Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики
 
Гайворонская Наталья Игоревна,
учитель-логопед ГБДОУ детский сад№ 53
Калининского района Санкт-Петербурга

 
    Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте  - одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями.  Формирование у детей правильного звукопроизношения, четкой дикции происходит прежде всего под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия.  Ведущая роль в этой работе принадлежит логопеду. При этом занятий только с логопедом для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения недостаточно. Помощь в этом логопеду должны оказывать воспитатели и родители.
Правильное произношение звуков может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка достаточно развиты подвижность и «переключаемость» органов артикуляции: языка, губ, мягкого неба, маленького язычка; развито речевое дыхание, а также умение владеть своим голосом. Выработать четкие движения артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика, но здесь можно использовать нетрационные формы ее проведения.
         Для достижения лучших результатов подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяют такой метод как биоэнергопластика – это взаимодействие руки и языка.
         Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов: бионергия и пластика.
Биоэнергия  - эта та энергия, которая находится внутри человека.  Пластика – плавные, раскрепощенные движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.      
Для коррекционной работы логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движение кистей рук) с движением артикуляционного аппарата. В момент проведения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть и губы. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребенка, повысить мотивацию детей, поддерживать эмоциональный настрой ребенка и педагога на протяжении всего занятия. Кроме того развивается координация движений, мелкая моторика. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга.
         Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движения кисти руки. При использовании биоэнергопластики значительно сокращаются сроки получения положительных результатов в коррекции звукопроизношения.
         Применение биоэнергопластики:
- нормализует мышечный тонус органов артикуляции;
- стимулирует двигательные функции артикуляционного аппарата;
- активизируется речевая функция;
- повышается работоспособность.
         На первом занятии дети знакомятся с упражнениями для губ, языка или челюсти по стандартной методике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекается. При этом логопед каждое упражнение сопровождает показом движения кистью одной своей руки.
          На третьем – четвертом занятии к артикуляции у детей подключаются движения сначала одной кисти ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Такая пальцево-речевая гимнастика продолжается весь учебный год. Логопед следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяется счет, музыка, стихи. При этом педагог продолжает давать четкий образец движения.
         Требования к проведению биоэнергопластики:
- для развития ритма и размерности выполнения движений используется счет от одного до десяти, отстукивание ритма, стихотворные строки или метроном;
- при выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой следить за синхронностью движений губ, языка и кистей рук;
- движения рук должны быть раскрепощенными, следить, чтобы рука в кисти не напрягалась;
- артикуляционную гимнастику проводить в игровой форме, можно для этого использовать куклу-перчатку или нарисовать на ведущей руке ребенка глазки и ротик воображаемого человечка. Данный прием способствует эмоциональному подьёму и повышению интереса к выполнению гимнастики с биоэнергопластикой.
          Например, упражнение «Птенчики», поскольку важно научить ребенка открывать рот – это залог произнесения многих звуков и общей внятности речи. Темп выполнения медленный. Рот открыт, счет до пяти. Постепенно темп увеличивается. Дети ориентируются на темп заданный логопедом, на его счет и образец движения руки. Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном положении, губы сомкнуты. На счет один челюсть опускается на ширину двух пальцев, язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. Во время проведения гимнастики  необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание было сосредоточено на опускании челюсти. На счет два  фиксируем открытое положение рта. На счет три рот открыт.
         Показ кистью руки: четыре пальца сомкнуты ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.
         Ко всем классическим упражнения добавляются движения кисти.
         Педагог может самостоятельно подобрать движения руки под любое упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает.
          Можно предложить детям выполнять комплекс, который  включает в себя пять упражнений: два статических на удержание и три динамических двигательных упражнений. В течении недели комплекс не меняется. Каждый понедельник одно хорошо усвоенное упражнение заменяется на новое.
          Специальные подготовительные упражнения детьми отрабатываются подгруппами из 2-3 человек и индивидуально с воспитателем, логопедом. Затем с данными упражнениями знакомим и родителей, чтобы они отрабатывали эти упражнения с детьми дома.
         Повышают интерес к занятиям схемы, пиктограммы с обозначением упражнений, игровые атрибуты для пальчиков: шляпки, варежки, юбочки, фигурки пальчикового театра.
          В биоэнергопластике даются хорошо знакомые, отработанные упражнения. Сначала в комплекс входит одно такое упражнение, по мере овладения детьми техникой синхронного движения, все пять упражнений комплекса выполняются с движением рук.
          Биоэнергопластика улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, усиливает их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.
         Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие от языка к коре головного мозга. Значительно улучшается эмоциональный настрой детей при проведении артикуляционой гимнастики, что способствует улучшению процесса освоения сложных артикуляционных укладов. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать биоэнергию в организме. Это положительно влияет на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
 
Список литературы:
  1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г.
  2. Ястребова А.В., Лазаренко И.О. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей.М.: Аркти, 2001г.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»