Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Образование прилагательных от существительных
с помощью наглядно-игровых средств у детей о ОНР

Эстрина Светлана Михайловна
    При нормальном речевой развитии грамматический строй речи осваивается детьми постепенно, самостоятельно, при подражании речи окружающих.
Грамматика русского языка включает в себя три основных компонента: морфология, словообразование и синтаксис.
Сложности усвоения грамматических значений заключаются в том, что дети интуитивно усваивают данные знания, так как они абстрактны. Усваивая активную лексику дети с речевой нормой образуют речевые связи, у них формируется и развивается словоизменение и словообразование. Овладение грамматическими формами происходит по мере накопления импрессивного и экспрессивного словаря. Дети внимательно вслушиваются в речь окружающих и сами начинают активно использовать эти грамматические формы в спонтанной речи. Вместе с тем у детей с ОНР к началу школьного возраста при сохранном интеллекте и нормальном биологическом слухе уровень сформированности грамматических  средств речи может значительно отличаться от нормы, что отрицательно сказывается на общем развитии ребенка.
У детей с ОНР отмечается ограниченный словарный запас. Бедность словаря проявляется в том, что дошкольники часто неточно употребляют  в экспрессивной речи имена существительные, прилагательные, глаголы и другие части речи. Дети не владеют обладающими понятиями, малочастотными словами. В прилагательных дети не выделяют существенные признаки и не дифференцируют качества предметов.
Невысокий уровень развития абстрактно-логического мышления детей с ОНР требует привлечение в занятиях большого количества наглядного материала. Так как основным видом деятельности дошкольников является игра, в работе по формированию грамматического строя речи в полной мере используют игровые приемы. На логопедических занятиях используют наглядно-игровые пособия, дающие детям зрительную опору и служат дополнительной мотивацией.
Игра «Кафе».
Цель: формирование и развитие навыка образования относительных привлекательных от материальных и изменение привлекательных по родам.
Оборудование: «Меню»- большая карта с прорезью для  раздаточных картинок с изображением фрукта или ягоды, стакана с соком, конфеты или куска пирога с начинкой и банка с вареньем или веточки с мороженым.
-Сегодня мы пойдем с вами пойдем в кафе. Давайте посмотрим в меню и выберем себе угощения.
Ребенок официант предлагает детям карты-«меню». Дети выбирают по одной и делают заказ, называя изображенный фрукта (ягоду). Далее говорят как называется сок, конфета, варенье с этим вкусом.
- Пожалуйста, дайте мне сок из вишни (какой?)- вишневый.
- Конфета (какая?)- вишневая.
-Варенье (какое?)- вишнёвой.
(Яблоко, апельсин, слива, клубника, банан, земляника, лимон, малина…)
Возможно усложнение игры. «Чем официант упростит гостей?» (творительный падеж), «Что официант предложит гостям?» (винительный падеж)- развитие навыков употребления относительных прилагательных в творительном и винительном падежах.
Игра «Ураган».
Оборудование: карты с изображением деревьев и веток с листьями. Дети подбирают пары карт.
Над лесом пронесся ураган, который сломал ветки с деревьев. Юные биологи должны определить, с какого дерева ветка, и назвать ее.
-Ветка березы (какая?)- березовая ветка.
Игра «Ателье».
Оборудование: три карты с вырезанными силуэтами платья, юбки и костюма. На маленьких картах образцы различных тканей, подкладываемых под силуэты одежды.
-Мама пошла в ателье, чтобы заказать себе юбку, платье и костюм. Ей предложили на выбор различные ткани.
Детям предлагают любую ткань. Например шелк. Дети трогают образец и называют его- «шелк».
- Костюм из шелка (какой?)- шелковый.
- Юбка из шелка (какая?)- шелковая.
- Платье из шелка (какое?)- шелковые.
Игра на образование притяжательных прилагательных и изменение их по родам.
Игра «Кто спрятался за кустом?».
Оборудование: изображение куста, вырезанное из черной бумаги, изображения хвостов и голов животных (белка, волк, медведь, заяц, рысь, лиса, лось). Дети выбирают пару: голова-хвост.
- С одной стороны куста положить голову и назвать чья это голова, а с другой хвост и сказать чей.
- Это спряталась лиса. Голова чья? Лисья. Хвост чей? Лисий.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»