Звонкие и глухие согласные.
Дифференциация Б-П в словах и предложениях
учитель-логопед ГБОУ СОШ № 77
Петроградского района Санкт-Петербурга
Логопедическая тема: Дифференциация Б-П в словах и предложениях. Грамматическая тема: Оглушение звонких согласных. Лексическая тема: «Овощи», «Фрукты», «Одежда». Цель: совершенствование навыка дифференциации звуков [п] и [б], букв п-б. Задачи: Коррекционно-образовательные: - развивать звукобуквенный и слоговой анализ и синтез; - развивать слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звонких и глухих согласных; -закреплять акустическую и артикуляторную характеристики звуков [п] и [б]; - закреплять связь фонемы и графемы; - закреплять правописание звонких и глухих согласных в конце слова; - развивать навыки словообразования и словоизменения; - обогащать, уточнять и активизировать словарь; расширять знания об окружающем мире. - развивать слуховое внимание, восприятие, слуховую память; - развивать зрительное восприятие, зрительную память; - развивать логическое мышление; - развивать пространственную ориентировку; - развивать координацию речи с движением; Воспитательные: - воспитывать самоконтроль; - развивать интерес к познавательной деятельности. Образовательные технологии: здоровьесберегающие, игровые, личностно-ориентированные, информационные. Оборудование: компьютер, проектор, презентация; раздаточный материал. План и ход урока Деятельность учителя-логопеда Деятельность учащихся I. Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем продолжать учиться различать глухие и звонкие согласные [п] и [б]. II. Повторение. Дифференциация звуков [п] и [б]. Закрепление связи звука и буквы. Задание № 1 Сравнение слов по значению, произношению и написанию. Слайд № 1 Назовите картинки и ответьте на вопрос что это? Прочитайте предложения и вставьте слова по смыслу. Назовите 1-й звук в слове почки. Какой это согласный? Какой буквой обозначаем на письме звук [п]? Произнесите 1-й звук в слове бочки. Какой это согласный? Какой буквой обозначаем на письме звук [б]? почки, бочки На деревьях набухли почки. На траве стоят бочки. [п]- согласный глухой, твердый. П [б]- согласный звонкий, твердый. Б III. Слухопроизносительная дифференциация согласных. Задание № 1 Повторите ряд слогов: Па-па-ба ба-ба-па Па-ба-па ба-па-ба Ба- па-па па-ба-ба IV. Дифференциация согласных звуков [п] и [б]. Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов. Задание № 1 Игра «Помоги Незнайке». Слайд № 2 Распределить картинки по столбикам под буквами «П» и «Б»: в 1-й слова со звуком [п], во 2-й слова со звуком [б]. Полка, батон, пакет, букет, банка, пушка, бусы, бабочка, пуговица, пароход. Чему учились? Различать согласные звуки [п] и [б]. Слайд № 3 Задание № 2 Классификация картинок с изображением овощей и фруктов. - Назовите картинки. На какие две группы можно разложить картинки? - Назовите овощи, в названии которых есть звук [п] - Назовите фрукты, в названии которых есть звук [б] овощи и фрукты помидор, репа, капуста банан, абрикос, яблоко Задание № 3 Графический диктант. Зарисовать схемы слов в два столбика: овощи, фрукты. Поделить слова на слоги. Определить место звука [п] или [б] в слове и записать соответствующую букву. п _ _ б _ Задание № 4 Игра «Чьи вещи?» Слайд № 4 - Мальчика слева зовут Павел, а мальчика справа – Боря. Помогите мальчикам найти свои вещи. Вещи Павла - слова со звуком [п], а вещи Бори – слова со звуком [б]. - Назовите картинки ( кепка, брюки, шуба, тапки, рубашка, панама, ботинки, пальто, сапоги) - Определите место звука в слове и запишите букву. Чему учились? Дети распределяют картинки по колонкам. п3, п3, п1 и т.д б1,б3 Различать согласные звуки [п] и [б]. Задание № 5 Прочитать словосочетания. Вместо точек вставь буквы б или п. Составьте предложения. Запишите слова забил – запил. Выделите в слове приставку. Чему учились? забить мяч запить лекарство Боря забил мяч в ворота. Павел запил лекарство водой. Составлять предложения. Определять в слове приставку. V. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика «Назови детёнышей». У зайца – зайчонок у лисы – лисенок у медведя – медвежонок у тигра – тигренок и т. д VI. Сравнительный звуко-слоговой анализ и синтез слов. Задание № 1 Составить звуко-слоговую схему слова «бусы». Составить схему слова «лампа». Сравнить звуко-слоговые схемы. Задание № 2 Слайд № 5 Назовите картинки: зубы, банка, палка, лапа, шапка, буква, полы. Распределите слова по схемам. VII.Оглушение звонких согласных в конце слов. Тренировочное упражнение. Задание № 1 Индивидуальные карточки. Измените слова так, чтобы после согласных б, п появился гласный. Гриб – грибы хлеб – Суп – залп – Дуб – краб – VIII. Работа над предложением. Задание № 1 Индивидуальные карточки. Прочитайте предложения. Исправьте ошибки. Паутина плетёт паука. Бутон сидит на букашке. Ботинки поставили Петю под стол. IX. Подведение итогов занятия. Рефлексия. - Чему мы сегодня учились? - Какое задание вам понравилось? Делить слова на слоги. Различать согласные [п] и [б]. Определять в слове приставку. Составлять звуковые схемы слов. Проверять сомнительные согласные. Составлять предложения. Х. Оценка деятельности учащихся. Ребята, вы все молодцы. Спасибо за активную работу на уроке. До свидания.