Проблемы воспитания ребёнка со сложным дефектом в семье
Степанова Людмила Станиславовна
Выявление,диагностика и обучение детей со сложным дефектом имножественными нарушениями развития-это сложная проблема,кото-
рую конечно же,должны решать специалисты разных уровней.В пер-
вую очередь напрямую с ней сталкиваются родители этих малышей.
С самого начала они должны знать,что путь,по которому пойдёт раз-
витие их ребёнка,степень реализации его потенциальных возможностей обусловлены не только степенью имеющихся нарушений,но и их отно-
шением к самому дефекту и участию в воспитательном процессе.
Круг проблем,стоящих перед родителями-это непонимание прблемы,
возможное непринятия наличия дефекта или же самого ребёнка.
Запрдельный страх за жизнь ребёнка,боязнь проявления серьёзных
пороков развития,трудностей лечения и др.приводящие к постоянному
напряжению.Поиск помощи исключительно у медиков,исключая наб-
людения у специалистов,педагогов,что приводит в большинстве слу-
чаев к длительной материнской депривации.Первая и во многом опре-
деляющая всё дальнейшее развитие в воспитании ребёнка-это проблема
принятия его в семье.Рождение ребёнка с явными нарушениями раз-
вития-это всегда глубокие переживания всех членов семьи.Это долгая
и мучительная душевная борьба родителей с самими собой.Они должны
принять случившееся или отвергнуть.Отвергнуть-это не всегда значит
отказаться от ребёнка,это прежде всего значит внутренне не соглаша-
ться с тем,что их ребёнок не такой как другие,не смириться с тем,что
что-то в его развитие будет ему не доступно.Это драма где родился
ребёнок с выраженными нарушениями во многом усугубляется если
ребёнок имеет не одно,а два или более выраженными нарушениями.
Родителям необходимо знать,что определение нарушений(например
зрения и слуха) у новорожденных довольно сложная задача.Часто
медики не в состоянии поставить правильный диагноз и определить
дальнейшее лечение.В итоге обнаружение сразу нескольких дефектов
у ребёнка обычно вызывает у родителей тяжёлое стрессовое состояние.Рушатся надежды,планы,связанные с рождением малыша,
ломаются представления о всей дальнейшей жизни.В этой ситувции
одни родители со временем пересмотрят свою жизненную прграмму,
другие не в состоянии справиться с этим собственными силами.Они
либо отказываются от ребёнка,либо оставив его в семье и даже
любя,не могут примириться с его дефектом.Крайним случаем являе-
тся возникновение чувства потери смысла жизни.Естественная первая
реакция "ШОК".Она длиться от недели и до конца жизни,так как зависит
от способности родителей справиться с психологическими травмами.
Отвержение самой возможности случившегося-это первый способ достижения эмоционального равновесия.Отрицание становится базой
мобилизации объединнёных усилий родителей в поиске выхода из
создавшегося тупика.Чем раньше родители осознают,что отрицание
является здоровой реакцией на свалившееся на них горе,тем быстрее
они могут оправиться.Чувство вины подчас настолько становиться непосильным,что его перекладывают на плечи другого.Следствием
становится поиск подтверждения или опровержения поставленного
диагноза.Здесь как раз и упускается драгоценное время,которое необ-
ходимо направить на адаптацию как самих родителей и их ребёнка.
Здоровой же нормальной реакцией являются чувство горя и депрессия,
но и здесь супруги могут совершить очередную ошибку.Они начинают
отдаляться друг от друга,что приводит к разводу,непониманием и обидам.
Достижение адекватной,эмоциональной и психологической устойчивости
в отношении к состоянию ребёнка-это возможно лишь при соблюдении
условий,получение максимально полной информации о проявлениях
заболевания.Не допустимость сокрытия специалистами последствий.
Регулярная и обязательная проверка состояния здоровья.Предоставление
полной информации о проблемах данного ребёнка специалистами,врачами, педагогами,максимально возможное раннее
обучение ребёнка и членов семьи средствами общения.Таким образом
можно выделить оптимальные условия полноценного развития ребёнка с
комплексными нарушениями-это умение создать ситуацию совместной
деятельности,наличие взаимосвязи матери и ребёнка,эмоциональная
насыщенность общения,учёт взрослыми интересов ребёнка и умение
их использовать в решение своих задач.Создание предметно-развивающей
среды.Включение родителей в педагогический процесс-это условие
проведения эффективной коррекционной работы.При этом важно,чтобы
родители владели знаниями,чтобы уних были сформированы педагоги-
ческие умения и навыки,обеспечивающие адекватность взаимодействия
с ребёнком в любой ситуации.