Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Духовно-нравственное воспитание – стратегический ресурс
модернизации образования и социализации ребенка
в условиях реализации ФГОС

 
Пичукова Елена Анатольевна, 
учитель ритмики, музыкальный  руководитель, ГБОУ школа № 502
Кировского района  Санкт-Петербурга.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
 
Аннотация
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, модернизация образования.
Без глубокого духовного и нравственного чувства
человек не может иметь ни любви, ни чести,
— ничего, чем человек есть человек.
В. Белинский
 
 Социально-политические изменения в России в 90-е г. прошлого столетия и ценностно-мотивационные установки либерального общества привели к негативным изменениям в социально-экономической, политической и духовной сферах общественной жизни.  Геополитические интересы Запада, направленные на ослабление роли России в мировом сообществе, фальсификация советской идеологии и копирование западных форм жизни, привели к деформации традиционных для страны моральных норм и нравственных установок, к разрушению культурных ценностей и изменению жизненных приоритетов молодежи. Духовно-нравственный кризис современного общества и изменение ценностных ориентаций оказали деструктивное и разрушительное воздействие на развитие личности, семьи, общества и государства.  Снизились такие составляющие воспитательного процесса как патриотизм и гражданский долг. Это обусловило необходимость формирования новой образовательной политики государства в области духовно-нравственного воспитания. Приобщение молодежи к отечественным духовно-нравственным и культурным ценностям, формирование активной гражданской позиции стало приоритетной задачей  государства, которая потребовала формирования новой нормативно-правовой базы в сфере образования, включая разработку образовательных стандартов нового поколения.
Достижение социальных целей современного государства в процессе становления личности принадлежит обществу и его институтам. Ситуация социальной неопределенности, в которой оказалось российской общество, привела к снижению роли институциональных каналов социализации и повышению роли социализирующего влияния непосредственного окружения, СМИ, иностранной культуры. Печатные и электронные СМИ для поднятия рейтинга и привлечения рекламодателей загружают сознание и подсознание людей стереотипами мышления и поведения. Богатое культурно-историческое наследие нашего Отечества практически остается невостребованным, и молодежь имеет очень слабое представление о духовной культуре русского народа. Традиционные технологии формирования духовного развития личности, ее внутреннего мира вытесняются интернетом и телевидением, заполненным сериалами и боевиками.  Утрата культурных традиций и духовно-нравственных ценностей, пренебрежение историческим прошлым и невостребованность молодежью духовного потенциала отечественной культуры  обусловили необходимость повышения духовно-нравственного воспитания молодежи.
В. И. Даль характеризует духовность как: «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности».  Понятия духовности и нравственности неразрывно связаны, а их отсутствие приводит к распаду личности и культуры. Создание общей системы нравственных ориентиров для формирования будущего поколения как национального богатства страны должно стать основой укрепления единства и суверенитета страны и основой повседневной жизни. Возрождению и развитию норм нравственного воспитания детей, возвращению к истинным духовным ценностям способствует возрождение религиозных традиций в России. Важнейшей проблемой - следует считать уважение к родителям и почитание старшего поколения.  Эффективность внешней и внутренней политики с учетом национальных интересов страны, её процветания и развития государственных институтов предопределяют необходимость возрождения традиционного культурно-исторического наследия и духовно-нравственных ценностей.
 Духовно-нравственное воспитание гражданина РФ становится ключевым фактором развития страны, её политической и экономической стабильности. Оно приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности разделяет общество и как организована их передача от поколения к поколению. Этот сложный, многоплановый процесс формируется в соответствии с базовыми национальными ценностями, способствуя укреплению национальной безопасности, обеспечению духовного единства народа и повышению доверия граждан к государственным институтам.
В статье 26 Всеобщей декларации прав человека установлено, что «образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами…». Учитывая, что тенденции современного мирового культурного развития направлены на создание благоприятных условий для развития различных культур, толерантности к ним, роста информационных и образовательных ресурсов, целенаправленным процессом, в этой связи, становится формирование у учащихся социально значимых ценностей, знаний, норм и образцов поведения, а также разумного сочетания материального и духовного. 
Законодательством Российской Федерации определен социальный заказ государства на воспитание человека образованного, нравственного, обладающего чувством ответственности за судьбу страны и способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию. Законодательной основой правового регулирования отношений в сфере общего образования, а также высшего и послевузовского профессионального образования является Конституция РФ,  43 статья которой определяет базовые начала регулирования отношений, возникающих в связи с реализацией права на образование. Основополагающим государственным документом, определяющим стратегические ориентиры развития российской системы общего образования,  его ценностных и целевых установок  стала «Национальная доктрина образования в Российской Федерации»,  принятая в  2000 г.. Национальная доктрина  рассчитана  на период до 2025 г.
   Концепция  развития образования до 2020г.  рассматривает модернизацию системы образования, как важнейший фактор благополучия граждан и безопасности страны - необходимое условие для формирования инновационной экономики, экономического роста и социального развития общества.
Система образования в РФ включает в себя также образовательные стандарты, федеральные государственные требования и образовательные программы различных видов и уровней и ряд других нормативно-правовых документов. Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС) стала «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», предопределяющая правильность выбора подростка в системе нравственных ценностей и его гражданскую позицию. Обеспечение реализации федеральных государственных образовательных стандартов образования, духовно-нравственного развития и воспитания гражданина РФ становится первостепенной задачей современной образовательной системы и важнейшим компонентом социального заказа.
Перечень обязательных требований по выполнению федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) разработан для каждой системы образования и образовательных учреждений. Соблюдая преемственность основных программ дошкольного, начального, среднего, профессионального и высшего образования, они позволяют учащимся беспрепятственно переходить от одного уровня образования к другому.
Образование становится важнейшим системообразующим ресурсом социально-экономического развития современной России и социокультурной модернизации российского общества. В этой связи необходимо сказать о непрерывном и многогранном процессе социализации - приобщении ребенка к социокультурным нормам и  традициям. Наиболее интенсивно этот процесс протекает в детстве, когда закладываются базовые ценностные ориентиры, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения. Результатом целенаправленного процесса воспитания, просвещения и обучения становится накопленный подростком социальный опыт.
Приоритетной задачей общества и государства, а также образовательных стандартов нового поколения становится духовно-нравственное воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и развития гражданина современной России. При этом в сфере общего образования  важнейшая роль принадлежит гуманизации воспитательного процесса. Российская общеобразовательная школа является единственным социально-общественным институтом, через который проходят все граждане России, а школьное образование становится основой культурного развития и формирования базовой культуры личности. Общеобразовательные заведения, в этой связи, должны стать индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и гарантом общественной нравственности, сосредотачивая интеллектуальный, гражданский, духовный и культурный потенциал и обеспечивая социокультурную модернизацию образования. С учетом традиционных для России ценностей и новых ориентиров развития императивом образовательной политики государства, ее главным стратегическим направлением становится комплексная модернизация системы образования, охватывающая социально-нравственное, общекультурное и профессиональное развитие личности.
Одной из составляющих базовой культуры личности является потребительская культура, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей, знаний и норм потребительского поведения, социально значимых и реализуемых в практической деятельности. Глобальное распространение американской культуры и копирование западных форм жизни, основными ценностями которых стали развлечение и потребление, актуализируют данную проблему. Следует учитывать и длительное отсутствие четких нравственных ориентиров в обществе, которое привело к деморализации общества, основанной на подмене целей и ценностей высокой культуры образцами потребительской культуры.  Отличительными характеристиками современного общества потребления являются формирование новой системы норм, ценностей и установок.
Важнейшая роль в процессе обучения должна отводиться содержанию образовательного процесса и воспитанию ребенка, охватывающего учебную и внеурочную деятельность. При этом воспитательные мероприятия не ориентированы на абстрактно-среднего ученика, а предполагают ишдивидуализацию - глубокое, всестороннее и системное изучение каждого, учитывая потребности, мотивы и шкалы ценностей каждого ребенка. Новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), как и ряд других образовательных документов РФ общего образования, определяют личностные результаты учащихся, напрямую связанные с социализацией и предусматривающие их участие в жизни общества и усвоение ими социально-культурного опыта. 
Процесс социализации включает в себя процессы воспитания, образования и адаптации личности. Воспитание и обучение как элементы социализации личности представляют собой специально организованную деятельность с целью передачи ребенку социального опыта и формирования у него определенных стереотипов поведения и личностных качеств. Процесс социальной адаптации как один из механизмов социализации представляет собой начальную стадию успешной социализации ребенка и процесс освоения личностью социальных норм поведения. На процесс социализации ребенка, его развитие и формирование как личности решающее влияние оказывает окружающая его действительность. Агентами социализации личности выступают семья, школа, общественные и политические организации, церковь, СМИ, осуществляющие целенаправленное воспитание и обучение.   Социализация личности происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой (при условии целенаправленного её формирования). При этом воспитание (семейное, школьное, религиозное) выступает в качестве своеобразного механизма управления процессом целенаправленной и сознательно контролируемой социализации. Социальную среду ребенок осваивает постепенно, адаптируясь к наиболее комфортной,    накапливает - социальный опыт. Следует отметить и потребность каждого в индивидуализации, поиске средств и способов выражения личности, неповторимости и уникальности. Процесс формирования личности происходит через систему отношений ребенка в социальной действительности при определенных способах межличностного взаимодействия людей: через взаимодействие с обществом, взаимодействие взрослых и детей, и детей между собой. По мнению А.С. Макаренко,  воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома. При этом случайные социальные воздействия на ребенка имеют место в любой социальной ситуации, при взаимодействии двух или более человек.
Трансформация российского общества в современных условиях привела к необходимости новых приоритетов общего среднего образования. В ФГОС нового поколения сформулированы ценностные ориентиры образования как ведущего института социализации личности в российском обществе, определены факторы и тенденции комплексной модернизации образовательного процесса, возрастание роли человеческого капитала. Социальные установки, обеспечивающие формирование личности и базовой системы ценностей, объединяют россиян в единую культурно-историческую и социальную общность, обладающую полноценной российской идентичностью.
Основные задачи воспитания и социализации обучающихся на основании новых ФГОС и программы духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлены на формирование чувства гражданственности и патриотизма, раскрытие творческих способностей, подготовку к дальнейшей взрослой жизни. Создание благоприятных условий организации учебно-воспитательного процесса способствует становлению социально активной, физически здоровой, творческой личности, способной адаптироваться в условиях меняющегося мира.
 Выполнение требований ФГОС позволит проводить внутренний мониторинг качества образования и оценивать уровень духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Использование новым ФГОС социокультурных и производственных возможностей для развития позитивной социализации личности обуславливает возможность правильной ориентации ребенка в системе нравственных ценностей и определения им активной гражданской позиции. Усвоение ребенком социального опыта, существующих ценностей и норм поведения в процессе образования и жизнедеятельности способствуют социально значимые качества и свойства личности, её социальный статус, социальная роль и направленность. Формируемые в процессе социализации знания, умения, навыки, личностные качества ребенка делают его активным участником социальных отношений в социально-экономической, политической и духовной сферах общественной жизни. 
 Список литературы:
1. В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.
2.«Конституция Российской Федерации» от12.12.1993, (с поправками к от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, 30.12.2008 N 7-ФКЗ, 05.02.2014 N 2-ФКЗ, 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
3.«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». М. 2009.
4.«Концепция развития образования на 2016-2020 г.». Утверждена Правительством РФ 29.12. 2014 г (№ 2765-р).
5.«О национальной доктрине образования в Российской Федерации». Постановление Правительства Российской Федерации N 751 от 4.11 2000 г.                     
6.«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в новой редакции». Проект Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.07.2017.
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»