Досуговая деятельность как фактор нравственного воспитания
Журавлева Антонина Александровна
С изменениями экономического положения в стране, переходом на рыночные отношения, уровень нравственного воспитания резко упал. Этому также способствуют средства массовой информации. В настоящее время досуговую деятельность детей занимают телефон, компьютер, музыкальный центр, телевизор, где в основном передачи далеко не лучшего качества. Поэтому в своей работе на первое место я ставлю нравственное воспитание детей через досуговую деятельность.Моя задача - помочь организовать свободное время так, чтобы воспитанник мог сказать: "это мне нужно... это поможет мне в жизни.... это мне интересно...", задать вопрос: "Что необходимо сделать, чтобы подняться на ступеньку выше в своем развитии?"
Воспитание - явление целенаправленное, поэтому в своей работе я выделяю поэтапные задачи:
1. Изучить возрастные особенности и психологию детей.
2. Выявить интересы и способности детей.
3. Создать условия для свободы выбора творческой деятельности.
4. Замотивировать детей.
Занятость детей творческим делом очень ценна в воспитательном процессе, так как эта работа развивает умственную активность, творческую инициативу, стимулирует исследовательский подход к решению поставленных задач.
Совместный творческий труд играет большую роль в сплочении коллектива детей. Он формирует у ребят устойчивый мотив к активным творческим делам, умение сопереживать, быть самостоятельным, способным к самоуправлению в процессе совместной деятельности. Поэтому важная задача педагога - собственным примером привлечь детей к деятельности. Очень трудно обмануть ребенка в искренности своих переживаний. Нельзя учить труду без собственного труда.
Моих воспитанниц захватил интерес, когда когда мы побывали на ярмарке народных умельцев Севера и увидели яркие изделия: вышивку, игрушки и вязанные вещи ручной работы. Многим захотелось попробовать самим сделать что-то своими руками. Вот и начался поиск материала: распускали старые вязанные вещи, стирали и выпрямляли нитки, юноши на уроках труда изготовили спицы. С первых же шагов зафиксировала успех детей, отметила их целеустремленность. Возникла потребность систематизировать эту деятельность, открыли клуб рукодельниц "Наши руки не знают скуки".
"Чтобы интересно и красиво прожить жизнь - не позволяй душе лениться" - так мы назвали наш классный уголок, где эпиграфом были слова: "Если человек не знает, чем себя занять - то у него портятся голова, сердце и душа". В уголке значительное место занимала Доска почета с портретами воспитанников, которые за прошедшую неделю подарили радость себе и окружающим. Эту работу выполнял актив класса. Первыми на Доске почета были Рита Анкудинова и Вера Назаренко, девочки самостоятельно подготовили и провели игру "100\1", преодолевая в себе робость и неуверенность.
Для развития интереса и закрепления успеха у детей, мы посещали выставки профессиональных мастеров. После экскусии в знаменитую на всю страну школу Бурчевского, ребята были в восторге и с удовольствием начали в ней заниматься. Через месяц стали появляться готовые изделия: руковицы, носки, жилеты, кофты с северным орнаментом. Особых успехов добились Ира Книжникова, Ася Васильева, Юля Бородина, Лена Русанова. Наш комплекс до сих пор украшают вышивки работы Светы Лукиной, Юли Бородиной, Веры Назаренко. А юноши изготовили оригинальные рамочки, подсвечники, полочки для оформления чайной комнаты. Алексей Типунин и Родион Книжников всех удивляли своим мастерством резьбы по кости. У нас никогда не было проблемы, что подарить имениннику: красивые полезные подарки были изготовлены своими руками. Для детей было кощунством сидеть у телевизора и не заниматься полезным делом.
Постепенно у ребят пробуждалось творческое начало: они с удовольствием участвовали в городских и областных выставках.
Одним из главных направлений воспитательной работы нашего коллектива является нравственно-эстетическое воспитание.
Музыка обладает сильнейшей способностью формировать духовный облик личности.
При составлении плана на новый учебный год, вспоминаем, чего мы достигли за прошедший год, и думали, над чем еще нужно поработать. В своих анкетах о значимости пения, музыки и танцев ребята сказали так: "придает уверенность, дает вдохновение..." поднимает настроение...успокоит, придает силы, помогает преодолевать страхи...". В классе была организована вокальная группа. И воспитанникам, и воспитателям на долгие годы запомнится проникновенное исполнение песни "Ах, война, что ты сделала подлая" Б. Окуджавы и "Родник" (автор - иеромонах Роман). Девочки сумели передать всю глубину переживаний.
Я думаю, что у всех в памяти бальные танцы Светы Лукиной. Сколько сил и времени она отдавала, чтобы добиться успеха. В мороз, в дождь Света 5 лет ходила на занятия а ОЦДО.Руководитель кружка бальных танцев, очень требовательный, строгий педагог, отметила: "Здесь могут заниматься только сильные личности". Света чувствовала, как доносит до всех детей любовь к искусству, и передала эстафету Алеше Вежливцеву. На праздник "Последний звоник" Света самостоятельно поставила "Вальс выпускников".
Нельзя не отметить девушек из группы эстрадного танца. Оценивая их выступление на фестивале "Весенняя капель", судьи не могли поверить, что на сцене непрофессиональные танцоры.
А парни самостоятельно готовили к каждому празднику новый номер в стиле брейк-данс, получали массу положительных эмоций , проявляя силу воли, терпение, хорошую физическую подготовку, вызывая искренне восхищение публики.
Выезжая "Агитбригадой" с концертами, мои дети не только раскрывали свои творческие способности, но и воспитывали в себе взаимопонимание, взаимопомощь.
Дети всегда с нетерпением ждали "Встреч в гостиной" с музыкантами, исполнтелями романсов и бардовской песни. Гости оставляли такие отзывы: "Уходя, чувствуешь себя вдохновленным, с чистой душой"
"Самая большая роскошь на свете - это роскошь человеческого общения" А. Сент-Экзюпери
А как не хватает общения детям. Ведь нам надо заменить мать, отца, дедушку, баюбушку, друга. Мы постоянно общаемся с детьми, используя различные формы: беседы, диспуты, разговоры "по душам", встречи с интересными людьми. Занимаясь в воскресной школе, дети расширяли свои знания христьянской культуры. Позитивное восприятие действительности не позволяло им замыкаться в себе, подталкивало к активному обсуждению, решению своих внутренних проблем. Свою душу они раскрывали на "Уроках мудрости" в обсуждении таких тем, как: "Разговор с совестью", "Как поверить в свои силы", "Сила характера".
Чтобы общаться, нужно иметь большой словарный запас, поэтому мои воспитанники читали много произведений классиков помимо школьной программы. Особенно им нравились произведения А. Дюма, "Как закалялась сталь" Н. Островского, "Республика ШКИД" Г. Г. Белых и А. И. Пантелеева, много читали книг патриотической тематики. Самые читающие ребята: Катя Комолятова, Света Лукина, Сережа Крапивин, Ваня Матронюк, Вика Семеренко.
Весь коллектив класса с большим вдохновением готовится к празднику "День именинника". Всем хочется сделать сюрприз. Ребята не только проявляют кулинарное мастерство и культуру поведения, но и чувствуют себя самыми счастливыми, когда у них на празднике собираются друзья, братья и сестры, в подарок звучит музыкальное произведение на фортепиано, а на столе стоят приготовленные ими угощения и горят свечи.
Самый эффективный способ самосовершенствования состоит в том, чтобы трудиться. Труд - важная часть нравственного воспитания. Здесь нужно приложить все усилия, чтобы труд детям был в радость. Мои воспитанники с удовольствием создавали уют в комплексе: самостоятельно ремонтировали мебель, стирали белье, делали уборку. Юноши своими силами отемонтировали три комнаты. Под руководством бригадира и зав. хоза ребята составили смету, план работы: смыть побелку, побелить потолки, покрасить полы, батареи, рамы, поклеить обои. Работали по благоустройству города: сажали деревья, приводили в порядок территории памятников ВОВ. В 11-ом классе коллектив перешел на самоуправление. В течение двух лет за комплексом не была закреплена уборщица, ребята поддерживали порядок самостоятельно. И все это время комплекс признавался "комплексом образцового состояния".
Хочу поделиться опытом проведения "Клуба выходного дня". На выходные дни в комплексе оставалось 7-8 человек. После завтрака мы всем коллективом без принуждения шли в Храм (все дети были крещены в Соловецком Монастыре). Потом мы шли в выставочный зал, где нас ждали различные выставки. В 12 часов нас всегда ждали в Кинотеатре "Искра" на интересный фильм. Затем с хорошим настрением ребята возвращались в детский дом и готовились к школе. Таким образом, в выходной день ребята получали положительный заряд энергии на всю предстоящую неделю.
Правильно организованная система дополнительного образования представляет собой условия, в которых можно максимально развивать и формировать познавательные потребности и способности учащихся, что позволяет в конечном итоге увидеть высоконравственную личность. В нашем детском доме работают педагоги дополнительного образования, знающие психологию детей, возрастные особенности, индивидуальность каждого воспитанника, ориентируются на актуальные интересы и потребности ребят, учтывая особенности современных подростков.
В комплексе оборудована комната для отдыха, где ребята могут поиграть на фортепиано, посидеть в тишине, помечтать.
Кульминацией досуговой деятельности является проведение в конце учебного года "Парад кружков". Дети счастливые поднимаются на сцену , слышат аплодисменты в свой адрес, получают грамоты и подарки за труд, за то, что изменили себя в лучшую сторону, развили в себе лучшие человеческие качетсва.