Зимний лес
Педагогические ориентиры:
- Уточнять знания о зиме. Закреплять знания о приметах зимы.
- Учить подбирать синонимы.
- Закреплять умение образовывать прилагательные от существительных.
-Упражнять в выделении общей части родственных слов.
- Совершенствовать навыки связной речи при составлении рассказа по картине.
-Совершенствовать просодические компоненты речи: темп и ритм речи, интонационную выразительность.
- Развивать фонематический анализ: умение определять место звука в слове, умение выполнять звуковой анализ слова.
- Развивать языковый анализ: умение составлять графические схемы предложений.
- Развивать общую моторику.
Использование современных образовательных технологий:
Здоровьесберегающая технология
-Упражнение для развития психологической саморегуляции: упражнение “Снеговики ”. Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий проводится мышечная релаксация.
-Развитие длительного направленного выдоха: дидактическая игра «Сдуй снежинку с варежки» Правильное дыхание очень важно для развития речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Оборудование: Картина «В зимнем парке», отдельные фрагменты этой картины, звуковые схемы слов.
Ход занятия:
Вводная часть.Логопед: Давайте ребята вспомним приметы зимы?
Дети: На улице холодно. Снег падает на землю. Замерзла вода в реках и озёрах. В город прилетают птицы: снегири, синицы и т.д.
Логопед: Сегодня на занятии мы с вами будем рассматривать картину. Достаёт конверт, в нем кассета с записью и картинка с изображением Бабы-яги. Слушаем кассету. Баба-яга говорит, что картину она украла и на части разрезала. Если дети хотят картину собрать, надо выполнить задания
.Основная часть
1. Активизация внимания.
«Подскажи словечко» Птичка эта, невеличка,
С желтой грудкой,- кто?
Дети: Синичка!
Логопед: Отправляемся в волшебный лес: под мостиком пройдём, в лес волшебный попадём. Пойдёмте по тропинке.
Дети подлезают под воротами, проходят по канату приставным шагом. Фланелеграф накрыт тканью. На нём прикреплена синичка. Открываем занавес, под ним снежинки. Логопед: Надо до леса дойти. Ребята, вы видите рябину и ёлку. Давайте к ним подойдём. (Подходит к столу, где сконструирован зимний лес).
2. Уточнение знаний о зиме.
Логопед: Мы пришли в зимний лес! Расскажите, что вы видите?
Дети: Все деревья стоят в снегу. Снег укрыл деревья, как снежное покрывало. Деревья стоят в снежных шапках. Снег белый, пушистый.
3. Развитие длительного направленного выдоха.
Д.игра «Сдуй снежинку с варежки»
Логопед: Много снега в лесу. Посмотрите, какие красивые снежинки на наших варежках. Налетел ветерок, и снежинки полетели, закружились в красивом танце.
4. Развитие умения подбирать синонимы.
Логопед: Подберите близкие по смыслу слова. Зимой выпал белый …(чистый, светлый) снег. Снег блестит (сверкает, переливается).
5. Развитие связной речи. Составление предложений по картине. Давайте внимательно рассмотрим деревья с на¬шей картины.
Дети: Нарисована рябина. Она вся усыпана красными ягодами. На рябине стая снегирей Птицы лакомятся вкусными ягодами. На ёлке большие шишки. На ветке сидит белка. Все ветки ёлки в снегу, как в снежных шапках. Логопед: Из сказочного леса мы забираем ёлку и рябину.
7. Развитие слухового внимания.
Я назову вам слова, подумайте и скажите, чем они похожи.
Снег, снегопад, снегурочка, снегоход, снеговик.
Дети: Во всех словах есть одинаковая часть снег. В словах есть одинаковая часть, снег.
8.Упражнения на расслабление всего организма:
“Снеговики ”. Любят ребята зимой из снега строить крепость, лепить снеговиков.
Интересно, что может произойти со снеговиком в прекрасный солнечный день.
Каждый из вас снеговик, который вылеплен из снега. Утро, светит солнце. Оно начинает припекать, снеговики начинают таять ( Дети изображают, как снеговики тают ). Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно начинает таять и туловище. Снеговики превращаются в лужицу, растекшуюся по земле.
9. Развитие связной речи. Составление предложений по картине. Следующий конверт. Девочка, которая лепит снеговика.
Логопед: Посмотрите на эту картинку. Расскажите, что вы видите.
Дети: Девочка слепила снеговика. Снеговик получился красивый. На голове у снеговика шляпа с веточками рябины. На шеи у снеговика разноцветный шарф.
Логопед: Любопытная сорока вот, что натворила. Очень ей понравились наши кружочки, и она их прикрепила к нашей картине. Достаем из конверта другие картинки.
Логопед: Посмотрите на этих ребят и расскажите о них. Дети: Мальчик- лыжник. Он катается на лыжах. Девочка взяла с собой на улицу санки. Логопед: Какое настроение у детей? Дети: Детям весело, они улыбаются.
Логопед: Я знакома с этими детьми. Хочу вас с ними познакомить.
10. Развитие фонематического анализа Проходим к столам и садимся.
Логопед: Мальчика зовут Максим, девочек Сима и Саша. Следующее задание Бабы-яги узнать, где чьё имя заколдовано. (На столах звуковые схемы )
Дети: На этой схеме сделан звуковой анализ слова Саша.
Логопед: Какой первый звук в этом слове.
Дети: С -согласный звук. Этот звук твёрдый, глухой.
Логопед: Сколько слогов в этом слове.
Дети: в этом слове два слога.
Дети: На этой схеме сделан звуковой анализ слова "Сима".
Логопед: Какой первый звук в этом слове. Дети: С”-согласный звук. Этот звук мягкий, глухой.
Логопед: Назовите все звуки по порядку в этом слове.
Дети: С” ,И , М, А.
Логопед: Назовите согласные звуки, которые есть в этом слове.
Дети: С”, М
Дети: На этой схеме сделан звуковой анализ слова Максим.
Логопед: Сколько гласных звуков в Максим.
Логопед: С этим заданием мы справились. Дети встают со стульчиков.
Логопед: Вот и снег пошел.
11. Развитие координации речи с движением.
Динамическая пауза. «С небо падают снежинки». Н.В. Нищева
Дети подходят к фланелеграф. Прикрепляют на фланелеграф: Ель, рябину, снеговика, детей.
12. Развитие языкового анализа. Составление графических схем предложений.
Логопед: Все части картины мы собрали. Перечислим всё, что видели. Я буду говорить, а вы зарисовывать по очереди схему предложений. На елке много шишек. Рябина покрыта пушистым снегом. Дети вышли гулять. Ребята слепили снеговика из снега. Птицы прилетели лакомиться рябиной. Баба-яга говорит, что она пошутила. Картину она повесила с другой стороны фланелеграфа. Картину вешают на место.
Логопед предлагает детям составить рассказ.
Дети: На картине нарисована зима. Белый пушистый снег по¬крыл землю. Все деревья стоят в снегу. Ребята вышли на прогулку. Снег хорошо лепиться и девочка Сима слепила снеговика. Она одела ему на голову ведро и повязала на шею красивый шарф. Максим катается на лыжах. Саша взяла с собой санки, чтобы покататься с горки. Детям очень весело и интересно.
Логопед: Придумайте название к этой картине? Заключительная часть. Итог занятия.
Логопед: Понравилось вам, ребята путешествие в сказочный лес?
- О каком времени года мы с вами говорили?
- Что мы еще делали на занятии?
- В какие игры можно играть зимой?