
3)Застёгивание пуговиц (повышение общего уровня мелкой моторики, развитие координации рук и глаз)
4)Сортировка чёрной и белой фасоли по стаканчикам (повышение общего уровня мелкой моторики, развитие координации рук и глаз)
5)проведение линий по дорожкам из точки в точку (Развитие навыков графической деятельности, развитие координации рук и глаз)
6) Штриховка (Развитие навыков графической деятельности, развитие координации рук и глаз)
7)Обведение линий по пунктиру (Развитие навыков графической деятельности, развитие координации рук и глаз)
День 3
1)Имитация мелкомоторных движений (повышение общего уровня мелкой моторики)
2)Складывание зубочисток в коробку поочередно правой и левой рукой  (повышение общего уровня мелкой моторики, развитие координации рук и глаз, формирование щипкового захвата)
3)Сцепление скрепок между собой (повышение общего уровня мелкой моторики)
4)Шнуровка ботинка (повышение общего уровня мелкой моторики, развитии координации рук и глаз)
5)Перерисовывание по клеточкам  (развитие навыков графической деятельности, развитие координации рук и глаз)
6)Графический диктант (развитие навыков графической деятельности, развитии координации рук и глаз)
День 4
1)Имитация мелкомоторных движений (повышение общего уровня мелкой моторики)
2)Прищемление подушечек пальцев прищепками поочередно на правой и левой руке (повышение общего уровня мелкой моторики)
3)Обведение линий по пунктиру (развитие навыков графической деятельности, развитие координации рук и глаз)
 4) Проведение линий из точки в точку (развитие навыков графической деятельности, развитие координации рук и глаз)
День 5
1)Выкапывание предметов из фасоли (повышение общего уровня мелкой моторики ,развитие кинестетического восприятия)
 2)Прокатывание карандаша между ладонями (повышение общего уровня мелкой моторики)
3)Выкладывание мозаики по образцу (развитие координации движений рук и глаз, формирование щипкового захвата)
 4)Обведение линий по пунктиру (развитие навыков графической деятельности, развитие координации рук и глаз)
5)Копирование письменного текста (развитие навыков графической деятельности, развитие координации рук и глаз)
День 6
1)Шнуровка пластикового ботинка (повышение общего уровня мелкой, развитие координации рук и глаз)
2)Сортировка темной и белой фасоли по стаканчикам (повышение общего уровня мелкой, развитие координации рук и глаз)
3)Копирование письменного текста (развитие навыков графической деятельности, развитие координации рук и глаз)
4) Размазывание пластилина пальцем (развитие координации движений рук и глаз, развитие навыков графической деятельности, развитие общего уровня мелкой моторики)
День 7
1) Сортировка разноцветных деталей мозаики по коробкам (повышение общего уровня мелкой, развитие координации рук и глаз)
 2)Проведение прямых линий по пунктиру (развитие координации движений рук и глаз, развитие навыков графической деятельности, развитие общего уровня мелкой моторики)
 3)Рисование на манной крупе письменных букв  (развитие координации движений рук и глаз, развитие навыков графической деятельности, развитие общего уровня мелкой моторики, развитие кинестетического восприятия) 
4)Перерисовывание по клеточкам рисунка (развитие навыков графической деятельности, развитие координации рук и глаз)
        День 8
1)Пальчиковая гимнастика с карандашом (повышение общего уровня мелкой моторики)
2)Игра с водой (повышение общего уровня мелкой моторики)
3)Перерисовывание рисунков с образца (развитие навыков графической деятельности, развитие координации рук и глаз)
4)Проведение прямых линий по разлинованному листу (развитие навыков графической деятельности, развитие координации рук и глаз)
          День 9
1)Прикрепление скрепок на картонную основу (повышение общего уровня мелкой моторики, развитие координации рук и глаз, формирование щипкового захвата)
2)Сортировка цветных пуговиц по ячейкам (повышение общего уровня мелкой моторики, развитие координации рук и глаз, формирование щипкового захвата)
3)Раскрашивание геометрических фигур (развитие координации движений рук и глаз, развитие навыков графической деятельности)
День 10
1)Имитации мелкой моторики
2)Выкладывание фасоли и гороха на печатный образец (развитие координации рук и глаз, формирование щипкового захвата)
3)Проведение линий из точки в точку (развитие координации движений рук и глаз, развитие навыков графической деятельности )
4)Рисование геометрических фигур  (развитие координации движений рук и глаз, развитие навыков графической деятельности)
 
Методические рекомендации по использованию цикла занятий по развитию мелкой моторики:
Данный цикл занятий по развитию мелкомоторных навыков можно использовать в работе с аутичными детьми в школе и дома. Цикл занятий может использоваться педагогами-дефектологами и родителями аутичных детей. В силу краткосрочности, цикл занятий можно использовать в условиях ограниченного времени.
Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, а также следить, чтобы при работе дети не переутомлялись.
Рекомендуется проводить задания цикла, опираясь на принципы прикладного поведенческого анализа: чёткость инструкций, получение вознаграждения за верный ответ и оказание ребёнку помощи в случае, если у него не получается справится с заданием самостоятельно, с последующей повторной пробой. Также нужно постоянно мотивировать детей в ходе занятий, проверять их интерес к наличествующим стимулам, и предоставлять новые в случае его утраты.
Проведение серии занятий по улучшению навыков мелкой моторики способствует повышению общего уровня мелкой моторики при следующих психолого-педагогических условиях:
1.при обучении навыкам самообслуживания
Для обучения этим навыкам используются следующие задания из цикла занятий: застегивание пуговиц на пособии, шнуровка ботинка, прищемление подушечек пальцев прищепками поочередно на правой и левой руке, прикрепление скрепок на картонную основу.
2.при развитии игровой деятельности.
Для развития игровой деятельности используются такие задания: сортировка цветных пуговиц по ячейкам,  игра с водой, сортировка разноцветных деталей мозаики по коробкам, выкладывание мозаики по образцу
3.при занятиях письмом, рисованием и лепкой
Задания: штриховка, проведение линий из точки в точку, проведение линий по пунктиру, раскрашивание геометрических фигур и т.д.
Остальные задания направлены на повышение общего уровня мелкой моторики.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»