Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие пространственного ориентирования у детей
дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Аникина Лилия Анатольевна
Пространственное ориентирование - это особый вид восприятия, который основан на работе зрительного, слухового, кинестетического и кенетического  анализаторов.  Общей материальной основой ориентирования в пространстве является образование условных рефлексов при работе названных анализаторов.
У детей с трудностями в обучении наблюдаются синдромы отставания развития психики или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых).  Это проявляется уже в младшем возрасте трудностями усвоения знаний, умений и навыков. В том числе, имеет место несформированность навыков пространственного ориентирования. Это проявляется в трудностях ориентировки во всех направлениях пространства, ориентировки в схеме собственного тела и лица напротив, в узнавании предметов в контурном и  наложенном  изображении, с зашумлением и т.д. У таких детей гораздо чаще, чем у нормально развивающихся дошкольников,  наблюдается неустойчивость  зрительного восприятия, сужение поля зрения, потеря строки, исходной и промежуточной точки выполняемого задания.
Только своевременно оказанная  коррекционная помощь таким детям даёт возможность надеяться на значительное снижение проявлений недостаточно слаженной изначально работы анализаторов.
Коррекционную работу по развитию пространственного ориентирования необходимо  начинать  с развития у детей зрительного восприятия и идти от простого к сложному. Дети с проблемами в развитии испытывают сложности в зрительном анализе. В процессе мысленного выполнения двигательных действий с предметами и выполнении зрительного анализа изображений предметов. Задача педагога заключается в том, что бы помочь таким детям  сформировать недостающие практические действия и закрепить их. Таким образом будет сформирована основа для процессов пространственного восприятия.
На коррекционно-развивающих занятиях используются специальные приёмы и упражнения по закреплению умений воспринимать форму предметов и их элементов, цвета предметов, их величину, высоту, длину, ширину и доугие характеристики предпетов.  Педагог специально обучает ориентироваться в схеме собственного тела, определять положение предметов относительно него. Затем уже проводится работа по ориентировки в схеме тела лица напротив и ориентировки в положении предметов относительно этого тела .
Наиболее доступными для детей с ограниченными возможностями здоровья являются изображения реальных предметов или сами предметы. С них и необходимо начинать упражнения по развитию зрительного восприятия. Затем целесообразно перейти к схематическим изображениям, графическим знакам и символам. В последнюю очередь нужно использовать в работе материалы с наложенным изображением и зашумлением.
Работа по автоматизации и дифференциации пространственной ориентировки в схеме собственного тела сочетается с развитием координации движения и совершенствованием мелкой моторики рук. Для этого используются физминутки и гимнастики для пальцев рук.
В первую очередь вырабатываются основные положения пространства (верх, низ, спереди, сзади), затем, следуя,  принципу от простого к сложному переходим к развитию и закреплению более сложных пространственных ориентиров и ориентации в схеме лица напротив. Следующим этапом в работе является использование упражнений по закреплению умений определять положение предметов относительно друг друга. Умение оценивать удалённость предметов.  Этот этап работы особенно важен для формирования процессов письма у ребёнка.
Процесс письма- сложный, многоуровневый акт, состоящий из целого ряда поэтапных операций, которые после  обучения переходят в автоматический стереотип. Каждый этап этого процесса протекает на основе формирования умений и навыков пространственного ориентирования. К ним относятся три категории знаний о пространстве:
-отражение удалённости предмета и его местонахождения;
-ориентирование в направлениях пространства;
-отражение пространственных отношений между предметами.
В норме у ребёнка к 7 годам  завершается процесс освоения слов, отражающий данные категории, что способствует усилению связи между практической ориентировкой и речесмысловой деятельностью.  При работе с детьми с задержкой формирования психических процессов  данные виды деятельности продолжают совершенствоваться  с помощью специальных методов и приёмов на всём этапе начального школьного образования.
Письмо начинается с этапа мотивации, затем этап составления плана письменного высказывания. Далее следует звуковой анализ, перевод фонем в графемы и перевод графем в кинетическую программу записи. Для этого необходимо умение определять и сохранять в памяти последовательность высказываний, составляющих  отрезок письма.
Недостаточно развитые умения и навыки пространственного различения являются одной из причина нарушений письма у младших школьников с трудностями в обучении.
Вовремя скорректированные пространственные ориентировки обеспечивают успешное освоение всех этапов научения письменной речи. Только систематически проводимая коррекционная работа даст возможность ребёнку с трудностями в обучении подготовиться к освоению школьной программы.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»