Использование образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ
Студитова Нина Александровна
В настоящий момент актуальной проблемой современного коррекционного процесса обучения остаётся проблема повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности и повышение уровня коррекционной работы с детьми с проблемой в развитии. При работе с такой категорией детей, обучение и воспитание строится с учетом их возрастных и психофизических особенностей. Основной целью воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, активизация его деятельности, адаптация к окружающей среде.Костя П, приходя в школу, постоянно испытывал трудности в общении с учителем, воспитателем в классе и со сверстниками на перемене. Он испытывал чувство неловкости, находясь в окружении детей, постоянно опасался агрессивных проявлений в отношении себя от взрослых и сверстников. Согласно взглядам Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и других выдающихся отечественных психологов, психика человека больше всего активно меняется и трансформируется в процессе деятельности. Перед учителем и воспитателем стояла не простая задача не просто адаптировать ребенка, но и помочь ему раскрыть свои способности. Не скажу, что это было просто, были и удачи, и промахи, но все-таки совместными усилиями: учителя, воспитателя , помощи службы сопровождения, при активной помощи родителей смогли преодолеть трудности в общении и подготовить ребенка к жизни в социуме. Педагогический процесс непрерывно обогащается новыми технологиями. Для достижения наилучшего результата, в работе с детьми с ОВЗ в своей работе мы используем такие технологии как:
- индивидуальный и дифференцированный подход
- игровая технология
- информационно-коммуникационная
Индивидуальный и дифференцированный подход
Даже при выполнении игровых заданий дети испытывают трудности, педагог должен работать с каждым ребенком и по мере необходимости должна быть оказана помощь в зависимости от возможностей детей. При применении данной технологии, воспитанников можно разделить (условно) на группы. Например, на занятии по лепке «Разноцветные мячи» первой группе воспитанников предлагается: отгадать загадку о мяче; используя интерактивную доску разложить мячи, опираясь при выборе на цвет и величину; игра с мячом «Подбрось-поймай»; самостоятельно размять пластилин и раскатать шар вращательными движениями на доске или в руках(по показу), а второй группе воспитанников предлагаются игра «Прокати мяч», обследование мяча, раскатывание шара вращательными движениями в руках.
Игровая технология
В зависимости от уровня развития каждой группе предъявляется свой разно уровневый дидактический материал и задания для выполнения, различающиеся по содержанию, объему, методам и приемам выполнения. Данный вид технологии включает в себя различные дидактические игры, сюжетно- ролевые игры, настольные игры. Для привлечения внимания детей используются сказочные персонажи. Герои участвуют в процессе всей коррекционной работы. Это настраивает детей на выполнение заданий. В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. В каждой возрастной группе вводятся разнообразные компьютерные игры. Необходимость подбора разнообразных компьютерных игр не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие компьютерных игр рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать содержанием и правилами.
Чтобы активизировать мыслительные операции необходимо расширять знания об окружающем,
используя информационно - коммуникативные технологии.
Работа с детьми по теме «Ознакомление с окружающим миром» ведётся по темам, которые распространяются и на другие виды деятельности детей. Среди этих тем есть такие, которые близки и понятны детям, так как они каждый день в той или иной степени сталкиваются с тем или иным явлением окружающего мира: «Посуда», «Продукты питания», «Одежда» и т.д. Но есть и такие темы, которые абсолютно не связаны с повседневной жизнью детей: «Климатические пояса и природные зоны», «Страны и народы мира». Как их донести до детей, как сделать их доступными и понятыми?
На помощь педагогу приходят информационно – коммуникационные технологии.
Информационные технологии открывают новые еще малоисследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Практика показывает, что компьютерные программы имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Они обеспечивают:
• большую информационную ёмкость (что позволяет представить информационную модель в разных контекстах и коммуникативных ситуациях);
• интенсификацию самостоятельной работы каждого ученика – повышается работоспособность, активизируется познавательная деятельность детей;
• создание коммуникативной ситуации, личностно значимой для каждого школьника – мотивирование трудных для ребенка видов деятельности;
• создание благоприятного психологического климата - создание правильной реакции на ошибку;
• учет возрастных особенностей учащихся при овладении ими различными языковыми моделями и структурами;
• качественную индивидуализацию (в том числе и в рамках группового обучения), которая заключается в индивидуальном темпе и количестве повторений;
• возможность визуализации скрытых от непосредственного наблюдения явлений процессов и закономерностей;
• изменение ситуации взаимодействия «педагог – ученик»: ситуация меняется на «педагог–ученик–компьютер», происходит смена акцента взаимодействия;
• насыщение обучения продуктивными видами деятельности: сравнение, классификация, конструирование, прогнозирование.
Информационно-коммуникационная технология является неотъемлемой частью совершенствования работы педагога в условиях внедрения ФГОС. Без информационно-компьютерных технологий нельзя представить современное образование. Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, на занятиях используются различные виды информационных технологий.